Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ

Главный принцип существования прессы Британии
5 января, 2001 - 00:00


«День» продолжает цикл публикаций, посвященных теме взаимоотношений масс-медиа с обществом и государством в демократических странах. В предыдущих материалах («День», №216 от 24.11.2000 и №231 от 15.12.2000) мы обращались к опыту решения проблем журналистской этики и свободы прессы в Швеции и Швейцарии. Сегодня предлагаем вашему вниманию статью о СМИ в Великобритании.

В Британии выходит десять ежедневных утренних газет и девять воскресных, которые расходятся значительным тиражом по всей стране. Их общий средний тираж составляет 13 миллионов экземпляров по будним дням и 15 миллионов по выходным. Ежедневно газеты читают около 40 миллионов британцев.

Национальные газеты в зависимости от содержания, стиля и формата, как правило, делятся на «качественную» и «массовую» прессу. Качественные газеты отличаются крупным форматом и рассчитаны на тех читателей, которые хотят получить подробную информацию по широкому кругу новостей и текущих событий. Массовые газеты привлекают тех, кто предпочитает относительно небольшие развлекательные (а порой — необычные, сенсационные) истории, в большой степени представляющие чисто человеческий интерес и, как правило, отличаются большим количеством иллюстраций. Многие газеты сейчас перешли на цветную печать.

В большинстве крупных и малых городов Великобритании есть свои собственные региональные и местные газеты. В них печатаются как материалы, представляющие интерес для местного населения, так и национальные и международные новости, нередко поданные с точки зрения своих локальных проблем. Региональные газеты занимают видное место на местном рекламном рынке.

Хотя почти все британские газеты не зависят финансово от какой бы то ни было политической партии, в своих редакционных статьях они нередко выражают очевидные политические пристрастия, что объясняется взглядами их владельцев и другими непартийными факторами.

В отличие от своих коллег в большинстве европейских стран, британская пресса не получает никаких субсидий и пользуется относительно малым числом налоговых и почтовых льгот. (Хотя, конечно, в Британии никому и в голову не приходит использовать налоговую инспекцию как цепного пса государственной власти с целью заставить газету замолчать или попросту ее уничтожить). Большинство газет и других периодических изданий черпают свой доход от продаж и рекламы.

УПРАВЛЕНИЕ РЕКЛАМНЫХ СТАНДАРТОВ

Рекламные объявления в британской прессе регулируются Управлением Рекламных стандартов (ASA) — независимой организацией, которая следит за тем, чтобы все, кто занимается подготовкой и публикацией рекламы, придерживались Британского кодекса рекламных принципов, внедряемых в практику рекламной индустрии через Комитет по рекламной деятельности (САР). Кодекс был принят более 30 лет тому назад, и согласно ему рекламодатели несут ответственность за соответствие качеств, которые они рекламируют. Каждый год в стране печатается более 25 млн. рекламных объявлений. АSА рассматривает примерно 150 тыс. из них, наблюдая общий процесс и фиксируя тенденции.

Кодекс рекламных стандартов требует, чтобы реклама носила законный, приличный, честный и правдивый характер; создавалась с чувством ответственности перед потребителем и обществом; а также — уважения общепринятых в сфере бизнеса принципов честной конкуренции.

Управление расследует все полученные жалобы на нарушение вышеупомянутых принципов. На стадии предпечатной подготовки рекламы издатели, рекламные агентства и рекламодатели могут воспользоваться услугами консультативной группы САР. Если реклама признана САР неприемлемой, поскольку она содержит недостоверную информацию или носит оскорбительный характер, ASA может попросить рекламодателя изменить или убрать ее. Неисполнение рекомендаций Управления может повлечь за собой «антирекламу» данной компании в ежемесячном докладе ASA и отказ издателей предоставить рекламное пространство. ASA также может передать недостоверную рекламу Генеральному директору организации в защиту честной торговли, имеющему полномочия ходатайствовать перед судом о наложении запрета на ее публикацию.

ПРЕССА И ЗАКОН

В настоящее время в Великобритании нет отдельн ых (специальных) законов о прессе. Однако ряд законодательных актов включают в себя разделы, относящиеся к деятельности прессы. Есть законы, определяющие долю акций теле- и радиокампаний, которой разрешается владеть газете, порядок передачи имущества газет-должников, а также право представителей прессы присутствовать на заседаниях местных органов власти. Также существуют ограничения на освещение некоторых судебных дел и публикацию материалов, способных возбудить расовую ненависть.

Не законно передавать газету или имущество газеты лицу, уже владеющему газетами с совокупным коммерческим тиражом 500 тыс. экземпляров в день или более, в том числе и в случае слияния с другими изданиями, без согласия правительства.

Непосредственное отношение к прессе имеют законы о неуважении к суду, об охране государственной тайны и диффамации. Газета не имеет права публиковать такие комментарии по поводу судопроизводства, которые могли бы подорвать доверие к справедливости суда до начала или в процессе слушаний. Также запрещается печатать какие-либо материалы, способные повлиять на исход судебного процесса. Получение и публикация, без должного разрешения, официальной информации из области обороны или международных отношений, раскрытие которой могло бы повлечь за собой негативные последствия, также преследуются по законам об охране государственной тайны, принятым с 1911 по 1989 гг. Большую часть судебных дел против прессы составляют иски о клевете от частных лиц, но практически неизвестны иски от государственных чиновников. Более того, если пресса обвиняет государственного чиновника (на основании достоверных фактов) в совершении противоправных, аморальных, неэтичных поступков, в недобросовестном исполнении своих служебных обязанностей, такому чиновнику не остается ничего другого, кроме как подать в отставку.

КОМИССИЯ ПО РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБ НА ПРЕССУ (ЭТИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ)

С тем, чтобы способствовать свободе прессы и поддерживать высокие этические стандарты британской журналистики, в стране в 1953 году был создан Добровольный совет прессы. Однако в 80-х годах участилась критика в адрес прессы, обвинения в неоправданном вмешательстве в частную жизнь, а также в неточном и предвзятом изложении фактов. Вслед за критикой последовали и призывы ввести государственное регулирование деятельности прессы. У британского правительства, однако, хватило мудрости отвергнуть предложения о законодательных методах регулирования деятельности прессы и оставить ее саморегулирующейся, но деятельность Добровольного совета прессы в глазах многих себя дискредитировала. Поэтому правительство назначило исполнительный Комитет, который возглавил Королевский адвокат (теперь сэр) Дэвид Калкетт. Комитет должен был рассмотреть вопрос о том, какие меры (законодательные и др.) необходимо предпринять для обеспечения дальнейшей защиты частной жизни граждан и усовершенствования системы обращений с жалобами частных лиц, оскорбленных действиями прессы.

Отчет Комитета Калкетта, обнародованный в июне 1990 года, рекомендовал основать новую комиссию по рассмотрению жалоб на прессу вместо существующего Добровольного совета прессы. Новой Комиссии было отведено полтора года, чтобы продемонстрировать, «что саморегулирование прессы может быть эффективным. Это жестокий экзамен для прессы. Если она его не сдаст, мы рекомендуем введение законодательных мер», — говорилось в отчете. Британская пресса приняла деятельное участие в основании новой Комиссии, и в начале 1991 года она начала свою работу.

Комитет национальных и региональных редакторов впервые составил Кодекс журналиста для утверждения новой Комиссией. Этот этический Кодекс журналиста был ратифицирован Комиссией 1 декабря 1999 года.

Согласно Кодексу журналиста все представители прессы обязаны придерживаться самых высоких профессиональных и этических стандартов. Кодекс дает критерии таких стандартов. Он защищает права частных лиц, но и поддерживает право общественности на получение информации. Кодекс является краеугольным камнем системы саморегуляции, которой британская пресса обязалась придерживаться. Редактора и издатели обязаны гарантировать непременное соблюдение норм кодекса не только журналистами, но и всеми, кто принимает участие в их публикациях.

Для британской прессы важно соблюдать не только положения, но и общий дух Кодекса. Он не должен трактоваться ни настолько узко, чтобы скомпрометировать демократические традиции уважения прав личности, ни настолько широко, чтобы помешать необходимому обнародованию информации в общественных интересах.

Ответственность за сотрудничество с Комиссией по рассмотрению жалоб на прессу и за быстрое разрешение споров лежит на редакторах изданий. Любое издание, ставшее объектом критики Комиссии по рассмотрению жалоб на прессу в связи с несоблюдением вышеуказанных критериев, обязано принять меры и опубликовать соответствующее решение в своем издании.

Содержащиеся в Кодексе принципы профессиональной деятельности включены и в рабочие контракты большинства редакторов и журналистов — несоблюдение их ведет к увольнению и дисквалификации.

КЛЮЧЕВЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА СИСТЕМЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ

Главное назначение Комиссии по рассмотрению жалоб на прессу — служить общественности и частным лицам, имеющим по тем или иным причинам претензии к прессе. Для этого Комиссия предлагает свои услуги, быстрые и эффективные. Жалоба в Комиссию подается бесплатно, и не нужно иметь поверенного или адвоката для представления чьих-либо интересов. Финансируется Комиссия самими СМИ, что как нельзя более убедительно свидетельствует об их заинтересованности в ее существовании.

Комиссия всегда стремится разрешать споры, приходя к взаимному соглашению, решению, приемлемому для обеих сторон. Обычно в течение сорока рабочих дней разрешаются девять из десяти поступающих жалоб.

Возможность разрешения конфликтов в Комиссии избавляет граждан и прессу от необходимости судебного разбирательства.

Для облегчения обращений в Комиссию она имеет телефонную горячую линию, свой сайт в Интернете, публикует свои материалы на языках национальных меньшинств, включая валлийский, урду и бенгали, имеет текстовую телефонную линию для облегчения обращений глухими и плохослышащими.

Комиссия обращает особое внимание на соблюдение тех статей Этического кодекса, которые защищают права наиболее уязвимых групп населения: детей, невиновных друзей и близких осужденных преступников, жертв сексуального насилия и пациентов больниц, жертв расовой, религиозной, сексуальной и любой другой дискриминации. Например, Комиссия издала особое руководство для журналистов, определяющее критерии изображения в СМИ душевнобольных.

В качестве государственной структуры в Британии существует министерство культуры, средств массовой информации и спорта. Британское правительство считает, что эффективная саморегуляция является наилучшим способом обеспечения высоких редакторских стандартов и не имеет ни малейших планов введения законов, регулирующих деятельность британской прессы.

АКТ О СВОБОДЕ ИНФОРМАЦИИ

В британском правительстве в Палате Лордов готовится к приему Акт о свободе информации, задача которого — обеспечить как представителям прессы, так и рядовым гражданам широкий доступ к информации, касающейся деятельности правительственных организаций. Основная цель принятия Акта — сделать деятельность государственных организаций более открытой, а правительство — более подотчетным народу.

Запрос об информации можно будет послать в письменной форме, электронной почтой или по телефону. Стоимость покрытия административных расходов по подготовке информации для ответа не должна превышать для клиента $10. Ответ организация обязана предоставить в течение 20 дней. Государством также предусматривается должность независимого Информационного Комиссара, к которому можно будет обратиться в случае отказа той или иной организацией предоставить информацию, которой она владеет. Это обращение бесплатно, и по распоряжению Комиссара организация, если она подпадает под действие Акта, обязана будет предоставить обратившемуся интересующую информацию.

По предложению правительства под действие Акта о свободе информации не подпадают службы безопасности и разведки, Силы специального назначения (SAS и SBS), поскольку доступность информации этих подразделений может повредить интересам страны.

Прозрачность информации предполагается для государственных министерств и ведомств, а также агентств; местных советов и местных общественных организаций; национализированных отраслей промышленности и общественных корпораций; национальной службы охраны здоровья; судов и трибуналов; полиции и полицейских органов; вооруженных сил; школ, колледжей и университетов; общественного радиовещания; некоторых организаций частного сектора, связанных в своей деятельности с правительством; приватизированных коммунальных организаций.

Согласно Акту о свободе информации, организации обязаны будут также периодически обнародовать по собственной воле значительно больше информации, чем прежде. Это касается фактов и аналитических справок, на основании которых правительство принимает самые важные политические предложения и решения; руководящих положений, касающихся связей государственных организаций с общественностью; информации о работе государственных служб, связанных с финансами, исполнительской дисциплиной, процедурами обжалования и т.д.; причины тех или иных правительственных решений должны обнародоваться для тех, кого эти решения затрагивают.

Акт о свободе информации не относится к разряду законов о прессе, но открывает ей огромные возможности в работе на благо дальнейшей демократизации общества.

Автор благодарит атташе по вопросам прессы и общественных связей посольства Великобритании в Украине Лесю Осауленко за помощь в подготовке материала.

Алла ФЕОФАНОВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ