Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Sapienti sat (понимающему достаточно — лат.)

22 июня, 2001 - 00:00


В «Дне» №88 Владимир Шкода после замечательной статьи о Сократе попросил высказаться неравнодушных читателей «Скамейки философа». К сожалению, Интернет пока не опутал нашу глушь, потому письмо профессору я отсылаю в редакцию.

Уважаемый Владимир! Ваша статья о Сократе — это высший пилотаж (без ложной лести). Потому — большое спасибо, что поделились своими мыслями. Хочу сделать то же самое.

Метафора — удивительная штука. Зачастую удачная метафора оказывается «умнее» своего создателя, «глубже», чем то, что в нее поначалу вкладывается. Размышляя над пассажем о «рельсах, по которым движется поезд повседневной общественной жизни», не могу не согласиться: с точки зрения пресловутого «агонального общества» цикута для Сократа — это бальзам для остальных пассажиров общественного поезда. Но только для пассажиров...

Все поезда движутся по рельсам, а рельсы имеют обыкновение заканчиваться простым и откровенным тупиком. А если надо дальше? Конечно, машинист из Сократа никудышный, но, по-моему, он к этому меньше всего стремился. Возможно, он хотел превратить пассажиров в пешеходов! Разумеется, при этой трансформации пассажир теряет то, за что заплатил, — комфорт. Особенно страдают обитатели СВ и купе. А в нашем общественном поезде ими стремятся стать все плацкартники, не говоря уже о тех, кто едет в общем вагоне...

Все было бы замечательно в том случае, если бы наш состав оставался тем, чем по существу и является — транспортом, средством передвижения. Но похоже на то, что пассажиры стали забывать о том, что куда-то ехали. В этом нет ничего удивительного: ведь в вагоне тепло и дождик не капает, короче — жить можно (тесновато правда, но мы уж попривыкли). Постепенно средство само стало целью...

А цель проста — выжить, но выжить с комфортом. Она одна у пассажира и у пешехода, отличается только понятие о комфорте. Пассажир довольствуется отдельным благоустроенным купе, а вот пешеходу необходим простор.

И без «насмешников» вроде Сократа, Толстого... Владимира Шкоды можно ненароком и позабыть о том, что мы и сами неплохо ходить умеем...

Виктор ГАНГАН, сельский учитель с. Калачовка, Одесская обл.
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ