О картине Павла Сведомского (1849 Я— 1904 гг.) «Юродивый» годами ходили легенды, но из-за ее ужасного состояния кроме музейных работников ее никому не показывали. Художник написал полотно в 1883 году в Риме, хотя сюжет взял, наблюдая за юродивым, когда пребывал у себя в имении в Пермский губернии. Искусствоведы, имевшие возможность сравнить образы юродивых, созданные Перовым, Суриковым и Сведомским, отмечают, что «Юродивый» Сведомского — лучший в русской живописи того периода. Автор привез работу в Киев для выставки в Биржевом зале и хотел предложить приобрести ее для своей коллекции известному украинскому меценату сахарозаводчику Н.И. Терещенко. Но у того уже был «Юродивый» Василия Перова, и поэтому художник подарил картину киевскому искусствоведу Адриану Прахову. В 1967 году внучка Прахова Елена Николаевна Мазюк передала «Юродивого» Кировоградскому краеведческому музею.
Картина уже тогда была в плохом состоянии и поэтому ни разу не была выставлена. Со временем ее состояние еще больше ухудшилось из-за неблагоприятных условий хранения, перепадов влажности и температуры. Картина была без подрамника, со многочисленными прорывами полотна, потертостями, потерями грунта и слоя скраски, с лицевой и обратной стороны была покрыта осетровым клеем. Впоследствии она была передана в Областной художественный музей, где и состоялась реставрация.
Еще один отреставрированный шедевр — казацкая икона ХVIII века «Покров. Святая Параскева». Для реставрации не случайно была выбрана именно она — когда началось восстановление, ей исполнилось 250 лет. Кстати, в фонды Кировоградского областного краеведческого музея она попала из собрания известного местного коллекционера Александра Ильина. Ее уникальность заключается в том, что на одной доске написано два сюжета — Покрова Пресвятой Богородицы и образ Святой Параскевы. На обратной стороне есть надпись: «Икона сия возобновлена братьями и сестрами села Петра-Острова сь отцом Василием 1895 г., август И.Д.». Остатки текста с датой «1752 р» на лицевой стороне иконы дают возможность датировать ее создание.
Шедевры были спасены благодаря тому, что финансирование реставрационных работ областная государственная администрация включила в Программу социально-экономического развития области на 2002 год и Программу развития музейного дела в области на период до 2005 года (на реставрацию картины Сведомского было выделено 30 тыс. грн., казацкой иконы — 4 тыс. грн.). В Кировоград были приглашены реставраторы I категории Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины Татьяна Бычко и Анатолий Бескровный, которые возродили уникальные живописные произведения. Кроме того, были отреставрированы: плащаница конца ХIХ ст., Елисаветградская грамота 1743 г., Жалованная грамота с красной сургучовой печатью царя Федора Алексеевича ХVII в., одежда Софии Витальевны Тобилевич ХIХ в., военная одежда ХVIII в., оружие ХVIII — ХХ в., фарфор ХIХ в. и др.