Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Село под разными... крестами

23 июня, 1999 - 00:00

Где же правда?

В справке, выданной 23 октября 1991 года государственным архивом Закарпатской области, читаем: «В 1835 году в селе Большие Лазы построена греко-католическая церковь и освящена в честь Вознесения Христова. Сведений о передаче греко- католической церкви православной церковной общине с. Большие Лазы в архиве нет».

До «освобождения» Больших Лазов Сталиным от врагов народа (тогда таковыми считались греко-католики) раздорами на религиозной почве и не пахло. Впрочем, не было и православной общины. Однако как раз тогда последнего приходского священника греко-католической церкви Михаила Зуровчика прямо со службы божьей отправили в сибирский концлагерь.

С развалом безбожной империи и легализацией греко-католической церкви в 1991 году ее верующие с радостью официально зарегистрировали (кстати, одновременно с православной общиной) свою воскресшую конфессию. Но, как писали и пишут с тех пор в жалобах в различные инстанции, когда речь зашла о поочередном богослужении в храме, православная двадцатка, при поддержке сельского совета и их сторонников в высших структурах власти, объявила именно себя народом, а греко-католиков, как и при сталинском режиме, — его врагом.

Православные братья и сестры не то, что в храм, а даже на церковный двор греко-католиков не пускают, вынуждают их молиться у плота.

10 февраля 1994 года появилось на свет распоряжение №40 представителя Президента Украины в Закарпатской области «Об упорядочивании учета культовых сооружений и культового имущества в области с учетом изменений и дополнений к Закону Украины «О свободе совести и религиозных организациях», по которому районная госадминистрация была обязана до 30 апреля 1994 года провести инвентаризацию культового имущества, а также заключить договоры с общинами о поочередном использовании храма обеими конфессиями. В данном случае Ужгородская районная госадминистрация приложила все усилия, чтобы его выполнить. Но православная община опять вышла на баррикады. Дошло до того, что председатель райадминистрации 2 ноября 1994 года вынужден был распорядиться закрыть церковь до достижения договоренности между религиозными общинами и райисполкомом о поочередном использовании церкви. Греко-католическая община такой договор заключила, а православная без него захватила храм и продолжала им пользоваться. 3 января 1995 года не допустила официальную районную комиссию для проведения инвентаризации церковной атрибутики и иного имущества. Читаем в акте: «На приглашение председатель или заместитель председателя православной общины, у которых находятся ключи от церковного дома, не пришли. Таким образом комиссия свою работу выполнить не смогла... Появились в помещении исполкома сельского совета 25-30 верующих православной общины, часть которых оскорбляла членов комиссии, заявляла, что не допустит комиссию райисполкома в церковное здание».

Что и сделали. Ужгородський райисполком обратился в арбитражный суд Закарпатской области с иском о выселении православной общины из культового здания Больших Лазов. 3 февраля 1995 года этот суд удовлетворил требование истца, с отсрочкой на месяц, о выселении, предложив за это время православной общине заключить договор с райсоветом о порядке и очередности использования храма. На предложение никакой реакции не последовало.

... В селе абракадабра продолжалась. Принимая во внимание напряженную ситуацию, председатель Ужгородской райгосадминистрации Николай Андрусь 19 октября 1995 года снова был вынужден распорядиться о временном закрытии молитвенного сооружения с. Большие Лазы на период до разрешения использования его в судебном порядке или по взаимному согласию. Каждое воскресенье выставлялся наряд милиции, но православная община, как видно, никакого правопорядка не признавала. Опять силой захватила храм, объявив лжеголодовку. А их пастырь Михаил Цендра призывал своих прихожан не спать, не сдаваться в то время, когда наэлектризованные греко-католики под открытым небом продолжали молиться, ожидая справедливого финала абракадабры.

Однако и сегодня греко-католики молятся под липой около плота. В ненастье, под дождем, в мороз. Хотя за это время произошли десятки драм с драками, выбиванием окон, угрозами физического уничтожения. Конечно, не без сопутствующих судебных процессов. Все это записано в «папке слез», которая уже сегодня выросла до 250 страниц и продолжает толстеть. Складывается впечатление, что именно местная власть не хочет помирить село на законодательных основах, которые вытекают из ст. 17 ч. I и III Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях», где речь идет о том, что «культовое здание и имущество является государственной собственностью, могут передаваться в поочередное пользование двум или больше религиозным общинам по их взаимному согласию. При отсутствии такого согласия государственный орган определяет порядок пользования культовым зданием и имуществом путем заключения с каждой общиной отдельного договора».

Кстати, это неоднократно подчеркивал председатель Комитета по вопросам культуры и духовности ВР Украины Михаил Косив, обращаясь к чиновникам и непосредственно в Закарпатскую областную государственную администрацию: «Высший арбитражный суд Украины принял решение о поочередном пользовании храмом, поэтому требуем принять меры к его выполнению. Религиозная община, которая нарушает закон, должна быть снята с регистрации».

Василий ЗУБАЧ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ