Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Семейный праздник для самых бедных

7 января в Киеве, Ивано-Франковске и Львове состоялись праздничные обеды — Община cвятого Эгидия пригласила бездомных, одиноких пожилых людей, ромов и бедных, чтобы поздравить с Рождеством
9 января, 2014 - 10:35
ВО ВРЕМЯ РОЖДЕСТВЕНСКОГО ОБЕДА БЕЗДОМНЫЕ И МАЛООБЕСПЕЧЕННЫЕ МОГУТ НЕ ТОЛЬКО ВКУСНО ПОЕСТЬ И ПОЛУЧИТЬ ПОЛЕЗНЫЕ ПОДАРКИ, НО ТАКЖЕ — И ЭТО САМОЕ ГЛАВНОЕ — ПООБЩАТЬСЯ И ОКАЗАТЬСЯ СРЕДИ ДРУЗЕЙ В ЭТИ ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ
КАЖДЫЙ ИЗ ПРИСУТСТВУЮЩИХ НА ОБЕДЕ ПОЛУЧИЛ ИМЕННОЕ ПРИГЛАШЕНИЕ НА ЭТОТ ПРАЗДНИК. ЗДЕСЬ ОНИ ОКРУЖЕНЫ ВНИМАНИЕМ ВОЛОНТЕРОВ, С КОТОРЫМИ УЖЕ ХОРОШО ЗНАКОМЫ БЛАГОДАРЯ ДРУГИМ ИНИЦИАТИВАМ СООБЩЕСТВА. ЭТО, ПО МНЕНИЮ ОРГАНИЗАТОРОВ, И СОЗДАЕТ ОЩУЩЕНИЕ СЕМЕЙНОГО ПРАЗДНИКА

В Киеве в этом году организовали два обеда — в галерее «Соборная» Кафедрального собора УПЦ, на станции метро «Лыбидская», и традиционно в столовой Национального университета «Киево-Могилянская академия», на Подоле. Праздничные обеды в столице посетили свыше 250 бедных и более чем 150 помощников-волонтеров.

Обед, как правило, начинается с небольшого молебна. Гостей поздравили викарий Киевской митрополии епископ Бородянский Варсонофий и протоиерей Павел Кириллов, Благочинный Голосеевского благочиния, настоятель Свято-Вознесенского храма.

Идея рождественского обеда — устроить настоящий семейный праздник для людей, у которых обычно нет ни семьи, ни праздников. Чтобы создать такую атмосферу, за каждым столом вместе с людьми улиц сидят люди с Общины, которые их знают. Поэтому непринужденные дружественные беседы здесь — скорее, правило, чем редкость. Кроме того, каждый стол обслуживает свой «официант» — он приносит гостям праздничные кушанья — салат оливье и селедку «под шубой», бульон, пюре с котлетами, кексы и мандарины. Смакуют, конечно, и кутью. А сомелье предлагает каждому немного молодого красного вина, которое один из друзей Общины готовит специально для праздника. В конце обеда каждый гость получает именной подарок — в этом году в пакетах были такие необходимые для бездомных вещи, как шапки, рукавицы, шарфы, а также шоколадные конфеты — для души.

«А ЕЩЕ ЕМУ ПОДАРИЛИ ШАПКУ, КОТОРОЙ У НЕГО РАНЬШЕ НЕ БЫЛО. И ОН УШЕЛ С ОБЕДА АБСОЛЮТНО СЧАСТЛИВЫМ...»

«Люди, с которыми я сидела за одним столом, были очень разными: парень Стас, убежавший из интерната, сейчас он проводит время на баррикадах Майдана, бабушка, которая когда-то из России приехала, — рассказывает  Наталья Бортник, студентка-химик Могилянки. — Говорили о себе: чем занимались, о семье. Все очень радовались подаркам — Стас, наверное, раз пять перечитывал открытку, не мог понять, как на ней оказалось его имя. А еще ему подарили шапку, которой у него раньше не было, и он ушел с обеда абсолютно счастливым».

Евгения Токовенко, студентка факультета дизайна Киевского государственного института декоративно-прикладного искусства и дизайна имени Михаила Бойчука, сидела рядом с девушкой с особенными ментальными потребностями —  Мальвиной, которая часто поет в метро: «Мальвина постоянно повторяла, что «мир не без добрых людей» и что «как хорошо, что Бог создал мир и есть все вокруг: и вкусная еда, и друзья». Она рассказывала, что однажды  подруга пригласила ее на «праздник», а когда она пришла, там были ребята, которые начали над ней издеваться. И когда мы ее пригласили на рождественский обед, она переживала и немного боялась,  а оказалось, как она сказала, «что здесь настоящий праздник и очень хорошо».

Рождественский обед — это международная традиция, которая существует во всех городах мира, где есть  Община cвятого Эгидия: если на первый обед в Риме в 1982 году пришло 47 гостей, то в этом году на 1100 обедах в 600 городах мира собралось свыше 165 тысяч бедных — бездомных, пожилых, детей, мигрантов, ромов, заключенных в тюрьмах.

«Рождественский обед — не  для бездомных и бедных, нет. Это обед — с бездомными. Обед для семьи, которая не исключает никого, и с наибольшим участием относится к самому слабому», — объясняют организаторы праздника.

«ДРУГОЕ РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ЧУДО — КАК МЕНЯЕМСЯ МЫ, ТЕ, КТО УСТРАИВАЕТ ЭТОТ ПРАЗДНИК»

Бездомных, которые приходят на рождественский обед, я знаю очень хорошо — это люди, с которыми мы, участники Общины, дружим на протяжении года, когда еженедельно приносим им еду и одежду, общаемся с ними, празднуем вместе дни рождения и Новый год (автор этой статьи также участница Общины. — Ред.). Рождество, когда все разбегаются по своим домам, для одиноких и бедных людей становится не самым ли грустным днем в году — потому что они еще больше чувствуют себя покинутыми и никому не нужными. А рождественский обед преодолевает этот грустный парадокс.

Часто, когда раздаю бутерброды на улице и в переходах, я спрашиваю бездомного, как его звать, он начинает плакать. Взрослый мужчина, который чего только не пережил, плачет от того, что кто-то хочет знать его имя. Почему? Потому что никто и никогда не спрашивает бездомных, как их звать. И когда эти люди, презренные, ненужные обществу, покинутые, у которых ничего нет, оказываются на настоящем семейном празднике с кутьей и радостью, — это чудо. «Сегодня еще и подарки будут?! Мне ничего не нужно, вы — мой лучший подарок!» — сказал моей подруге ее друг-бездомный.

В этом году мы пригласили на праздник наших друзей-ромов с табора. Большинство из них поехали домой на Закарпатье, остались лишь семь человек — и все они пришли на обед в Кафедральный собор. Это очень бедные люди, они живут на бывшей свалке и не мечтают о будущем — ни своем, ни своих детей. Быть с ними на Рождество — это для нас был знак, символ того, что у ромов может быть будущее: они могут быть в нашем обществе.

Другое рождественское чудо — как изменяемся мы, те, кто устраивает этот праздник. Чтобы приготовить этот обед, нам помогало множество людей: кто-то приносил деньги или вещи, кто-то упаковывал подарки, кто-то украшал зал... Свыше 150 человек пришли, чтобы помогать на самих обедах. Это очень разные люди — различных профессий, разного возраста. Среди них были, например, дети из домов семейного типа, которых поддерживает Община, — теперь они пришли поддержать более бедных. И все мы почувствовали, что «блаженнее давать, чем брать». Испытали ту радость, которую приносит бескорыстный жест. Так на Рождество приходит желание давать больше.

СПРАВКА «Дня»

Впервые римская Община святого Эгидия пригласила бедных и бездомных из центрального района города, Трастевере, на рождественский обед 25 декабря 1982 года. Тогда за столом собралось 47 гостей. В Киеве рождественские обеды проводят с 1999 года. На первый обед пришло 16 человек, а в этот раз — более 250.

Ольга МАКАР, фото Ивана ЛЮБЫШ-КИРДЕЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ