Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Школа без инструкций. Но с миссией

Пять составляющих корпоративной культуры
10 марта, 2005 - 19:34
Виктор ГРОМОВОЙ

Оранжевая революция продемонстрировала удивительную способность наших людей к самоорганизации, инициативе, творчеству, гражданскому мужеству. Когда начинаешь анализировать, задумываешься: а может ли быть что-то подобное в одной отдельно взятой сфере общественного бытия. Оказывается, что на примере «оранжевого» креатива и мотивации можно научиться совершенствовать бизнес-среду или строить эффективную модель учебного заведения. Декан бизнес-школы Киево- Могилянской академии Павел Шеремета, исследовав как и почему во время революции «большое количество людей с энтузиазмом и без руководящих инструкций длительное время работали над общим делом», выделил пять путей достижения подобного результата (см. статью Натальи Гузенко «Оранжевые креатив и мотивацию можно использовать в бизнесе», газета «День», 29 января 2005 года).

На мой взгляд, суть этой стратегии успеха в сфере среднего образования заключается в построении корпоративной культуры школьной организации, состоящей из таких элементов:

Первый элемент. Идея и миссия организации. В городе Кировограде идея возрождения известной Елизаветградской гимназии объединила энтузиастов сначала в инициативную группу, потом в оргкомитет, который передал эту идейную эстафету педагогическому коллективу бывшей школы №5. Само коллективное видение миссии возрождения гимназии как инновационного учебного заведения, призванного воспитывать национальную элиту, как ячейку украинской культуры в очень русифицированном городе и как «островка» академической свободы позволило раскрыть энергетический потенциал всех участников образовательного процесса гимназии, детонировало цепную реакцию творчества...

Таким образом самой главной предпосылкой успеха того или иного учебного заведения является формирующая идея, которая имеет мощный магнетический потенциал. Именно идея (на ее основе нужно простым, понятным для всех языком сформулировать миссию организации) побуждает педагогов работать «именно здесь», пробуждает такие стимулы к работе, которые отнюдь не возникнут благодаря материальному поощрению.

Миссия является генеральной целью организации, определяющей направление работы школы. Это является видением ее будущего, квинтэссенцией философии существования, четким определением особой роли именно этой школы. Мы осознавали, что реализовать идейный потенциал гимназического образования можно только тогда, когда пробужден дух состязательности. Поэтому очень необходима «конкурирующая организация», стремящаяся достичь победы над самим собой, двигаясь наперегонки с собственной тенью (по принципу школы соревнуются не друг из другом, а сами с собой).

Все начинается с идеи и миссии не только на микроуровне.

Так, представляя в Верховной Раде Украины первую часть (Вера!) программы действия правительства премьер- министр Юлия Тимошенко сделала акцент на восприятии современной Украины «как страны, которая несет уникальную миссию в мир — дать абсолютно новые стандарты общественной, политической и социальной жизни. На порядок справедливее, чем они сегодня существуют даже в самых развитых странах». Убежден, что действительно есть шанс на успех у команды, которая стремится такую миссию Украины «поддержать и пронести с честью», которая обязывается «не уронить это знамя», которая осознает, «что это святая и достойная цель».

Примером реализации амбициозной идеи в бизнесе является известная косметическая компания «Мери Кей», которая с момента своего учреждения в 1963 году продекларировала уникальную миссию: улучшать жизнь женщин! Практическая работа компании, которая основывалась на реализации этой благородной миссии, в конечном счете имела и сугубо коммерческий успех. Без ключевой педагогической идеи и четкого осознания собственной миссии нельзя построить и школу вашей мечты. Это четко осознают наши американские коллеги. Переступив порог любой школы в США, первым, что вы увидите, будет стенд с указанием ее миссии.

Второй элемент — корпоративные ценности Миссия организации должна отображать общие ценности и взгляды ее членов, разделяться всеми участниками образовательного процесса, быть своеобразным «ядром ценностей» определенной культуры школы. На основании общепринятых ценностей школы ее работники делают вывод «что такое хорошо, а что такое плохо», понимают какое поведение в этом коллективе является рациональным, а какое нерациональным и тому подобное. Ценности, которые исповедует школа, влияют и на образ деятельности, доминирующий в той или иной организации. Один и тот же человек выбирает ту или другую линию поведения в зависимости от того, какие ценности доминируют, в педагогическом коллективе в который он попадает. Если самыми высокими приоритетами педагогического социума являются ценности, связанные с направленностью на творческую самореализацию, на культивирование чувства самоуважения и профессионального достоинства, то такой коллектив станет центром притяжения для людей, готовых действовать в соответствии с такими эталонами поведения.

Если же школа является «тихим болотом» с довольно сомнительными ориентирами, то и спрос здесь будет на далеко не лучшие модели педагогической активности. Здесь вы услышите фразы наподобие: «Как нам платят, так и работаем» или «Пусть благодарят за то, что мы вообще приходим на работу». Здесь «востребованы» не профессиональный взлет, а скорее профессиональная деградация, равнодушие и покорность. Корпоративные ценности замещают множество директив и инструкций. Причем, если «указания» можно обойти, а инструкции часто выполняют только на бумаге, то ценностные ориентиры являются внутренними факторами, которые непременно обеспечивают желаемое для организации поведение. Конечно, большое значение имеет такой фактор организационного видения как собственная вера и ценности лидера, которыми он заражает и своих коллег. Ценности и вера организации остаются стабильными длительное время и меняются очень тяжело, но только благодаря переориентации ценностей возможны трансформации школьной культуры.

Третий элемент — традиции и ритуалы. Как известно, школьная культура и является совокупностью традиций и ритуалов. К тому же чем крепче укоренены те или другие традиции, тем более респектабельной выглядит школа. Англичане говорят: «хорошее то учебное заведение, у которого рыжие (старые) стены», имеются в виду, в первую очередь, старые традиции, которые дают возможность почувствовать надежность и стабильность даже в условиях быстротечных перемен в педагогических технологиях, которые можно гибко вписать в общую школьную культуру. От традиционной школы к школе с традициями, — таким было направление трансформации типичной постсоветской образовательной среды бывшей Кировоградской школы №5 на пути к реализации программы «Гимназия-2000». За 8 лет с момента, когда эта программа была принята (1992 г.), у нас появилась ежедневная церемония поднятия флагов Украины, города и гимназии перед началом уроков, ежегодная церемония посвящения в гимназисты, традиционное торжественное открытие работы новоизбранного парламента гимназии в сессионном зале областного совета, традиционные конкурсы и фестивали («Таланты наших родителей», «Майский веночек» и тому подобное), ежегодный вечер-встреча членов братства гимназистов «Снова вместе!», ритуал приема новых членов элитарного клуба «Золотая десятка», ритуал вручения сертификатов «Гимназист года» во время праздника Последнего звонка и даже такое несерьезное мероприятие как Праздник мороженого, который ежегодно проходит на летней площадке кафе «Черное кофе» в день защиты детей...

Именно здесь в гимназии и только здесь есть, например, церемониал восхождения на педагогический Олимп учителя, который трижды был признан лучшим на конкурсе гимназии «Учитель года» (эта церемония проходит в День учителя).

Только у нас присуждается звание «Основатель гимназии» за выдающийся личный вклад в развитие нашего учебного заведения. Лауреаты получают соответствующий сертификат и навечно заносятся в «Золотую книгу возрождения гимназии». Гимназия имени Тараса Шевченко является единственным учебным заведением города, в котором смогла родиться инициатива возлагать цветы к памятнику Тарасу Шевченко не только в день его рождения и смерти, но и в День прав человека — 10 декабря. Основание этой традиции в бурные дни оранжевой революции закономерно, ведь здесь его воспринимают не только как великого поэта, но и как борца за права человека.

Только у нас на выпускном вечере аттестат получают не только ученики, но и ... их родители (конечно, этот документ неофициальный, но он вполне серьезно констатирует, что и родители являются выпускниками гимназии).

Четвертый элемент — стать героем. Балансировать на грани «возвышенного — земного» можно только тогда, когда от повседневной педагогической рутины вас может «оторвать» пассионарная личность. Амбициозные идеи перейдут из сферы педагогической фантастики в сферу педагогической реальности только при условии, если педагогический коллектив возглавляет сильный лидер.

Несмотря на то, что говорят «несчастный тот народ, которому нужны герои», педагогическому коллективу очень нужно иметь в своей среде человека, у которого есть ореол героизма. Рядом с ним (и это следует особенно подчеркивать), если есть с кого брать пример, есть эталон, к которому стоит тянуться, тогда героями «нашего времени» могут стать все и, на первый взгляд, будничная работа станет подвигом.

Знаю, что многие мои коллеги-педагоги довольно скептически относятся к объединенному социал-демократу, народному депутату Украины Тамаре Прошкуратовой, которая получила звание Герой Украины за свою работу на педагогической работе.

Хотя я и не отношусь к симпатикам партии, которую она символизирует, всегда отвечаю скептикам, что ей заслуженно дали эту награду, потому что любая сельская учительница, которая 10—20 лет отработала на совесть в условиях сельской школы, является настоящим Героем Украины. Героем является и любой директор школы, который вопреки всем «нестыковкам» может обеспечить нормальное функционирование собственного учебного заведения. Потому что если спикер Верховной Рады Владимир Литвин получил «Героя» только за то, что содействовал поиску выхода из экстремальной ситуации во время революции, то как оценивать труд директора, который решает экстремальные ситуации на уровне школы или местной общины едва ли не ежедневно?!

Поэтому речь не идет об искусственном восхвалении личности руководителя, речь идет о потребности увидеть героическое в работе тех, кто годами выполняет функцию кризисного менеджера, не словом, а делом «сердце отдает детям». Конечно же, поскольку мы живем в традиционном обществе, в котором много значат официальные регалии, нужно и формальное признание заслуг «героев нашего времени» (в старой Елизаветградской гимназии практически все преподаватели были орденоносцами, как был полный комплект наград у В. Сухомлинского и его коллег, самых продвинутых руководителей школ в советские времена). Вопрос на засыпку: сколько рядовых (не социал-демократов объединенных) учителей и руководителей школ получили ордена в эпоху Кучмы?!

Пятым элементом организационной культуры являются символы. Символы — это слова, лозунги, действия, материальные объекты, которые обычно используются в организации для того, чтобы подчеркнуть ее особенность и неповторимость, пробудить чувство причастности и самоидентификации членов организации, сделать более понятными ее задачи и принципы. Символами могут быть официальный герб (знак), флаг школы, ее талисман, особый педагогический словарь, которым здесь пользуются, стиль одежды и оформление кабинетов, цвета спортивной формы и тому подобное. Например, у гимназии имени Тараса Шевченко есть официально разработанный утвержденный геральдическим обществом собственный герб, девиз «ad discendum, non ad docendum» (не для того, чтобы учить, а для того, чтобы учиться), талисман гимназии, которым стал слон Ритор (его выбрали сами гимназисты на специальном конкурсе «Талисман гимназии»), гимн, флаг, экслибрис для книг из библиотеки гимназии, особый фирменный бланк, матрикул гимназиста, специально разработанные грамоты, сертификаты, приглашения и даже... собственные новогодние открытки.

Все это позволяет нам не быть такими как все. Как утверждают специалисты по социальной психологии, даже поверхностное манипулирование внешними символами может оказывать существенное влияние на поведение людей. Особенно ярко это можно увидеть во время любых соревнований, особенно спортивных, когда символика является могущественным фактором сплочения, пробуждения «командного духа». Во многих учебных заведениях продажа товаров с их символикой является еще и дополнительным источником прибыли. Например, два года тому назад видел собственными глазами чрезвычайно широкий ассортимент продукции с символикой университета в специальном сувенирном магазине Университета Небраска в Омахе.

Галстук или брелок, майка или ручка, перстень или значок могут стать безошибочным индикатором, который позволяет распознать «своего».

Виктор ГРОМОВОЙ, директор гимназии имени Тараса Шевченко, заслуженный учитель Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ