Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Самообразование — революция в обучении

Весной нынешнего года начнет работу открытая платформа доступа к обучающим курсам ведущего технического вуза США. А как насчет Украины?
31 января, 2012 - 20:25
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Что важнее: образование или знания? А если между этими понятиями поставить знак равенства, то почему сегодня выпускники магистерских программ наших университетов не могут найти достойную работу? С другой стороны, могут ли фундаментальные знания гарантировать профессиональный успех? Они, по крайней мере, повышают шансы на него, убеждены зарубежные педагоги, которые активно призывают к самообразованию, в конце концов, знания, полученные самостоятельно, могут подтолкнуть человека к критическому взгляду на жизнь и окружающую реальность и, соответственно, к собственным поискам качественной альтернативы.

Если в мире есть люди, которые не могут получить качественное образование, то они, по крайней мере, должны иметь возможность обогатиться необходимыми знаниями, решили в Массачусетском институте технологий (MIT) и разработали платформу, благодаря которой кто-либо в мире может прослушать курсы профессоров института абсолютно бесплатно. Первая программа OpenSourceWare была настолько удачной, что весной нынешнего года стартует еще одна — M.I.T.х., которая, кроме учебных материалов, будет предоставлять онлайн-студентам доступ к виртуальным лабораториям и иметь форум, где они смогут обсудить темы и помогать друг другу с заданиями.

Четыре года тому назад Васиф Хайдер, школьник из Пакистана, понял, что тех знаний, которые он получает в школе, недостаточно, что он способен на большее. Парня интересовали технические предметы, инженерия и искусственный интеллект, он начал искать дополнительные источники знаний и альтернативных взглядов.

«Мне нужны были знания, которых я не мог получить в школе. Я хотел копнуть глубже в инженерные предметы, стремился узнавать об альтернативных методах работы, но как школьник я был ограничен в ресурсах, — вспоминает Хайдер. — Материалы курсов MIT (это был более высокий уровень) и сама возможность пользоваться их ресурсами меня очень вдохновляли и мотивировали».

ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА

МИТ был инноватором, когда 10 лет тому назад открыл доступ к учебным материалам более чем двух тысяч своих курсов. Согласно статистике института, свыше 100 миллионов лиц воспользовались возможностью пройти несколько курсов MIT.

«Мы ставим перед собой цель улучшить образование в сфере науки и технологий в мире. Мы помогали специалистам в отрасли интернет-технологий и инженерии из Индии по-другому посмотреть на собственные научные ресурсы и образование в этой сфере в целом, — рассказывает Стефан Карсон, директор отдела связей с общественностью программы MIT OpenCourseWare. — Мы обратили внимание на то, как много умных и одаренных людей есть в мире, но по причине отсутствия в их странах хороших ресурсов эти люди ограничены в своем общении с единомышленниками, они не могут развиваться, их знания в результате просто становятся заблокированными, а возможности ограниченными».

В институте сейчас говорят о попытке объединить вокруг своих программ интеллектуалов со всего мира, готовых учиться и развиваться. «Разблокировать знания и расширить возможности» — таков девиз программы MIT, но это также и попытка расширить границы образования и открыть доступ к знаниям для тех, кто был этого лишен.

САМОЕ ГЛАВНОЕ — ЗАРУЧИТЬСЯ ПОДДЕРЖКОЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Впрочем, в первые годы своего создания платформа имела много погрешностей в качестве материалов, которые преподавались. По словам Хайдера, лекциям к курсам иногда не хватало последовательности, пропускались темы, без которых дальнейшее понимание курса становилось еще сложнее. В институте соглашаются с оценками студентов. Если сначала главной задачей было просто убедить преподавателей открыть доступ к своим материалам бесплатно для всех, то через какое-то время вопрос уже стоял иначе — как усовершенствовать платформу для работы с материалами в онлайн-режиме, чтобы сделать процесс самообучения максимально продуктивным.

«Я ознакомился с подобными бесплатными программами онлайн-обучения других ведущих университетов Гарварда и Стэнфорда, но там от тебя уже ожидают определенного уровня знаний, то есть ориентируются больше на людей, которые хотят углубить знания, но тот, кто хочет войти в абсолютно новую для себя научную сферу, там мало что найдет. Также, насколько мне известно, программа MIT имеет наибольшее количество изложенного материала», — говорит Хайдер.

Карсон рассказывает, что когда платформа заработала, другие профессора уже сами приобщались к такой новаторской инициативе Института. Для структуризации материала было решено разделить курсы по уровню сложности, чтобы каждый мог выбрать, в зависимости от собственного предыдущего опыта, что и с какой интенсивностью изучать.

«Мы были очень довольны ответами от наших онлайн-студентов, которые пользовались этой платформой. Но фактически это был сайт с публикациями, почти без интерактивности, потому наши студенты и преподаватели продолжали работать над ним, добавляя что-то новое и убирая какие-то устаревшие опции. Мы пытались создать новое измерение обучения для своих студентов, — отмечает Карсон. — Так мы дошли до новой платформы M.I.T.х., которая начнет работать уже весной этого года и будет суперинтерактивной».

Представители института говорят, что наибольший вызов для внедрения подобной программы — заручиться поддержкой преподавателей, решить вопрос с интеллектуальной собственностью и разработать техническую платформу для проекта. «Ну и важно постоянно поддерживать энтузиазм относительно проекта у всех, кто к нему причастен, ведь все начиналось на одном энтузиазме», — говорит Карсон.

Впрочем, для того чтобы воспользоваться проектами MIT, остается два важных условия: возможность технического доступа и пользования материалами и владение английским языком. Это до сих пор может составлять проблему для украинских студентов. Поэтому «День» поинтересовался у представителей национальных вузов, существуют ли подобные украинские инициативы. Ведь наши выпускники технических специальностей имеют хорошую репутацию специалистов в своих отраслях и немалый спрос в тех же американских или европейских университетах.

УКРАИНСКИЙ УРОВЕНЬ ОТКРЫТОСТИ ЗНАНИЙ

«Информационные технологии электронного обучения за последние два-три года начали широко использоваться ведущими вузами Украины, — говорит Юрий Бобал, ректор Национального университета «Львовская Политехника». — Единственное отличие от западных влияний заключается в том, что они используются локально».

Представители украинских университетов единогласно говорят о проблеме неупорядоченности вопроса авторского права как главной преграде. То есть законодательство есть, но насколько его соблюдают и какую защиту оно может гарантировать профессору, который согласился выложить свои материалы в сети? С другой стороны, в университетах понимают, что любое исследование, статья, книга являются результатом интеллектуальной работы преподавателя, за которую он хочет получить деньги, поэтому для внедрения подобных платформ чрезвычайно важной становится инициатива самих преподавателей к большей открытости.

«Я думаю, что у нас также имеет место определенная неграмотность в сфере интеллектуальной собственности. Преподаватели переживают, особо не понимая, что их права уже были нарушены множество раз, когда студенты передавали конспекты лекций, сканировали книги и размещали их в сети», — говорит Анатолий Мельниченко, ученый секретарь НТУУ «КПИ».

Еще один вопрос, но уже другого уровня: есть ли профессорскому составу всех аккредитованных украинских университетов, чем поделиться с мировым научным сообществом? Достаточно ли новаторских курсов, которые могут заинтересовать студентов в свое свободное время садиться за компьютер и учиться? Даже если не все, то начинать можно с топовых, которым, бесспорно, есть чем удивить и мотивировать тех, кто только хочет пополнить ряды студентов.

ПОТРЕБНОСТИ ДИКТУЮТ ТЕНДЕНЦИИ

«Потенциал мы, бесспорно, имеем. Я думаю, что в технических университетах есть и разработки платформ подобных тем, которые используют в MIT. Это общемировая тенденция, и у нас достаточно людей, способных это сделать», — убежден Владимир Бугров, проректор по научно-педагогической работе КНУ им. Т. Шевченко.

Сейчас тенденция такова, что университеты сами пытаются развивать свои онлайн-библиотеки и делать их доступными не только для собственных студентов, ведь это своеобразная промоция как учебного заведения, так и достижений каждого отдельного преподавателя, потому на сайтах многих университетов уже можно найти лекционные и подготовительные материалы в открытом доступе.

Наиболее масштабным украинским проектом в этой сфере может стать всеукраинский депозитарий (своеобразная электронная библиотека). Для его создания объединятся в единую библиотеку электронные материалы университетов: «Острожская академия», Киево-Могилянская Академия, КНУ им. Т. Шевченко, Харьковский университет им. Т. Каразина. Впрочем, доступ к нему будут иметь только студенты учебных заведений, которые вошли в этот консорциум.

Некоторые университеты уже открыли доступ к своим электронным материалам.

«На депозитарии «Острожской академии» уже больше 20 тысяч учебников, серий научных и методических пособий. Этими материалами может пользоваться кто угодно, — рассказывает Игорь Пасичник, ректор Национального университета «Острожская академия». — Мы видим достаточно большую посещаемость. Это студенты, молодые научные работники, а также кое-кто из выпускников школ, опережающих свое развитие. Это создает определенную платформу для заинтересованности в поступлении в Академию, давая возможность оценить интеллектуальный преподавательский потенциал».

Представители вузов, с которыми беседовал «День», рассказывают, что студенты все меньше посещают библиотеки, потому что отдают предпочтение цифровым материалам, и именно за такими электронными библиотеками будущее. А ректор «Острожской академии» Игорь Пасичник отмечает, что будут выигрывать те университеты, в которых доступ к электронным библиотекам будет бесплатным и широким.

КСТАТИ

ИНТЕРАКТИВНОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ В УКРАИНЕ

В Украине также существует проект более интерактивного самообразования. В декабре прошлого года бизнес-школа МИМ-Киев (Международный институт менеджмента) начала межрегиональный бизнес-проект «Управленческие студии». Это мастер-классы преподавателей бизнес-школы и приглашенных экспертов, которые будут читать свои лекции в Киеве для региональной аудитории. Такие встречи проходят в формате удаленного доступа, то есть транслируются с помощью специального телекоммуникационного оборудования в другие города Украины.

«Мы считаем, что это наша социальная роль — дать доступ к качественным знаниям по ведению бизнеса в регионах», — рассказывает президент бизнес-школы МИМ-Киев Ирина Тихомирова.

Студии направлены на молодых людей, которые живут в регионах и не всегда могут приехать в столицу, чтобы прослушать лекции экспертов или заплатить достаточно большие деньги за мастер-классы. Стать участником проекта «Управленческие студии» может любой желающий, тем более что это бесплатно.

«Мы заметили, что имеет место голод на качественную бизнес-информацию, потому что люди, которые хотят узнать что-то новое, поделиться опытом, пообщаться с коллегами, иногда просто не могут себе позволить приехать в Киев и за это все заплатить», — говорит Тихомирова.

В рамках этого проекта — межрегиональной бизнес-платформы МИМ-Киев — было установлено специальное оборудование, которое передает на экран сигнал высокой четкости, создавая эффект присутствия лектора в аудитории, и уже через несколько минут слушатели даже не замечают, что преподаватель находится в другом городе. Сейчас в проекте принимают участие Винница и Львов, а вскоре такая «точка технического доступа» появится в Донецке.

Мастер-классы проходят в первый и третий понедельник каждого месяца. Программа построена таким образом, что слушатели могут получить специальные знания по разным вопросам ведения бизнеса. Например, одна лекция посвящена мотивационной составляющей в управлении персоналом, другая — юридическим вопросом введения бренда. Это не только новые знания, отвечающие мировым стандартам, но и инновационная инфраструктура образовательной отрасли, которая может влиять на качество ведения бизнеса в Украине.

Анна ПОЛУДЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ