Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Серость

Откуда берется и почему прогрессирует?
22 октября, 1999 - 00:00

Все мы, граждане Украины, учились в школе, многие — в техникумах, училищах и вузах. Все готовились и сдавали экзамены (кто, какие и сколько — не о том речь) и получали оценки экзаменаторов. Со временем многие сами становились экзаменаторами и уже сами оценивали тех, кто сдавал экзамены.

Понятно, что в соответствии со знанием материала, качеством обучения и умения себя проявить на самом экзамене получалась оценка — от «отлично» до «неудовлетворительно».

С оценками «отлично» и «неудовлетворительно» всегда и всем все ясно. А вот относительно «хорошо» и «удовлетворительно» — картина достаточно размытая, затуманенная. Причем, чем ближе «хорошо» к «отлично», тем четкость лучше, и, соответственно, серый мрак «удовлетворительно» сливается со сплошной теменью «двойки». Вспомните — «государственная»! Ни для кого не секрет, что как раз на процесс получения «тройки» (не оценки знаний, а именно «получение» оценки) влияли, в основном, субъективные факторы.

А вспомните сам процесс ответов на «государственную» оценку. Экзаменатор: «Ты (вы) ничего не знаешь (-ете)!» Ученик (студент): «Я же учил...». Экзаменатор: «Ты (вы) не работал (-ли) в четверти (семестре)!» Ученик (студент): «Я учил... я болел... у меня дети... мне мешали...». Экзаменатор: «Ставлю двойку!» Ученик (студент): «Нельзя мне «двойку» — отец будет бить... стипендии не будет... ребенка ничем кормить. Поставьте «троечку», я обещаю учить!» В результате, если не попадался принципиальный экзаменатор, «троечка» ставилась в 90% случаев.

Выйдя за двери класса или аудитории, уже среди своих товарищей, минуту назад унизительно выпрашивавший «троечку», перевоплощается в «героически» одержавшего победу. Тоже очень знакомо, не так ли? Результат снисходительности и фальшивого сочувствия экзаменатора — отсутствие знаний при «государственных» оценках у владельцев аттестатов и дипломов. А потом такие горе-специалисты занимают рабочие места, должности и продвигаются различными методами и путями все выше и выше и уже руководят другими, руководят, руководят... Серость ползет вверх, разливается вокруг, занимает новые пространства. Со временем (а очень часто — с самого начала) серость проявляет агрессивность — особенно, если ей о ее сути не говорится четко и однозначно. При ясной же оценке (в случае с принципиальным экзаменатором), освещающей всю суть серости, у последней нет никаких вариантов воссоздания и распространения. Атмосфера снисходительности и половинчатых оценок — благоприятный климат для проявления и процветания этого явления.

Даже смотря стерилизованные передачи нашего УТ с участием «государственного» мужа, руководителей самого высокого калибра (в особенности, когда они пробуют объяснить плачевные результаты своего «управления» хозяйством под названием «государство Украина»), часто вспоминаешь картины экзаменов с участием вечно серых «троечников». Так же слышится: «Я учил... я хотел... нельзя «двойку»... мне мешали... Поставите «троечку», я буду учить». Узнаете? И нет ни тени сомнения, что для получения необходимой «государственной» оценки наши государственные мужи готовы пережить (а они и не переживают!) любое унижение экзаменатора. А уж после достижения желаемого (за дверями, в своем кругу) сцены «триумфа», победы... Пусть каждый из нас представит их сам в соответствии с имеющейся в наличии информацией о «победителях» и своей фантазией. Но не забывайте, что после «триумфа» победители часто напрочь забывают о тормозах и ограничениях, и судить их за это будет некому (надо же будет как-то компенсировать свое бывшее унижение и отыграться на экзаменаторах).

Скоро наступит время экзамена под названием «выборы президента», когда весь народ Украины будет в роли экзаменатора, а система нынешней президентской власти, которая очень хочет получить «троечку» — в роли экзаменуемого. И вопрос очень прост — а есть ли за что, исходя из нынешней ситуации, а есть ли хоть какие-нибудь положительные результаты деятельности сегодняшней президентской команды (а это, фактически, шесть лет управления страной), позволяющие нам, гражданам Украины, оценить их хотя бы на «удовлетворительно»? Такую оценку могут поставить только сами себе члены этой команды и члены их семей.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Если на экзамене под названием «выборы» действующая президентская команда во главе со своим лидером получит «удовлетворительно», то серость еще сильнее распространится повсеместно, еще более агрессивно будет реагировать на попытки ограничения ее распространения, еще более будет превращаться в сплошную темноту.

2. Только ясно и четко поставленная экзаменатором (т.е. всеми нами) оценка «неудовлетворительно» не допустит «триумфа» серости в нашем государстве в последующие пять лет.

3. Все половинчатые и «снисходительные» оценки приведут к триумфу серости.

Г.П. ОКОВЕНКО,
Киев

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ