Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Сближение украинцев и грузин началось не сегодня...»

26 августа, 2005 - 20:19
ПРОТОИЕРЕЙ ВАСИЛИЙ КОБАХИДЗЕ, АРХИЕПИСКОП КИЕВСКИЙ И ГАЛИЦКИЙ КАРДИНАЛ ЛЮБОМИР ГУЗАР И ВЛАДИМИР ГОГИАШВИЛИ

Так заведено, что в большие праздники к людям приезжают друзья — поздравить, разделить радость, заверить в своей поддержке и понимании. В предпраздничные дни мне выпала честь познакомиться с двумя грузинами, которые приехали в Киев отмечать вместе с нами День Независимости Украины. Это протоиерей Василий Кобахидзе — священник Грузинской православной церкви (одной из наиболее древних автокефальных церквей Вселенского православия) и директор Центра религиозных исследований Грузии Владимир Гогиашвили. Выяснилось, что отец Василий уже бывал в Киеве — приезжал сюда в волнующие месяцы последней избирательной кампании, — «чтобы помочь, чтобы засвидетельствовать солидарность грузин». В то бурное для Украины время группа грузинского духовенства обратилась к своему парламенту и к ТВ с просьбой поддержать усилия украинского народа. «Так и должно быть, — сказал о. Василий — потому что евангельское единение двух народов — великая духовная ценность».

Как известно, перед самым Днем Независимости в Киеве (а также в Москве) бурлили страсти вокруг так называемого «нашествия униатов», что в переводе на цивилизованный язык означает «переезд руководящих органов Украинской греко-католической церкви в столицу Украины». В результате архаичных и грубых акций протеста по этому поводу общественный имидж православия значительно пострадал. Поэтому можно представить мое изумление и удовлетворение, когда 21 августа, возле недостроенного Воскресенского храма я встретила перед литургией о. Василия и господина Гогиашвили, которые присутствовали здесь как гости греко-католиков, пришли чтобы «поддержать героические усилия мученической церкви, которая преследовалась при всех имперских режимах. Стойкость, подвижничество греко- католиков очень импонируют грузинскому менталитету».

Когда разговор переключился на наши православные проблемы, то о. Василий прежде всего извинился (что совершенно невероятно!) за свою церковь, которая несколько лет назад поставила подпись под общим Заявлением о нецелесообразности предоставления украинскому православию статуса независимой церкви. Он сказал: «После двух наших революций началось стремительное сближение украинцев и грузин, и мы просто обязаны помочь украинскому народу получить автокефальный статус. Мы глубоко убеждены в том, что Вселенская церковь должна сделать все, и очень быстро, для того, чтобы Украина имела единую независимую Поместную церковь — украинский народ достоен этого». По словам наших гостей, немало епископов Грузинской православной церкви сочувствуют той драматической ситуации, которая сложилась в украинском православии, и разделяют идею его автокефалии. Журналиста «Дня» очень интересовало также то, как относится грузинское православное духовенство к греко-католикам. Отец Василий ответил: «Нейтрально!».

Наши грузинские гости считают, что сближение украинцев и грузин началось не сегодня, не после революции роз и оранжевой революции, а с того времени, как в начале 90-х годов Украина — первой из всех стран мира — признала независимость Грузии. Отец Василий вспоминает: «Грузия была тогда украшена желто-голубыми флагами, а когда встречались два грузина — знакомые или незнакомые, то вместо «Гамарджоба!» (Здравствуй!) они радостно говорили друг другу: «Украина нас признала!!!». Для нас это имело огромное значение — такого грузины не забывают. Мы помним и ценим также то, что из всего СНГ только украинцы воевали на стороне Грузии во время наших кавказских конфликтов.

Со временем выяснилось, однако, что средний грузин почти ничего не знает об Украине, об украинцах, об их государстве и церкви. Господин Гогиашвили говорит: «Все, что мы можем найти, — это только искаженные фрагменты украинской истории и истории ее церкви, поглощенные и интерпретированные российскими учеными. Поэтому одна из наших задач состоит сегодня в том, чтобы переводить работы украинских историков на грузинский язык. (Думаю, что грузинские ученые найдут общий язык с учеными Отделения религиеведения НАНУ, которым руководит проф. Колодный. — К. Г. ).

В Грузии религиозная жизнь проще, чем в Украине, ведь 95% населения — православные. Но бывает всякое — даже проявления религиозного экстремизма. Что является, как думают наши гости, отголоском менталитета, сформированного во времена пребывания Грузинской церкви в составе РПЦ с ее имперскими ценностями. А в общем, в последние годы в Грузии, как и в Украине, люди начали придавать особое значение демократии, основанной на евангельских заповедях, т.е. правам человека, религиозной толерантности и др.

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ