Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сад детства моего, не исчезни!

Ныне на каждого жителя Львова приходится 20 квадратных метров зеленых насаждений в городской и загородной зонах
27 ноября, 2006 - 19:14
200-ЛЕТНИЙ ДУБ В ЗАПОВЕДНОМ УРОЧИЩЕ «КОРНАЛОВИЧИ» НА ЛЬВОВЩИНЕ. ПОЛТОРА ГОДА ТОМУ НАЗАД В ЭТОМ УРОЧИЩЕ ПОД ВЫРУБКУ ПОПАЛО 238 ГЕКТАРОВ ТАКИХ ЖЕ ДЕРЕВЬЕВ / ФОТО УКРИНФОРМ

Тем, что сегодня город Льва выдерживает вышеприведенное требование ВОЗ, мы должны быть обязаны не нашим современникам, а нашим пращурам, которые об этом позаботились. «Єзуїтський город», как называли старейший парк, который ныне носит название парк им. Ивана Франко, основали еще в ХVI веке. Потом возник замысел создать первое зеленое кольцо. Правда, его не удалось реализовать из-за монументальных сооружений монастыря бернардинов, театра Скарбека и ряда других зданий. Зато второе кольцо зелени, которое начиналось на Высоком Замке, а потом продолжалось Кайзервальдом, Лычаковским парком, Погулянкой, «Железной водой»… и вплоть до Стрыйского парка, постепенно выстраивалось. Зеленая дуга, которая охватывала почти треть периметра города, должна образовать «Корсо» — широкую аллею, предназначенную для верховой езды. Это должно быть чем-то вроде Булонского леса, однако, моторизация и Первая мировая этому помешали. Зеленых островков во Львове создали столько, что жить здесь можно было в гармонии с природой. Детям, да и взрослым, достаточно было места для отдыха и развлечений, тихих прогулок и громких забав. И, что показательно, никому даже из самых богатых и самых влиятельных граждан города, ясное дело, после того, как границы парков определились, не приходило в голову строить в местах общественного отдыха свои дома.

СУПЕРЭГОИЗМ

Сегодня же границы парков отодвинули кирпичные дома, построенные на «отбитой» правдами и неправдами заповедной земле ландшафтных зон. Довольно громкий скандал с построением в Стрыйском парке гостиницы и ресторана вызвал возмущение жителей города, но это ничего не изменило. Частная гостиница в одном из лучших парков Европы медленно возводится, — к нашему стыду. При этом городское чиновничество вину перекладывает друг на друга, и конца этому не видно… Во всяком случае, так утверждают сами чиновники. Хотя выяснение этого вопроса могло бы стать делом чести многочисленных общественных организаций, которые так упрямо боролись за площадь Рынок. Разве Стрыйский парк, который был одной из визиток Львова, этого также не стоит?

Интересно, что реальная картина — на сколько сократилась зеленая территория Львова, как ни пытались выяснить, никак «не вырисовывается». То, что она сокращается и находится в критическом состоянии — уверены все. «Не для прессы» немало кто намекал, что очень многим лицам в калейдоскопе команд, которые приходили вместе с новыми мэрами, было выгодно в общем этой темы не касаться. К слову, последняя инвентаризация парков прошла уже больше 20 лет назад. А лет десять назад распалась структура, которая заботилась о «легких города», ее функции были возложены на несколько инстанций. А у семи нянек, как известно, дитя без присмотра...

Депутат горсовета Вера Лясковская, председатель постоянной комиссии по вопросам экологии и природопользования, относится к тем, кто из года в год воюют за парковые зоны: «Мы обращались в природоохранную прокуратуру, городскую прокуратуру, потому что почувствовали, что строится что-то совсем не то, что предусмотрено в архитектурном проекте. Планировалось, что пройдут восстановительные работы на месте бывших павильонов общепольской ярмарки, которая носила название «Восточные Торги». А построили гостиницу, которую, я уверена, все равно примут в эксплуатацию. (Ломать же никто не будет.) И это останется на совести председателя совета прошлого созыва, — все наши запросы на сессиях тогда «не услышали». Очень большой оказывается сила власти и сила денег, которые искажают законы. К счастью, кажется, сейчас эти процессы остановлены, нашу озабоченность и другие депутаты наконец воспринимают, кажется, с пониманием. Поэтому удалось стать на пути строительства в Левандовском парке, остановить так называемый выкуп фундаментов, которые остались здесь от вольера. В Снопковском парке остановили стройку — бывший начальник областного управления земельных ресурсов пытался построить себе виллу. В Валахской долине даже были намерения строить! 750 лет Львову и никто там не строил, а сейчас нацелились».

ГДЕ ЛАНДШАФТНЫЙ АРХИТЕКТОР?

Чтобы никто больше не посягал на парковые зоны, скверы, не пытался испортить городской ландшафт, необходимо ландшафтные карты включить в Генеральный план застройки Львова, который также сейчас разрабатывается, категорически уверена депутат горсовета. Во всех инстанциях, по ее словам, есть планы парков и скверов. Разработаны они, правда, немало лет назад, однако, их никто не отменял, и почему люди ставят свои подписи, согласовывают документацию на построение даже там, где проходят ручейки — непонятно… Конечно, многое изменилось, нужно заново утвердить границы, конкретные территории парков. Для этого, кроме совестливого отношения депутатского корпуса, нужна воля городского головы, направленная на защиту нашего города. Очень нужна. Если бы мэр города несколько раз с трибуны озвучил свою неудовлетворенность, резкое неприятие подобных застроек, картина бы изменилась…

Кстати, по закону ландшафтные территории защищены (Закон Украины «О природно-заповедном фонде Украины», где отмечены наиболее ценные и выдающиеся памятники. Согласно статьям 7 и 38, на территории парков запрещается какая-либо деятельность, которая не связана с выполнением возложенных на парки задач.) «Но не защищены наши парки соответствующим контролем, ответственностью за произвол. Ясное дело, сегодняшняя ситуация выгодна для некоторых мужей города, которые закрывают глаза на то (и даже в судах кое-кто не стесняется это доказывать), что растут объекты в парковых зонах. И поэтому назначение ландшафтного архитектора — неотложное для города дело», — подчеркивает Вера Дмитриевна.

Кстати, во время избирательной кампании Андрей Садовый обещал львовянам восстановить должность ландшафтного архитектора. Ведь «при советах» такая должность была. А потом, на заре «дикого капитализма» она оказалась ненужной — подпись на проектных документах ландшафтного архитектора лишняя для тех, кто очень хочет свой офис или дом строить для себя, любимого, именно там, где должны отдыхать все львовяне. Так ли это везде?

5 ТЫСЯЧ ЗА 15 САНТИМЕТРОВ

Недавно на совещание, которое проходило в городе Льва, съехались директора зеленстроев, коммунальных предприятий, которые занимаются городскими парками и скверами. Они говорили о том, что каждому городу нужна своя программа развития зеленой зоны, программа, разработанная профессионалами и утвержденная городскими депутатами — патриотами своего города. Теперь такая программа утверждена только Киевсоветом. Она включает не только уход за деревьями (в бюджете города на каждый квадратный метр зеленых насаждений заложены 20 копеек для ухода за ними), но и инвентаризацию деревьев, определение границ каждого парка и сквера. Поэтому киевляне полусерьезно утверждают, что все другие города Украины отстали от них «навсегда». Теперь, сплачивая вокруг себя единомышленников из других городов, они выносят на обсуждение общественности вопрос необходимости наказания за уничтожение природных ресурсов. Каждое срубленное дерево с диаметром ствола 15 сантиметров должно наказываться штрафом в 5 тысяч гривен. Чем больше дерево, тем больший штраф. А если дерево спилили в заповедной зоне, штраф увеличивается в 5 раз!

Конечно, каждый населенный пункт может назначить для себя свою «меру наказания» — это прерогатива местных советов. Т.е. по большому счету только от общей политики, которую проводят депутатский корпус, мэрия по отношению к заповедным ландшафтным территориям и вообще к зеленым насаждениям в городе, зависит то, насколько допустимым является произвол в городе. И получается, что львовские депутаты в этом плане могут быть несколько посрамлены…

Ольга Зинчук, заведующая сектором контроля биоресурсов, развития экосети и заповедного дела управления окружающей природной средой во Львовской области также считает, что угроза нецелевого использования территории парков — нерешенная и угрожающая для города проблема. «Госуправление, — сказала она, — провело в 2001 году коллегию по фактам продажи городом участков в парках Лычаковском и «Железная вода» и рекомендовало вынести на рассмотрение сессии вопрос о моратории на изменение границ и изъятие земельных участков в городских парках — объектах природно-заповедного фонда как местного, так и общегосударственного значения.

Для недопущения нецелевого использования парков с этой просьбой мы обращались неоднократно к мэрам — и Куйбиде, и Буняку, и Садовому успели… Однако каждый раз ответ был один: ведутся работы по разработке технической документации. Сегодня, во исполнение Указа Президента Украины от 23 мая 2005 года «О мерах по дальнейшей судьбе природно-заповедного дела в Украине», Постановления ВР от 22 сентября 2005 года «О рекомендации парламентских слушаний «Современное состояние и перспективы развития земельных отношений в Украине» и решения Координационного совета по вопросам формирования национальной экологической сети, назрела насущная необходимость проведения инвентаризации территорий и объектов природно-заповедных зон города Львова, уточнение их площадей, границ, нанесения территорий и объектов природно-заповедного фонда на картографические материалы, в проектно-планирующую документацию города, включение этих земель в государственный земельный кадастр как земли природно-заповедной зоны. Только при таких условиях к минимуму сведутся возможности где-то кому- то захватить территорию дня нецелевого ее использования».

Нужно признать: такие работы во Львове ведутся, причем уже 6 или 8 лет, в различные созывы депутатов. А конца этому пока не видно. Ученые даже создают программы, которые все признают довольно интересными, однако, никто их не реализует. Инвентаризация то одного, то другого парков начинается, потом или сил, или денег не хватает — и дело за единичными исключениями до конца не доводится. Мешает бедлам с подчинением парков. Парк культуры и отдыха, например, опекает управление культуры — почему? Потому что в названии есть слово «культура»? По такому принципу можно парк Франко отдать в подчинение университету им. Ив. Франко… Возникают постоянные конфликты между распорядителями средств и непосредственными получателями. Не разработана система мер для землепользователей и землевладельцев. Например, сквер у больницы стоит заброшенный, а рядом сквер какого-то университета — удивляет ухоженностью. Жаль, что практически совсем не используется потенциал Львовского лесотехнического университета, который готовит профессионалов и их труд является затребованным в других городах Украины — заключаются соглашения, аспиранты едут на помощь. А в Львове — вот-вот соглашение будет заключено, вот уже и средства нашлись… А вот и пропали…

Сложную ситуацию с зелеными зонами львовские специалисты однозначно связывают с недостаточным финансированием. 808,32 гектара — такой является в Львове общая территория парков, лесопарков, зеленых зон. Финансирование ухода за ними на 2006 год составляет 1506,8 млн. гривен, тогда как требуется по меньшей мере 5171 миллион. На один гектар парков приходится только 1864 гривни в год…

ЛОПАТЫ В РУКИ!

Академик, заведующий кафедрой ландшафтной архитектуры Львовского лесотехнического университета Владимир Кучерявый уверен в следующем:

— Парки, зеленые насаждения — расходная часть городского бюджета. И то, что на уход за зелеными зонами Львова приходятся такие незначительные средства, говорит о том, что депутатский корпус недостаточно осознает, насколько важной для имиджа города является эта статья расходов. Луцк, который втрое меньше Львова, выделяет только на цветочное оформление 750 тысяч, мы же — 270. По сравнению с Киевом Львов также выглядит непривлекательно. Один район в городе Киеве имеет около 8 миллионов на содержание зеленых зон.

Когда Андрей Садовый шел к власти, то во время проведения научной конференции он проголосовал за программу, в которой отмечено: организуем за средства городского совета конкурсы на лучшее озеленение района, микрорайона, улицы, площади, двориков и балконов… Если мы хотим быть городом туризма и зарабатывать на этом деньги, то надо поднимать общественность. Я готов разработать положение конкурса, сами руководители учреждений будут гореть желанием соперничать. Возвратим былую славу наших садов и парков!

В каком ужасном состоянии они сейчас находятся! В Стрыйском парке надо немедленно ликвидировать незаконно построенные сооружения, которые нарушают композиционную целостность парковых пейзажей, реставрировать фонтаны, руины романтического замка и памятник Келинскому, восстановить георгинарий и розарий, многочисленные беседки. Парк им. И. Франко — наш старейший публичный парк — нуждается в реставрации ротонды, дома садовника, лечении деревьев-долгожителей. А почему бы не создать в парковом помещении дом природы, где сейчас арендуют для себя офисные помещения различные фирмы, музей садово-паркового искусства Львова — города, который в Украине имеет более всех памятников садового искусства мирового значения. Нигде в Европе больше не сохранилось столько буков, а в Львове сохранился целый буковый древний лес, который, правда, постепенно уничтожает плоскостная и линейная эрозия.

Практически во всех парках повреждены элементы парковой структуры, отсутствуют скамейки, урны для мусора, повреждены пешеходные дорожки, не обеспечивается надлежащая охрана и уход парковых экспозиций, не выкашиваются сорняки… Считаю, что до некоторой степени защитит наши парки и изменение статуса, — нашим выдающимся памятникам садово-паркового искусства надо предоставить статус государственных.

…Ввиду вышеприведенного, недавно представители политических партий собрали в пресс- клубе реформ «круглый стол» и предложили за каждым парком закрепить парторганизацию. Цель как будто благородная, а пути, согласитесь, смешные. Немало кто по этому поводу шутил: мы уже так «запартизировались», что утратили ориентиры — кто и чем должен заниматься. Партийная работа — поднимать общественность, заботиться о своем имидже, поднимая на щит актуальность задач и проявлять непримиримость к любым преступлениям. А хозяйственники должны, получив средства, взять в руки лопаты, кирпич, саженцы… и восстанавливать парки. Каждый должен честно выполнять свои задания. И тогда в стране не будет такого беспорядка, который нам всем так надоел…

Ирина ЕГОРОВА, «День», Львов
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ