22 мая каждый год тысячи украинцев приходят на высокий Днепровский берег, где на горе возле Канева находится могила и стоит памятник Тарасу Шевченко. Так же жива память о нем и в городке Билый Бир, на польском побережье Балтийского моря, при въезде в который перед глазами гостей предстает курган с памятником Кобзарю, а рядом находится общежитие комплекса школ с украинским языком обучения.
Эта украинская станица на северо-западе Польши появилась вследствие Акции «Висла», когда весной-летом 1947 года на территории Кошалинского воеводства (сейчас оно относится к Западнопоморскому воеводству с административным центром в Щецине) поселилось около 32 тыс. украинцев, депортированных в основном из Надсянья. Понятно, что организаторы выселения, исчисляя число украинцев Закерзонья 20 тыс., надеялись на их полное распыление между поляками — всего по несколько семей в одной местности. Поскольку в ходе выселения оказалось, что украинцев на самом деле в несколько раз больше, принцип этот не удалось сохранить и, в частности, в Ольштинском и Кошалинском воеводствах возникли украинские скопления, а в некоторых местностях украинцы стали преобладать. Впоследствии, когда в 50-х годах политика польской «партийно-государственной» власти изменилась, здесь стали возникать сильные ячейки украинской просветительской и культурной деятельности.
Одной из таких ячеек стал расположенный на 50 км южнее Кошалина городок Билый Бир. Его история уходит своими корнями в годы правления здесь в ХIII в. поморского князя Мстивоя, впоследствии владели им крестоносцы, от которых получили городские права, с середины XV в. относился к Короне Польской, а в конце XVIII в. завладела им Пруссия. Весной 1945 года, после боев за т. н. Поморский вал, превращенный в крепость город, который немцы называли Бальденбург, было сильно разрушен и обезлюдел. Следовательно, как и другие местности «Воссоединенных территорий», был вновь заселен поляками, в частности и репатриантами «из-за Буга», а в 1947 году — украинцами, изгнанными из Перемищины и восточной части Лемкивщины. Какая здесь процентная часть украинцев, сейчас трудно сказать, одни говорят, что в двухтысячном городе их около 30 процентов, другие — что в Билом Бире и Билобирской гмине (сельской волости) украинцев даже 80 процентов.
Как ни считай, именно здесь начала в сентябре 1958 года действовать первая в Польше начальная школа с украинским языком обучения, которая в марте 1961 года, значит, в сотую годовщину смерти поэта, получила имя Тараса Шевченко. Благодаря действующему при школе общежитию школа эта стала очагом образования на родном языке для приблизительно 50-тысячной украинской общины на балтийском Поморье — в тогдашнем Кошалинском, Щецинском и Гданском воеводствах.
Поскольку в польской образовательной сети обязательная начальная школа насчитывала семь, а впоследствии восемь классов, длительное время дети, которые заканчивали обучение в билобирской школе или в пунктах обучения по селам и городкам Поморья, но хотели дальше учиться в украинской среде — вынуждены были ехать в западную Силезию, где с 1957 года действовал общеобразовательный лицей в Лигнице, или на несколько ближе расположенную Ольштинщину, где в 1968 году открыт украинский лицей в Гурове Илавецком. Желающие стать учителями, в том числе и украинского языка, имели тогда возможность учиться в украинских классах педагогического лицея в Бартошицах (Ольштинщина), которые начали работать с 1956 года и просуществовали 14 лет, вплоть до реформы школьного образования, которая ликвидировала школы этого типа.
Только в начале 1990-х годов появилась возможность создать в Билом Бире украинский лицей. Связано это было, в частности, с постройкой нового общежития для школьной молодежи, поскольку старое, служившее начальной школе с начала ее существования, было в 1983 году закрыто из-за технического состояния. Детям пришлось несколько лет жить в общежитиях других билобирских школ, а родители и учителя основали общественный комитет, который начал собирать средства на построение нового дома. Стройка, которая началась уже в 1987 году, при большой финансовой помощи всей украинской общины в Польше и украинской диаспоры в Америке и Западной Европе, привлекла к Билому Биру внимание украинцев по всему миру.
Поскольку Украина тогда еще не была самостоятельной, именно в здании новопостроенного общежития в 1990 году состоялся 1-й Мировой Форум украинцев, а также Форум молодежи. А с началом учебного года 1990/1991 начал работать первый класс общеобразовательного лицея — так возник Комплекс общеобразовательных школ им. Тараса Шевченко. В его состав входили начальная школа, которая осталась в старом доме в центре города, и четырехклассный лицей, который начал пользоваться помещениями в школьном комплексе, расположенном рядом с новым общежитием — на окраине городка.
Вскоре, в 1991 году, на кургане насыпанном перед общежитием, появился символический знак уже постоянного присутствия украинцев над Балтийским морем — памятник Тарасу Шевченко, являющийся подарком украинского народа украинцам, проживающим в Польше. Автором монумента в форме казацкого креста является Анатолий Игнащенко, а выполнил его в Киеве резчик Василий Бородай. Сейчас каждый год возле билобирского памятника Тарасу Шевченко проходят не только школьные торжества, но и празднования с участием официальных представителей государственной власти Польши и Украины и украинцев, проживающих на западных и северных землях.
Билый Бир — это также важная часть религиозной жизни украинцев, в частности греко-католиков (в самом городе православных украинцев почти нет). В 1957 г. здесь основана станица греко-католической Церкви, которая могла тогда действовать только в структуре Польского римо-католического костела, а с 1991 года существует самостоятельный приход (его паства — это около 200 семей). Храмовый праздник Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября каждого года собирает в Билом Бире тысячи верных, а с некоторых пор проходят еще перед ним фестивали церковной песни и поэзии.
Освященная в 1996 году греко-католическая церковь Рождества Пресвятой Богородицы, которая стоит недалеко от Шевченкового памятника и общежития, является очередной изюминкой Билого Бира. Ее проект и иконопись выполнил Юрий Новосильский. Это единственный храм, являющийся полностью «авторским» произведением этого едва ли не самого известного художника в Польше. Хотя более известен он в мире как Ежи Новосельски, но называть его «польским художником» мне было бы трудно, ведь маэстро, когда мне довелось побывать на встречах с его участием в Кракове, где он родился и постоянно проживает, говорил на очень приличном украинском языке и говорил «мы», имея в виду украинцев. Ну что ж — творческая среда, в которой этот рожденный в 1923 году сын украинца и немки постоянно живет и работает, является польской, и его в мире считают польским творческим деятелем, хотя по вероисповеданию православным и сформированным под большим влиянием украинской иконописи.
Все-таки балтийское побережье — это не отцовские земли, где все украинским духом дышит, и даже такие места, как Билый Бир, не в силе затормозить постоянный процесс размывания украинской общины. Среди выселенцев лучше всего «держатся за свое» украинцы в сегодняшнем Варминско-Мазурском воеводстве, куда в 1947 году попало около 57 тыс. украинцев — по данным переписи 2002 года, украинскую национальность задекларировали здесь 12 тыс. человек. На территорию сегодняшнего Западнопоморского воеводства, к которому относится сейчас Билый Бир, перевезено 46 тыс. украинцев, а по данным 2002 года, украинскую национальность задекларировали всего 3,9 тыс. человек. Понятно, что данные эти не очень достоверные, но трудно отрицать, что огромное число потомков «поселенцев из Акции «В» действительно утратило уже свою связь с украинской традицией и культурой, что и в семейном быту все реже используется украинский язык. К сожалению, видно это и в Билом Бире, где сейчас в начальной школе, гимназии и лицее, т.е. в 12 классах, всего- навсего 120 детей.
И все-таки — в выпавшее на этот год шестидесятилетие Акции «Висла» можно сказать, что украинцы в Польше не исчезли, и хотя в условиях, возникших вследствие депортации, трудно им бороться за свое национальное выживание, они не сдаются. А наглядным примером этого является посвященный Шевченко билобирский образовательный комплекс, хранимый воплощенным в бронзу духом слова Кобзаря.