Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

С «Рутой» по жизни

27 октября, 2000 - 00:00

Мимо по лестнице пробегали стайки детей, спешащих на уроки.
На пороге комнаты нас встретила симпатичная блондинка с очаровательной
улыбкой. Видно было, что хозяйка заметно нервничает. Кузнецова в Черновцах
местная знаменитость. После удачного дебюта ей многие прочили блестящую
карьеру певицы, но она предпочла стать педагогом. Работает в музучилище,
обучает секретам вокального мастерства молодежь. На общение с прессой соглашается
неохотно. Ее основной аргумент отказа — «я не актриса, а учительница».
Впрочем, для нашей газеты Елена Николаевна сделала исключение. Совсем недавно,
без особой помпы, меломаны отметили дату, уже ставшую историей, — 13 сентября
1970 на съемках телепередачи «Камертон доброго настрою», где впервые прозвучали
«Рута…» и «Водограй». Ее исполнили Владимир Ивасюк и Ляля Кузнецова.

Вот как это было:

— В то время я закончила музыкальное училище, дирижерский
факультет и была солисткой ансамбля под руководством Леонида Борисовича
Затуловского при Доме учителя. Это мини-симфо-джаз. Предложение Володи
спеть вместе меня не удивило. Он показал мне черновую мелодию на стихи
«Червоної рути» и «Водограю», а чтобы получить завершенное произведение,
нужно сделать запись вдвоем. Когда я впервые услышала «Руту», она мне понравилась
буквально сразу: это и новый ритм, и в то же время построена на народном
мелосе. Такой синтез показался очень интересным. Это была творческая работа
двух молодых людей: начинающих композитора и эстрадной певицы. Володя по
натуре романтик. Мне кажется, что буковинская земля, где он родился, питала
его душу и дала тот творческий импульс, который вылился в целую серию замечательных
песен. Его мелодии проникновенно-нежные, тонкие, а тексты очень поэтичные.
На Театральной площади (а это был прямой эфир передачи «Камертон доброго
настрою») собрались толпы народа. Те, кто не поместился на площади, замерли
у экранов телевизоров. Буквально на второй день весь город пел «Червону
руту». Можно сказать, что в одночасье мы стали знаменитыми. Все поздравляли
Володю с успехом. Казалось, что у него выросли крылья. Отблеск его славы
ложился и на меня.

Мне больше запомнились не сами съемки, а процесс аудиозаписи
песен на местной телестудии. Режиссер Василий Стрюкович и Володя тихонько
стучали в окошко, вызывая меня. Мой отец был очень недоволен, что приходилось
работать ночью, когда освобождалась студия. Нам давали время с полуночи
до шести утра. В вокальном плане «Червона рута» сложна для исполнения.
Особенно тяжело давалось «А-а-а-а» — это переходные ноты сопрано, а у меня
меццо-сопрано. Поэтому приходилось петь фальцетом, брать инструментальным
звуком, чтобы не было вибрации и не появилось эхо. Я пела первую партию,
а Володя — вторую. У него был тенор. То есть нам приходилось менять регистры.
Песня «Водограй» значительно проще для исполнения в вокальном плане. Трудно
сказать, почему «Червона рута» стала более популярной, чем «Водограй».
Возможно, сыграло роль необычное название песни.

— Елена Николаевна, как вы относитесь к новым аранжировкам
песен Ивасюка?

— Плохо. Нынче я руковожу ансамблем «Марічка», который
раньше возглавлял Степан Сабадаш и, подбирая произведения, каждый раз бережно
отношусь к первоисточнику. В архивах нашла народную песню, записанную Владимиром
Ивасюком «Стоїть пшениця, як Дунай». Она буквально расписана для ансамбля.
Стоит сыграть партитуру — понимаешь, что лучше уже не придумаешь. Прекрасная
гармония. Зачем искажать автора? Допустим, фортепианное изложение — примитивное,
но тут зависит от руководителя и его умения слышать в современном ритме:
нужно чуть подкорректировать, и этого достаточно. Я против того, чтобы
в корне изменять фактуру мелодии. Это неэтично по отношению к композитору.
Более того, я считаю, что молодое поколение должно знать первоисточник.
Ивасюк за десять лет написал более сотни песен. Каждый исполнитель может
найти именно ту, которая ближе ему по духу. Меня возмутило, как Богдан
Титомир в «Старых песнях о главном» буквально исковеркал «Червону руту».
По-моему, это просто кощунство. На последнем Международном конкурсе молодых
исполнителей украинской эстрадной песни им. В. Ивасюка интересные аранжировки
показали певицы, ставшие лауреатами, — Виктория Демьянчук из Беларуси и
моя землячка — черновчанка Ирина Столяр.

— По исполнению произведений Ивасюка можно сказать,
обладает вокалист голосом или нет. Какие песни вы считаете выигрышными
для певцов?

— На его произведениях голоса демонстрировали София Ротару,
Василий Зинкевич, Назарий Яремчук. Петь лучше них очень сложно. Я считаю,
что, взяв в репертуар ивасюковские песни, вокалист сдает экзамен на мастерство.
Например, «Балада про мальви» удается очень немногим. Кроме голосовых данных,
нужно иметь богатый вокальный и житейский опыт. Я считаю эту песню вершиной
творчества Ивасюка. Вот я рассказываю, а у самой мурашки по коже бегают.
Музыка и текст баллады так воздействуют на эмоциональную сферу слушателя,
что подобное дано не многим композиторам. К сожалению, сегодня автора,
равного по мощи и таланту Ивасюку, я пока не вижу. Слишком много нынче
одинакового, перепетого и многократно слышанного. Нет оригинальных подходов.
Украинской эстраде не хватает главного — профессионализма. Кроме этого,
чтобы вырастить и воспитать талант, нужны деньги. Мы начинали с высокопрофессиональной
художественной самодеятельности. Этой же дорогой шла и София Ротару. Я
не стала профессиональной певицей — занялась педагогикой, но наши тогдашние
концерты транслировали на весь Союз. Мы объездили многие города. Нынче
же деньги вкладываются в так называемые проекты, которые существуют, в
лучшем случае, один — два года. Произошла переоценка ценностей. Сейчас
у кого есть деньги — тот и исполняет музыку. К сожалению, выращивать таланты
никто не берется. Все хотят иметь сразу «звезду». В нашем городе в Доме
культуры проводят уроки с талантливыми детьми, но педагоги работают практически
бесплатно, на энтузиазме. Порой я согласна заниматься бесплатно, лишь бы
талантливый ребенок занимался, ведь не все семьи могут позволить себе платить
за учебу. Ведь чтобы послать ребенка на конкурс, нужно подобрать песню,
сделать аранжировку, записать фонограмму, сшить костюмы, а это все немалые
деньги. Вот и получается, что талант остается за бортом, а пробиваются
посредственности.

Вы знаете, я не кокетничаю, считая, что реализовалась в
своей педагогической работе. Успехи моих учеников меня радуют. С ними связано
мое будущее.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»  ФОТО АНАТОЛИЯ МЕДЗИКА / «День»  ЕЛЕНА КУЗНЕЦОВА: «УСПЕХИ МОИХ УЧЕНИКОВ МЕНЯ РАДУЮТ. С НИМИ СВЯЗАНО МОЕ БУДУЩЕЕ»  С Еленой Николаевной Кузнецовой — первой исполнительницей знаменитых хитов «Че
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ