Полдень. В Киевском городском центре переливания крови тишина. В манипуляционном зале одинокий силуэт: временно не работающий Сергей сдает плазму. «Раньше у нас тут очереди были, — вспоминает медсестра. — А сегодня почти никого» Количество доноров за последние пять лет снизилось наполовину. В прошлом году кровь сдали 38 тысяч человек, а для того, чтобы стабильно обеспечивать «сырьем» более 70 столичных клиник, нужно 80 тысяч. Почему люди перестали сдавать кровь? Самая распространенная версия — маленькая плата за кровосдачу. В советские времена донор получал 25 рублей (на те времена — приличные деньги), сейчас — 25-30 гривен. Впрочем, в Европе люди сдают кровь бесплатно, и там донорской крови хватает всегда.
«В Европе быть донором престижно, это значит, что ты здоровый, — рассказывает Людмила Заневская, заведующая Центром переливания крови. — А у нас чувство сострадания и милосердия притупилось. Если резонансная ситуация, как с Настей Овчар, — люди откликаются: тогда, кстати, к нам пришли 70 человек. Но кровь и ее компоненты нужны ежедневно. Сейчас руководители предприятий очень неохотно отпускают сотрудников, чтобы они сдали кровь. В то время как раньше предприятия давали нам по 500 — 700 человек. Помогают центру переливания крови разве что сотрудники МВД. Вот только на прошлой неделе 700 человек сдали кровь.
– Бытует мнение, что, сдавая кровь, можно «подхватить» то или иное заболевание.... — Это полностью исключено: весь инвентарь у нас одноразовый и потенциальных доноров в обязательном порядке бесплатно обследуют. Скажу больше: быть донором — это даже полезно для здоровья. Ведь костный мозг при кровопотере имеет свойство выбрасывать в кровеносное русло новые клетки. А новое — это всегда хорошо.
— Каков процент «бракованной» донорской крови?
– К сожалению, очень большой, особенно среди молодежи: гепатиты, инфекции, часто малокровие.
...Пока мы разговаривали с Людмилой Иосифовной, подошел заслуженный донор Украины Виктор Костюченко. На протяжении 20 лет он сдает кровь бесплатно, а сегодня пришел в центр уже в 163-ий раз. «Он у нас последний из могикан. Таких, как Виктор Николаевич, осталось всего 10 человек», — сетует Людмила Заневская.