Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Шедевр» от «побратима»

Ровеньки стремительно двигаются в направлении завоевания пальмы первенства среди городов со странными, мягко говоря, памятниками в Украине.
20 июня, 2013 - 10:32

Конкуренцию им может составить разве что Москва с не менее несуразными творениями Зураба Церетели. Кстати, когда Зураб хотел подарить свое творение Нью-Йорку, то мэрия «Большого яблока» отказалась от «Слезы скорби», сочтя его вид непривлекательным, не приютил творение плодовитого скульптора Париж, решительно отказавшись от статуи Папы Римского.

На этот раз неутомимый белгородский скульптор Н. Шептухин (из российского города-побратима Ровеньки, который ранее подарил городу скульптуру Александра II. — Ред.), «заслуженный деятель искусств Международной ассоциации «Искусство народов мира» ЮНЕСКО, заслуженный работник культуры РФ, народный скульптор Белгородщины», решил порадовать Ровеньки новым «шедевром» — памятником основателю слободы Ровенецкой Василию Петровичу Орлову.

Недавно депутатам горсовета перед сессией для ознакомления раздали эскизы памятника с описаниями на обороте.

Предполагается, что скульптура основателя высотой 2,5 метра будет изваяна в полный рост. Цитирую из аннотации, розданной депутатам, дословно: «Описание собирательного образца памятника основателю слободы Ровенецкой Василию Петровичу Орлову:

1. Посохом в правой руке основатели всех поселений указывали место, где должно быть заложено поселение.

2. В левой руке Орлов держит свиток (грамоту), в которой за подписью государя-императора было записано, что именно это место отводится для данного населенного пункта.

3. Награды атамана Войска Донского В.П. Орлова соответствуют изображению на его портрете.

4. Забродские сапоги или ботфорты на В.П. Орлове — основной вид обуви каждого основателя любого поселения.

5. В.П. Орлов в парадном мундире, поэтому орденской парадной ленты не будет».

Визуально этот «монумент» — просто клон с памятника Петру I в Петрозаводске (Россия), будем рассматривать его только в историческом аспекте.

Василий Петрович Орлов — не граф и не имеет никакого отношения к братьям Орловым, которые были фаворитами Екатерины II. Он — донской казак, войсковой атаман Всевеликого войска донского, генерал от кавалерии, который в седле проводил большую часть времени, возглавлял индийский поход Павла I. Донские казаки не носили ботфорт, а в Российской армии такие высокие сапоги были у кирасир, драгунов, известно пристрастие к ботфортам Петра I.

Невольно напрашивается сравнение с банановой республикой Анчурией, описанной О. Генри в «Королях и капусте». Там президенты менялись настолько часто, что памятник правителю страны сделали с отвинчивающейся головой. Похоже, и здесь скульптор не стал слишком утруждать себя по поводу изобразительных средств и просто скопировал классический монумент, сделав поправку на внешность, хотя герои прилично разошлись друг с другом во времени. Василий Петрович родился через 20 лет после смерти Петра Алексеевича.

Еще одна историческая оплошность из череды несуразностей этого произведения. То, что изображено на эскизе, называется панталер или плечевой ремень — его использовали для крепления оружия. Кавалеристы носили его через левое плечо, а на эскизе — через правое. Оружие — на эскизе у Орлова изображен палаш, что тоже не свойственно казакам.

Обмундирование у «основателя слободы» — это отдельная тема, даже при внимательном рассмотрении нельзя идентифицировать, в какой виц-мундир обрядил скульптор донского атамана. На первый взгляд, это мундир инженера горного ведомства, такой вполне мог бы одеть император Петр — привет Петрозаводску. Да и не подпоясывали виц-мундир кушаком, как на эскизе.

На руке у Орлова непонятная крага, где вторая — тоже загадка, видимо, по замыслу автора, обронил в процессе основания слободы Ровенецкой. И таким непонятным деталям несть числа. Чего стоит хотя бы посох в руках у Войскового атамана. Он им что, коня погонял?

Достаточно взглянуть на портрет Василия Орлова, ничего общего не имеющего с эскизом, чтобы понять, что этот памятник — игра воображения, не имеющего отношения к реальной личности и исторической правде. Монумент в таком виде — это неудобоваримый винегрет из эпох, костюмов, оружия и тщеславия.

Все это выглядит странно, мягко говоря. Столько первоочередных проблем в шахтерском городе.

P.S. О том, как было воспринято в Ровеньках намерение местных властей установить в городе памятник Александру ІІ, «День» писал в № 222 от 5 декабря 2012 года. На данный момент памятник не установлен. Стоит отметить, что новая идея в интернет-сообществе Ровеньков вызвала бурное негодование. Среди сдержанных комментариев (на сайте rovenkismi.com.ua) и такой: «Граф Орлов — сподвижник Екатерины II, брат ее фаворита Григория Григорьевича Орлова. А нам оно надо?»

Валерий СНЕГИРЕВ, краевед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ