Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Сейчас существует нулевая вероятность повышения акцизов на бензин»

Эксперты прогнозируют: заботясь о результате выборов президента, власть не будет поднимать этот вопрос до 2015 года
30 мая, 2013 - 12:04
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Премьер-министр Украины Николай Азаров обвинил оппозицию в том, что она необоснованно пугает население планами правительства повысить акцизы на нефтепродукты. «Последняя очередная страшилка — это якобы повышение акцизов на автомобильное топливо», — сказал он вчера, открывая заседание Кабинета Министров в Киеве.

Параллельно Министерство финансов распространило пресс-релиз, в котором подтвердило, что Министерство инфраструктуры предложило законопроект о поэтапном повышении ставок акцизного сбора на нефтепродукты для увеличения финансирования украинских дорог.

«Неудовлетворительное состояние украинских дорог требует немедленного вмешательства со стороны правительства. Поэтому не удивительно, что министерствам инфраструктуры, финансов, экономического развития и торговли, регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, а также Укравтодору было поручено предпринять ряд шагов, направленных на улучшение отечественных дорог», — так начинается сообщение Минфина. В частности, вышеуказанные госорганы должны подать предложения относительно привлечения дополнительных средств для дорожного хозяйства и относительно реформирования системы государственного управления дорог, а также утвердить Государственную программу развития автомобильных дорог на 2013—2018 годы. Также государственным учреждениям поручено усилить контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств.

Первые «ласточки» не заставили себя долго ждать. 5 апреля в пресс-службе Министерства инфраструктуры сообщили, что совместно с Укравтодором был разработан ряд предложений, среди которых и проект Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно ставок акцизного сбора на нефтепродукты)». Согласно настоящему документу, предлагается поэтапно увеличить ставки акцизного сбора на нефтепродукты до европейского уровня. «В Украине действуют самые низкие акцизные ставки на топливо по сравнению с другими странами Европы     — 198 евро за тонну бензина и 46—98 евро за тонну дизеля... В среднем по Евросоюзу минимальные акцизные ставки составляют 466 евро за тонну бензина и 375 евро за тонну дизельного топлива... Такие изменения позволят улучшить качество дорог в Украине, а соответственно и повысить уровень безопасности движения», — объясняли тогда в ведомстве. Но 10 апреля министр инфраструктуры Владимир Козак опроверг эту информацию. На сегодняшний день вопрос о повышении акциза на дизельное топливо не стоит, а на бензин — даже не рассматривался», — заявил Козак.

Через полтора месяца стало известно, что Минфин подал на рассмотрение правительства законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс о некоторых ставках акцизного сбора» 22 мая. По информации «КоммерсантЪ-Украина», проект закона предусматривает резкое увеличение акциза на бензин (с 198 до 396 евро за тонну) и дизельное топливо (с 46—98 до 92—196 евро за тонну). Сообщалось, что текст был составлен Минфином по инициативе Укравтодора. В то же время в пресс-службе Министерства финансов «Дню» сообщили, что никаких решений относительно этого законопроекта на данный момент нет. «Вопрос увеличения ставок акцизного сбора на топливо требует обстоятельного и длительного анализа последствий, что делает невозможным рассмотрение этого вопроса в ближайшей перспективе», — подчеркнули в Минфине.

После этого внефракционный народный депутат Анжелика Лабунская, которая до избрания в Раду работала юристом в руководстве группы «Финансы и Кредит» бизнесмена Константина Жеваго, подала в Верховную Раду законопроект, где основные нормы полностью совпадают с законопроектом, подготовленным Кабинетом Министров. Единственным отличием проекта Лабунской от правительственного является предложение направить 50% поступлений от повышения акциза на нефтепродукты, сжиженный газ и компоненты моторного топлива в специальные фонды местных бюджетов. В первом чтении законопроект может быть рассмотрен на ближайшем пленарном заседании, которое начнется 4 июня.

Геннадий РЯБЦЕВ, заместитель директора Центра «Психея»:

— Сейчас существует нулевая вероятность повышения акцизов на бензин. Во-первых, Азаров опроверг эту информацию, во-вторых, председатель фракции Партии регионов Александр Евремов заявил, что даже если соответствующий законопроект попадет в парламент, то Партия регионов за него голосовать не будет. Кроме того, пока в Кабмин ни один законопроект не был подан. Есть проект Укравтодора, поданный в Мининфраструктуры, но дальше он еще не пошел. В этом законопроекте есть расчеты, которые, по мнению Укравтодора, подтверждают целесообразность увеличения акцизов.

С законопроектом Лабунской получается интересная ситуация. Он подан депутатом, не имеющим никакого отношения к рынку нефтепродуктов. Кстати, еще 19 апреля Анжелика Викторовна подавала проект постановления о формировании Временной следственной комиссии по расследованию деятельности Укравтодора. И в этой объяснительной записке Лабунская говорит, что в любом случае нельзя поднимать акцизный налог на нефтепродукты. Потому что, во-первых, это ударит по карману автомобилистов, а во-вторых, не решит проблему, так как Укравтодор не имеет возможности эффективно тратить выделенные средства.

В то же время может быть альтернативный законопроект, но суть такого законопроекта будет состоять в том, чтобы акцизы не поднимать до президентских выборов 2015 года. Такой шаг может не просто навредить партии власти, а вынести им смертный приговор.

Вряд ли случится ситуация, когда власть поднимет акцизы и обяжет АЗС не повышать цену. Если бы у продавцов топлива была возможность и наценка 10—15% или 50% — тогда другое дело, но в настоящий момент из 11 гривен за литр бензина на все затраты трейдеры берут всего лишь 1,5 грн. Из этой суммы деньги идут на содержание АЗС, на зарплаты работникам, на погашение кредитов, на рекламу, на программы лояльности и на все, что с ними связано.

А если налог повысят вдвое, то цена бензина вырастет в среднем на 1,54 грн. То есть если не поднимать цену, то все заправки станут убыточными. Все расчеты Укравтодора несуразны. Единственное, о чем можно говорить, — это о возможности подготовки законопроекта, направленного на поэтапное повышение акцизов после 2015 года.

Виталий СЕЛИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ