Каждый третий вторник месяца Кировская мужская исправительная колония №33 среднего режима, которая находится в Донецкой области, превращается в дом надежды. Именно в этот день принято расписывать заключенных с их возлюбленными. В прошлом году — 57 пар, в этом году тут женились уже 24 заключенных. В предпоследний вторник мая в Кировском брак заключили шесть пар. «День» также поздравил молодых. Кроме того, заключенные теперь регулярно смогут читать нашу газету.
Парни без костюмов, вместо шампанского сладкая вода, девушки — без пышных белых платьев. На свадьбу не могут прийти друзья, только самые близкие родственники. Во вторник и тех не оказалось — после долгих ожиданий матери уехали домой. Каравай здесь поднесла колония — каждой из шести вступающих в брак пар вручили огромный свадебный пирог, украшенный двумя кольцами. Да, кстати, кольца после свадьбы у молодоженов снимают: в колонии запрещено носить золото. Поэтому семейную ценность будет хранить жена до окончания срока. Но избранницы не сетуют: они рады, что следующие три дня (а именно столько длится «медовый месяц» за решеткой) будут рядом со своими теперь уже мужьями.
«Два года назад еще дома мне попалась в руки газета с номером телефона. Я позвонила. Люди бывают разные. И я понадеялась, что там, в колонии, тоже бывают хорошие люди. Ну вот, после этого стали встречаться. Ждать мне осталось год. Мы живем в разных городах, но отношения продолжались. Я уехала в Крым с ребенком, потом вернулась, и зимой Руслан сделал мне предложение», — рассказывает Ольга. О решении расписаться никто из родственников Ольги не знает, для них это может стать неожиданностью. В Руслана женщина верит и надеется, что теперь у них обоих жизнь изменится. В колонии он уже в пятый раз. Но Ольга верит в то, что сможет его перевоспитать, так как сама психолог. Планы на будущее — работать, воспитывать ребенка, открыть свое дело. О том, какое именно, женщина не говорит — боится сглазить. «Он очень сильно меня поддерживал морально на протяжении всего времени, доверял мне, он искренне хорошо ко мне относился. Он очень добрый. Чем дольше я с ним общаюсь, тем больше понимаю, что это за человек. Вижу, какой он открытый», — рассказывает о своем возлюбленном женщина.
Неудачный брак был и у двадцатишестилетней Юлии. Она и Александр оказались вчера самой молодой парой. Их отношения родились еще до того, как парень оказался в исправительной колонии. «Но мы все равно продолжали общаться, на протяжении двух лет я ходила к нему на свидания. Так вышло, что мне нужно уезжать на курсы переквалификации, но он не захотел меня отпускать. Говорит: только если станешь моей женой. Предложение делал на свидании, глядя в глаза. Он замечательный: добрый, работящий, любящий», — рассказывает девушка. Ждать ей осталось немного — до ноября этого года. К выбору дочери и подруги родители и друзья отнеслись спокойно: ты уже взрослая и тебе решать свою судьбу.
Самой долгожданной регистрация брака оказалась у Ани и Дмитрия. Со своим мужем она была знакома с детства — жила в одном доме. Вскоре у них завязались отношения, первая любовь. «Наши пути расходились, но потом мы встретились снова», — говорит Аня. У них вместе уже двое детей. Именно поэтому муж взял фамилию жены — так не нужно будет переделывать детские документы. Как ни удивительно, но раньше парень так и не смог сделать предложение любимой. Лишь спустя годы он решился на этот шаг. О том, что мама во вторник была в колонии, дети не знают — для них папа находится в Москве на заработках. Для знакомых, родителей и родственников их роспись станет сюрпризом. Но Аня готова ко всему: теперь главное, что ее муж наконец станет отцом ее детей. После регистрации отношений Анна лишится материальной помощи, которую ей выплачивают на младшего ребенка, но это не повлияло на принятие решения свое решение. Сейчас у женщины большие надежды на то, что в их жизни все изменится. «Сюда он попал второй раз из-за того, что ему нечего было терять. Сейчас у него будем мы. Думаю, что он не станет совершать необдуманные поступки», — комментирует она.
В этот день расписаться должны были еще две пары. Но бракосочетание отложили. У одной из пар три дня назад родился ребенок, и невесту еще не выписали из больницы. Молодой отец Александр не отчаивается, а наоборот —очень рад. Его избраннице 23, ему 28. У парня уже есть дети, но их мать запрещает видится с отцом. Сам отец утверждает, что готов отвечать и за невесту, и за детей — от первого брака и от второго.
Заместитель начальника управления пенитенциарной службы Украины в Донецкой области Василий БУРАК говорит, что свадьба может в дальнейшем повлиять на судьбу заключенного. «Первое, на что мы смотрим, когда рассматриваем дела, — это социальные связи заключенного. Если у него есть жена, дети, заключенный старается работать. Вступление в брак — это мера самовоспитания, когда заключенный, осознав свою вину, идет на пусть исправления самостоятельно, стремится изменить свою жизнь», — говорит он. В то же время Юрий САВОН, начальник отдела по исполнению и контролю судебных решений, говорит, что оформление отношений не влияет на условно-досрочное освобождение. Все зависит от поведения заключенного в колонии. О том, возвращаются ли женихи обратно, он также не знает — такой статистики попросту нет.
«УДО нужно заслужить, нужно показать, что ты работаешь», — говорит заключенный Владислав. Он сидит в колонии за угон машины. На свадьбе — он свидетель. «Многие девушки боятся, ведь понимают, что здесь отбывают срок преступники. Так не хочется говорить, но вроде как отбросы общества. Каждый совершил какое-то преступление, и он понимает, за что сидит, за что наказан. Во свяком случае вы видите, что сейчас расписываются шесть пар, конечно, это хорошо», — говорит он. У самого парня есть девушка. Познакомились традиционно, по переписке. Парень сразу написал, что находится в местах лишения свободы. На свидания девушка не ходит, ждет парня дома. Увидеть его она сможет уже через месяц. Владислав хочет традиционную свадьбу: с машиной, невестой в белом платье, он в костюме, рядом родители, родственники и друзья.
А пока проходит свадьба, на кухне заключенные готовят гороховый суп и подливу. Повар Георгий здесь уже семь лет и все время работает на кухне. Выбирать то, кто куда пойдет работать, заключенные не могут, но ему его дело нравится. Остальные заключенные работают с металлом и деревом. Зарплата минимальная, перечисляется на карточку. Результаты труда заключенных можно увидеть уже при входе — здесь стоит красивый резной деревянный столик.
В кировской мужской колонии находятся те, кто получает срок уже второй раз. Сейчас в самой колонии проходит ремонт — в комнатах кладут линолеум и красят панели. На лекции, диспуты, развлекательные игры здесь отводят минимум два часа в день. Здесь же и кружки самодеятельности. В колонии есть и библиотека, в которой книги на правовую тематику — и художественная литература. Но с обновлением фонда есть проблемы: это происходит очень редко и только за благотворительный счет. Поэтому в большей степени здесь представлены старые издания. А появление «Дня» оживило фонды — в библиотеке ранее не было изда ний такого формата и такой периодичности. Ведь это не только источник информации, но и средство самообразования, и содержательное подспорье для лекций и занятий.
Как утверждают сотрудники колонии, лишь небольшое количество заключенных не идут навстречу перевоспитанию. Статистики того, какой процент бывших заключенных возвращается обратно, в колонии не ведут, но считают, что делают достаточно для того, чтобы человек воспользовался шансом изменить жизнь.
Кстати, такие хорошие условия пребывания в Украине не частое явление. Даже на территории одной Донецкой области ситуация разнится. Самые плохие слухи ходят о Енакиевской колонии №52, в которую еще ни разу не пустили журналистов.