«Нашого цвіту — по всьому світу» — в этом выражении, будто в песне, сплелись в единении красное с черным, печаль с любовью. Любовь украинцев к своей земле и печаль от разлуки с ней, желание сохранить родные корни — и неизбежность мрака депортаций. Подобная судьба случилась с лемками — уникальной ветвью украинского народа.
Лемковщина и до сих пор остается terra incognita для многих из нас. Зная о Волыни, Подолье или о Таврии, рядовой украинец едва ли покажет на карте своей Родины этот этнический регион. Объяснение простое — Лемковщина почти полностью находится за пределами Украины (кроме северо- западного Закарпатья). Основная территория края, разделенная пополам польско-словацкой границей, занимает склоны Карпатских Бескидов. Лемки — «самые западные» украинцы, и это географическое обстоятельство всегда играло решающую роль в их судьбе. В 1340 году эту территорию захватила Польша. С тех времен здесь столетиями правили поляки, австрийцы, венгры, словаки. Слово «русин» (от слова «Русь»), а тем более «украинец», конечно же, было запрещено. Это заставило местный люд в середине ХIХ в. самоидентифицироваться под названием «лемки» (от частицы «лемм» — «лишь», «только», очень распространенной в карпатском говоре). А еще — старательно беречь, передавая из поколения в поколение, свою самобытную культуру.
Семейный дуэт Валентины и Ярослава Теплых «Красное и черное» исполняет лемковские песни, которые в их исполнении настолько искрометны, что «зажигают» присутствующих — танцуют и молодые, и старые. После выступления, как всегда, — приветствия, благодарности, автографы, фотографирования, интервью... И тут присутствующие с удивлением узнают, что супружеская чета Теплых приехала не из Польши или Канады, а из... полесского Житомира. «Лемки — из Житомира? Не может быть!» — типичная реакция тех, кто знакомится с дуэтом впервые.
Ярослав Теплый родился в 1961 году на Ивано-Франковщине, куда его родителей, вместе с десятками тысяч лемковских семей, депортировали из Польши. Песню в семье всегда любили — что это за лемко без песни. Так и вырос он на лемковских мелодиях, и без музыки себя не представлял. В Житомире закончил культпросветучилище, потом — Ровенский институт культуры. Как сказал сам Ярослав, он никогда не состоялся бы как музыкант, если бы не пример мамы — Софьи Ивановны Теплой, которая почти 25 лет преподавала вокал в Житомирском училище культуры и руководила женским вокальным ансамблем городского Дома культуры.
Красавицу Валентину из житомирского Полесья Ярослав встретил в стенах alma mater — она училась пению в культпросветучилище. А 23 февраля 1982 года молодая чета Теплых дебютировала как семейный дуэт в Чуднове (райцентр на Житомирщине), куда получили направление по распределению.
В последующие несколько лет были выступления как на профессиональной сцене, так и работа с любительскими коллективами в разных районах Житомирской области. Народицкий район, казалось, станет на долгие годы крепким «причалом». Однако все полетело кувырком 26 апреля 1986 года. Ярослав принимал участие в эвакуации жителей в первые месяцы после аварии на Чернобыльской АЭС, в ликвидационных роботах непосредственно в Припятском районе. А трехлетний сын Олег «получил» настолько большую радиационную дозу, что вердикт врачей был однозначен — срочно нужно увозить с загрязненной территории, и чем дальше — тем лучше. С двумя чемоданами отправились на Курильские острова — оттуда Ярославу пришло приглашение возглавить хоровой коллектив. Остров Парамушир стал новым местом жительства и работы на долгих семь лет. Ярослав руководил Северо-Курильским ансамблем песни и танца, Валентина работала в Доме культуры. Продолжали петь — в основном русские песни. Тем не менее исполненные на одном из концертов «Два кольори» Анатолия Билаша и несколько народных песен стали индикатором огромной жажды местных жителей к украинской песне. После очередного выступления в переполненном Доме культуры Ярослава вызвали в райком партии, где местные партийные боссы вместе с сотрудниками КГБ приказали в 24 часа оставить Курилы — «за пропаганду украинского национализма». Правда, на следующий день, очевидно поняв абсурдность требования (горбачевская «перестройка» была уже в разгаре), решение отменили. Тем не менее в 1993 году Теплые все же простились с Дальним Востоком — мать Ярослава, Софья Ивановна, умирая, завещала, чтобы сын вернулся на Украину, в Житомир.
И на Курилах, и по возвращению в Полесье дуэт исполнял украинские как народные, так и авторские песни. Но глубоко в душе звучали песни родной Лемковщины, и в конце концов Ярослав понял, что должен исполнить свой долг перед предками, создать своеобразный духовный памятник лемкам — непокоренному народу.
Время показало, что семейный дуэт «Красное и черное» свалил на свои плечи довольно нелегкую ношу. Одно дело — естественное звучание лемковского говора и пение лемковских песен в Западной Украине, где выселенные лемки и их потомки проживают более-менее компактно. Там плодотворно работают лемковские фольклорно-этнографические ансамбли. Есть известные коллективы и исполнители, среди которых — хоровая капелла «Лемковина», певица Анна Чеберенчик. Другое дело — Центральная и Восточная Украина, где существуют свои прочные народные традиции. А поэтому здесь о лемках вообще мало знают, разве что используют слово «лемко» как обобщенное имя. Итак, как профессионалы, Валентина и Ярослав прекрасно понимали всю сложность этого проекта — познакомить регионы своего государства с ярким цветком в богатом соцветии украинского народного творчества — лемковской песенностью. Обойдя больше тридцати солидных предприятий и фирм Житомира с просьбой оказать содействие в выпуске аудиоальбома лемковских народных песен, поддержку Теплые нашли... в соседней Виннице (действительно, «нет пророка в своем отечестве»). Директор одной из тамошних аудиофирм Владимир Маринчук оказался человеком небезразличным к народной украинской культуре. Сотрудничество винницкого предпринимателя и житомирских певцов дало свой результат — без парадной помпезности в 2002 году увидели мир четыре аудиоальбома и компакт-диск дуэта «Красное и черное», объединенные общим названием «Лемківське весілля» («1», «2», «3», «Краще»). А в прошлом году к ним прибавился альбом «На весіллі українськім...»
«Свадьба — это начало продолжения человеческого рода, — говорит Валентина Теплая. — Если есть свадьба, то за ней будут крестины, а со временем — новая свадьба — выросших детей. Поэтому и песни наши — о свадьбе, о счастье, радости, любви. Все то, что судьба недодала лемкам за столетие трагической истории, мы стремимся передать потомкам». Кроме народных лемковских песен, в аудиоальбомах присутствуют музыкальные произведения Ярослава Теплого на стихи современных украинских поэтов. «Создавая мелодию, — говорит Ярослав, — я стремлюсь сохранить в ней неповторимую мелодичность лемковской музыки. Возникает такое ощущение, что срабатывает какой-либо невидимый песенный генокод. И, конечно же, огромную роль играют слова. Каждая наша песня — целостный, законченный сюжет, в основе которого — извечные моральные ценности: любовь, добро, супружеская верность, память о предках, связи поколений». Уже несколько лет Теплые — желанные гости на ежегодном Всеукраинском фестивале лемковской песни «Дзвони Лемківщини», проходящем в Монастыриске на Тернопольщине. Этот самый масштабный в Украине лемковский праздник стал для дуэта очередным шагом к признанию. Самым трогательным моментом фестиваля были слова одной старенькой лемкини со Львовщины: «Ой деточки, как же мы вас долго ждали. Теперь я не боюсь, что наша лемковская песня исчезнет. Вы дали ей вторую жизнь».
Со своеобразной антологией украинской лемковской народной и современной песни уже познакомились зрители многих стран мира на Всемирном фестивале лемковской культуры «Лемківська ватра» и региональном лемковском празднике «Над Ославою» (оба мероприятия проходят в Польше), а также участники и гости Всеукраинского фестиваля творческих семей «Родинні скарби України — 2003» (Киев, Канев). Ярослав убежден, что именно танцевальные модерновые обработки старинных лемковских песен являются залогом их жизни. Ярким доказательством этому были зажигательные танцы тысяч гостей во время фестивалей, сопровождавшие выступление житомирян.
«Если даст Бог сил — то увидит мир следующий альбом наших песен, — говорит Ярослав Теплый. — Но и то, что уже сделано, радует сердце и душу. Верю, что мы привлечем внимание к проблемам лемков, а лемковские песни будут жить. Тот факт, что под них любит танцевать, а потом засыпать наш маленький внук, уже есть высочайшей наградой».
«Наша пісня, наша слава не вмре, не загине!» — после знакомства с семейным дуэтом «Красное и черное» веришь — так и будет.