Приглашение «Дня» принять участие в дискуссии о проблемах современной школы продолжает вызывать у наших читателей большой интерес. Сегодня мы печатаем несколько отзывов, среди которых особенно интересным нам показалось письмо И. Котик из Киевской области. Автор предлагает всем нам подумать не только над вопросом усовершенствования обучения в школе, но и связывает проблемы образования с воспитанием ценностных ориентиров, с поиском наиболее оптимальных методов приспособления будущих граждан страны к изменениям в нашем обществе — как позитивным, так и негативным. Впрочем, мы надеемся, что каждое письмо, напечатанное на этой странице, вызовет отклик у наших читателей. Ждем ваших писем с пометкой на конверте «Школа». Не забывайте предлагать и свои темы для читательской дискуссии.
Считаю полезным и своевременным остановиться на анализе некоторых проблем функционирования современной общеобразовательный школы. Потому что действительно, очень уж зациклились мы на разнообразных политических технологиях, отношениях с МВФ, социальных невзгодах. Ищем виноватых, озабочены собственным выживанием, боимся будущего. Что сделать: оказались в таких условиях... Но ведь, люди добрые, время уходит неумолимо, а с ним и возможности, которые должны были быть реализованы, и шансы, которые не повторяются, если вовремя не воспользоваться. А еще как подумаешь, чем это грозит в будущем...
Интересно проследить, насколько удачно современная школа сумела адаптироваться к неожиданно жестким, парадоксальным, не всегда логичным общественным реалиям, насколько осмысленно подошла к проблемам сегодняшнего дня.
Говорят, советская система образования была достаточно эффективна. Воспитание через коллектив характеризовалось как успешное. Пионерская и комсомольская организации уверенно содействовали формированию «высоких» морально-этических норм поведения. Идеологическая база была разносторонне обоснованной и казалась достаточно логичной. То есть, нужно говорить скорее о том, что школа в совершенстве выполняла общественный заказ. Но ведь сегодня мы знаем, какие существенные недостатки были присущи тогдашнему общественному строю, недостатки объективные. Система не выдержала испытания временем. Логично звучит утверждение, что и образовательно-воспитательный процесс, соответственно, тоже имел концептуальные недостатки, от которых, понятно, нужно избавляться. В первую очередь это касается проблем ценностных ориентиров, всего того, что формирует мировоззрение человека.
Ведь мы вроде бы строим демократическое общество. Идея у нас такая. Как она реализуется на практике — это отдельная тема для разговора. Сама же идея демократии предполагает освобождение человека от авторитарного давления, свободу выбора, приоритет прав человека над правами государства. То есть, ценность свободы личности является доминирующей. Согласно простой логике, понятие «добро» в новой интерпретации включает, в первую очередь, все, являющееся полезным для отдельной конкретной личности, способствует ее индивидуальному развитию, реализации ее внутреннего потенциала. Соответственно, «зло» — это то, что тормозит естественное стремление человека к свободе и саморазвитию. По-моему, такой подход не противоречит даже законам Библии, и это тоже может быть критерием истины.
Поэтому отвечает ли бывшая советская система образования и воспитания основополагающим принципам демократии? Конечно же нет! Ведь тогда существовали совсем иные критерии измерения «добра» и «зла». Добром считали способность безоговорочно подчиняться внешнему авторитету — партии, комсомолу, государственному чиновнику, Полному собранию произведений Ленина... Только общепризнанный канонический авторитет имел право решать, что хорошо для человека. Последнему оставалось только благодарно воспринимать готовую информацию, безоговорочно подчиняться, не подвергать сомнению и верить. Соответственно, считалось «злом», если человек сам хотел определять для себя иерархию ценностей.
Согласитесь, в определенный исторический (несмотря на все свои недостатки — конструктивный) момент возникла объективная необходимость изменить ценностные ориентиры буквально на диаметрально противоположные по своей внутренней сути. Возникает вопрос, насколько успешно справилась с этой проблемой именно наша школа? Какие новые ценности и идеалы предлагаются детям, какие аргументы используются, чтобы убедить их в целесообразности, оправданности таких новых ценностей?
Чтобы ответить на этот действительно непростой вопрос, нужно проанализировать некоторые моменты жизни современной школы в контексте затронутой проблемы. В первую очередь, следует отметить: наши дети растут далеко не в тепличных условиях, а в украинском обществе со всеми его недостатками — тотальной бедностью, фактическим бесправием большинства, неадекватным общественным расслоением, фрустрацией. Все это со временем породило мотивационный вакуум в отношении школьного обучения. Действительно, не существует какой-либо зависимости между уровнем образованности человека и его доходами. Бывшие двоечники, не обремененные стереотипами воспитания, процветают в видимом материальном мире. При этом вежливые, послушные отличники нередко опускаются на самое дно жизни. Учиться так нелегко! А главное — зачем? Уверена, подобный вопрос возникает в головках наших детей уж очень часто. Кстати, диплом можно купить — и это не новость.
Такая ситуация — закономерный результат несоответствующей адаптации школы к новым общественным реалиям. Неоправданно все списывать на объективные проблемы переходного периода или на низкий уровень общественного сознания. Разве нельзя было своевременно направить учебно-воспитательный процесс на формирование новой системы более жизнеспособных ценностных ориентиров, на формирование нового способа реагирования?
Например, учить детей еще с малых лет, что те задачи, которые поставит перед ними взрослая жизнь, как правило, имеют не одно, а несколько правильных решений, что иногда нужно идти на оправданный риск, а не ждать готовых рецептов. Уже давно следует освободить детей от специфического черно-белого видения мира (полезное качество для вчерашней идеологии). Замечать весь «спектр цветов» при анализе любой ситуации — именно тут кроется главная предпосылка формирования критического мышления. Ведь сейчас много говорят о том, насколько легко манипулировать украинским обществом. А значит, действительно есть такая проблема и ее нужно решать. Самое правильное — научить детей еще сызмальства быть критичными в оценке позиций других людей и своей собственной.
Я не против украинских традиций, обычаев, обрядов, которые массово вспоминаются и снова вводятся. Но... дети хотят быть современными. И становятся современными, «раскомплексованными», только по своему усмотрению, так, как легче. То есть, комплексы, собственно, остаются, и страх будущего остается. Это выливается в такие формы поведения, что держитесь...
В широком понимании я бы хотела поговорить о целесообразности и актуальности внедрения в учебно-воспитательный процесс собственно практического подхода. Очень уж доминирует теория. В школах культивируется, условно говоря, теоретический интеллект. Этот феномен легко можно объяснить на примере такой себе молодой личности, которая может решить самые сложные задачи по математике, но не способна заработать мизерные копейки на проживание, просчитав некоторые возможные варианты. Итак, путем ориентации на формирование практического интеллекта школа сможет постепенно заполнить мотивационный вакуум в обучении. Ведь теоретические знания, умноженные на способность к практическому переосмыслению реальности, дадут возможность образованному человеку уверенно чувствовать себя в ситуации реальной общественной жизни. Когда знания дают значительные преимущества, являются путем к успешности и конкурентоспособности, тогда не возникнет вопрос о целесообразности получения хороших знаний.
По моему мнению, существует еще одна большая проблема, в частности, в плане формирования новых ценностных ориентиров. В наших школах редко встретишь такое явление, как владение учителем психологическим анализом. Отмечу, я не говорю об элитных школах, отдельных талантливых учителях, которые всегда были и, уверена, будут. Имею в виду общую тенденцию. Понятно, в советские времена ни о каком психологизме не стоило и говорить. Ведь способность к тонкому психологическому анализу могла легко разрушить те штампы и идеологические ориентиры, которыми жила школа и не только она.
Проблема не только в том, что в наших школах отсутствует такой предмет как психология. Чаще всего проблема в... личности современного массового педагога. Конечно, сразу нужно оговориться о низких тарифных ставках педагогов, их нищенском существовании на грани выживания. Это сложная социальная проблема, далекая от решения. Хотя закрывает собой и некоторые другие вещи, которые тоже имеют равное значение. В первую очередь, не раскрыт вопрос о личностных качествах новейшего педагога, о том, насколько удачно он переориентировался, переосмыслил новые реалии. Отличается ли чем-то состояние его сознания от массового сознания теперешнего украинского общества? Согласитесь, очень сомнительно, что отличается. Но ведь если массовое сознание меняется медленно, и этот процесс сложно предвидеть, то психологическую трансформацию педагогов реально можно скорректировать путем взвешенного подхода к этой проблеме со стороны вузов.
Уверена, суть не в том, чтобы старые штампы заменить новыми, готовыми моделями поведения, на которые дети должны ориентироваться. Скорее, путь к формированию новых мировоззренческих убеждений лежит через способность человека к психологическому, критическому анализу себя в этом мире. Вот что нужно уметь воспитывать. Тем меньше противоречий будет между родителями и детьми, воспитателями и воспитанниками, школой и жизнью.
Не вызывает сомнения то, что общество влияет на школу. На сегодня — не лучшим образом. Но ведь в норме и школа должна была бы влиять на общество. Это влияние реально можно сделать очень прогрессивным и целенаправленным. Причем, самая большая ценность состоит в том, что школа способна во многом ускорять и корректировать процесс трансформации гражданского сознания. Советская система воспитания оставила после себя много искусственно сконструированных дефектов сознания. Как говорят: клин клином вышибают. Поэтому и бороться с этим нужно специально осмысленными методами в специально организованной среде.
Когда-то Ф.Ницше сформулировал утешительную для нас мысль: «...нужно иметь в себе хаос, чтобы родить танцующую звезду. Говорю вам: в вас еще есть хаос!»
И. К. КОТИК,
Киевская область, Ставищанский район,
село Роскошное