История с «Христианской этикой» в школах получила продолжение. Пока что никто не будет родителям и ученикам предлагать этот урок как обязательный. Но чем может завершиться сотрудничество Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций и Министерства образования и науки? Может, как раз и введением в школах религиоведческих дисциплин.
Соглашение о сотрудничестве совет церквей и Минобразования подписали фактически перед стартом нового учебного года, 25 августа. И это событие снова разожгло дискуссию в обществе, место ли религии в школе? Напомним, в июле этого года мэр Ивано-Франковска Руслан Марцинкив инициировал обращение к МОН, чтобы в школьную программу для 5-9 классов попали дисциплины нравственно-духовной направленности, та же «Христианская этика», «Библейская история и христианская этика» и т.п. (подробнее об этом «День» уже рассказывал).
Не все такой замысел Марцинкива поддержали. В частности, религиовед Людмила ФИЛИПОВИЧ отмечала, что подобные идеи требуют общественного обсуждения. И в любом случае изучение религиозных предметов должно быть по согласию родителей, а не принудительно. Поскольку ни обсуждения, ни толкований, зачем это соглашение МОН подписало, нет, общественная дискуссия разгорелась с новой силой.
ПОЗИЦИЯ ЦЕРКВИ
Упомянутое соглашение — не просто словесная договоренность, а, по словам главы УГКЦ Блаженнейшего Святослава (который подписал это соглашение от имени ВСЦиРО как очередной председательствующий), это «обязывающий для обеих сторон документ, в котором прописаны принципы и ценности, на которых должна строиться воспитательная и образовательная деятельность в Украине «. Документ должен помочь МОН в воспитании будущих поколений и нашего будущего «на основах Закона Божия». Заметим, по словам Людмилы Филипович, истинно верующего населения в Украине 10-12%. Приемлемой ли будет для остальных идея обучения на основе Библии?
С другой стороны, соглашение преследует еще одну цель — заботиться о нравственном здоровье общества. «Соглашение, которое мы подписали, преследует именно такую цель — объять ценностное воспитание наших детей, заботиться об их нравственном здоровье. И, в частности, заботиться о семейных ценностях — воспитывать молодых людей способными создавать свои семьи и быть счастливыми, — объяснял Блаженнейший Святослав. — Первое, мы хотим заботиться о том, чтобы в государственном образовании присутствовала ценностная составляющая — уважение к человеческому достоинству, к семье, к семейным отношениям в уважении и любви».
Вроде бы понятные вещи, которым детей должны учить и родители, не обязательно школа или церковь. Народный депутат Инна СОВСУН заявила в фейсбуке, что обратилась к МОН с депутатским запросом, а о каких именно традиционных семейных ценностях говорится в соглашении, если такого термина в нашем законодательстве не существует. «К сожалению, стороны не уточняют, что именно имеется в виду под «традиционными семейными ценностями украинского народа», — комментирует Совсун. — Впрочем, в публичных заявлениях защитники «семейных ценностей» в основном имеют в виду, что женщина должна подчиняться мужчине, что развод — это грех независимо от того, насколько несчастны супруги, а также в случае домашнего насилия нужно «беречь семью» и «не выносить сор из избы», ведь «неполные семьи» являются неполноценными, а дети, которые в них растут, — «хуже»».
К дискуссии в соцсетях присоединился заведующий кафедрой политических наук Украинского католического университета Юрий Подлесный. По его словам, основные приоритеты соглашения совсем другие, чем те, на которые обратила внимание народный депутат. «Это необходимость дальнейшего преподавания курсов нравственной направленности в заведениях общего среднего образования, воспитания на основе моральных и духовных ценностей в учреждениях дошкольного образования; сотрудничества в деле прохождения лицензирования образовательной деятельности заведений высшего духовного образования и дальнейшей аккредитации их образовательных программ; развития частных учреждений дошкольного и общего среднего образования для обеспечения равных условий для всех учебных заведений этих уровней, независимо от форм собственности; обеспечения надлежащего образования несовершеннолетних детей, находящихся в учреждениях пенитенциарной системы; недопущения заложения в учебную литературу и учебные программы положений, противоречащих традиционным семейным ценностям украинского народа, несущих угрозу обесценивания института семьи, материнства и отцовства и лишающих семью, ответственное материнство и отцовство значения воспитательного идеала», — привел основные задачи соглашения Подлесный.
«Потому что если бы пани Совсун хотя бы одним глазом заглянула в Священное Писание или церковные документы, то ничего из тех представлений, которыми переполнены ее знания о семейных ценностях, она бы не нашла, — продолжает он. — А семейными ценностями, которым обучают участники ВСЦиРО, являются взаимная любовь, уважение, забота друг о друге, верность, ответственное воспитание детей ... Мы уже пожинаем плоды борьбы с семейными ценностями: рост «нежелательных» беременностей среди подростков, рост рождения детей вне семьями, домашнее насилие, старение нации, отрицательная демография, которая убивает общество, экономику, пенсионный фонд ... Перечислять можно долго ... Поэтому ВСЦиРО бьет тревогу, предлагает свое сотрудничество для преодоления негативных явлений, а Инна Совсун против ...».
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
Мысли пользователей соцсетей разделились. Одни считают, что следует заручиться поддержкой церкви, чтобы справиться с моральными вызовами современности. Другие настаивают на том, что школа и образовательные программы должны формировать у учащихся критическое мышление, а не навязывать стереотипы.
Если отойти от эмоций и опереться на законодательную базу, то закон «О среднем образовании» еще раз делает ударение на доброй волю родителей для изучения детьми духовно-нравственных предметов. Так, в общественной организации «Родители SOS» подготовили пособие «Путівник школою», в котором довольно подробно описывается, можно ли отказаться от изучения определенного учебного предмета (интегрированного курса), в частности, русского языка / второго иностранного языка / предметов духовно-нравственной направленности? Если это факультатив, то есть необязательный предмет, то да, отказываться можна. И не посещать этот урок вообще.
«Отказаться от изучения нежелательного предмета, обязательного для изучения в определенном образовательном заведении, родители могут следующим образом: обратиться к школьной администрации по разработке индивидуального учебного плана ребенку; выбрать другой учебное заведение; выбрать другой класс в том же образовательном учреждении, где изучение нежелательного предмета (курса) не является обязательным», — советуют в «Родители SOS». Также составители пособия обращают внимание, что в отличие от других курсов по выбору, предлагаемых администрацией образовательного учреждения родителям и ученикам по умолчанию, курс основ христианской этики и других предметов духовно-нравственной направленности преподается ученику только при условии индивидуального заявления-согласия его родителей.
Потому, как давать отпор религиозным предметам (в случае нежелания их изучать), родители вроде бы знают. Другое дело, что за сотрудничеством церквей и школ продвигают идею нравственного оздоровления общества. Это важно, но вряд ли стартовой платформой для этого должны стать учебные заведения, задача которых сейчас, в эпоху глобализации, формировать человека мыслящего и компетентного.
КОММЕНТАРИИ
«НЕ ПОРА ЛИ ЗАДУМАТЬСЯ НАД НРАВСТВЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ УКРАИНЦЕВ ВСЕМУ ОБЩЕСТВУ?»
Роман ЯЦИВ, историк искусства, профессор Львовской национальной академии искусств:
— Чтобы оценить необходимость подписанного соглашения о сотрудничестве между Всеукраинским советом церквей и религиозных организаций, нужно выйти за пределы упрощенных и односторонних трактовок законодательных норм о «отделения церкви от государства», в частности — части статьи 6 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях» в следующей редакции: «Государственная система образования в Украине отделена от церкви (религиозных организаций), имеет светский характер. Доступ к разным видам и уровням образования предоставляется гражданам независимо от их отношения к религии».
Светский характер государственного образования не означает отказа образовательных учреждений от закрепления у детей и молодых граждан морально-этических принципов, которые являются интегральной составляющей этнопсихологической идентичности украинцев. К сожалению, сегодня органы государственной власти Украины уделяют недостаточное внимание фактору воспитания в широком формате исконно этико-сознательных национальных черт.
Современное гражданское общество в Украине после Революции Достоинства и сложных испытаний в построении государства (особенно обострившихся российско-украинской войной) мобилизовало лучшие духовные и общественно-этические черты Нации, но оказалось лицом к лицу с сильным внутренним врагом — равнодушием, цинизмом, безверием, а также нигилизмом. В таких условиях государство обязано взять на себя миссию руководства и защитить Человека от все более уродливых, агрессивных субкультурных суррогатов.
Вне всяких конституционными норм цинизм, неопролетарский «пофигизм» и нравственная деградация продолжают наступать на права человека быть Человеком. Не пора ли задуматься над нравственным здоровьем украинцев всему обществу совместно с соответствующими образовательными, научными, многопрофильными гуманитарными институтами, органами власти, а также и Всеукраинским советом церквей и религиозных организаций, выработав стратегию оптимизации духовности и гуманизма в жизни народа через его мировоззренческие основы?
«ПУГАЕТ, ЧТО ЭТОТ ДОКУМЕНТ УЖЕ СОБИРАЮТСЯ ПРОЛОНГИРОВАТЬ ...»
Светлана Дубина, председатель правления общественной организации «Вісь»:
— Всеукраинский совет церквей и религиозных организаций снова вышел в плоскость взаимодействия с Министерством образования и науки. Только в мае прошлого года был ликвидирован общественный совет по христианской этике, созданный при МОН, а теперь эта тема снова всплывает. У меня лично новое соглашение, заключенное недавно между МОН и ВСЦиРО, вызывает чувство опасности. Прежде всего из-за его завуалированности. Если бы человек хотя бы с минимальным уровнем критического мышления прочитал этот документ и проанализировал, открыв указанные в тексте статьи, то стало бы очевидно, что содержание тех статей вообще не говорит о том, на что ссылаются авторы, аргументируя необходимость подобного сотрудничества.
К примеру, статья 15 Конституции Украины, на которую ссылаются в тексте, гласит, что государство гарантирует свободу политической деятельности. Или статья 11 — о развитии украинской нации и историческом сознании, то есть отношения к образованию там вообще нет. Более того, подается статья 35-я, в которой четко сформулировано: церковь и религиозные организации отделены от государства, а школа от церкви — все, точка. Фактически получается так, что этот меморандум мотивирует МОН нарушать основной закон Украины.
Кроме того, в документе ссылаются на закон «Об образовании» и другие законы. На кого это рассчитано? Есть закон «О свободе совести и религиозных организациях», в статье 5 которого написано, что церковь и религиозные организации отделены от государства и религиозные организации не выполняют государственных функций. Они вообще обязаны соблюдать требования действующего законодательства и добропорядка. То есть сейчас вышеупомянутое соглашение — это нарушение Конституции Украины, Закона Украины «Об образовании» и Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях».
Если же вчитаться в документ, то легко можно понять, для чего весь «город» городился. Ради пункта 1.5. В его контексте речь идет о том, что «стороны соглашаются на сотрудничество для недопущения заложения в учебную литературу и учебные программы положений, противоречащих традиционным семейным ценностям украинского народа, несщих угрозу обесценивания института семьи, материнства и отцовства и лишающих семью, ответственное материнство и отцовство значения воспитательного идеала». Что это? Во-первых, религиозные организации вообще не имеют никакого права вмешиваться в формирование этих учебных пособий, потому что это нарушает законодательство Украины. Во-вторых, о каких традиционны семейных ценностях украинского народа идет речь ?! А в следующем пункте вообще отмечается, что все это для «гармонизации государственно-конфессиональных отношений в области образования, поддержания постоянного диалога с церквями и религиозными организациями, более эффективного использования их потенциала в воспитательном процессе». Только за это уже можно обращаться в суд. Пугает то, что этот документ уже собираются пролонгировать, пытаясь обеспечивать свое проникновение в школы. На мой взгляд, повторюсь, этот документ является основанием для иска в суд, потому что те статьи, на которые ссылаются авторы, неактуальны или вообще нарушают законодательство. В частности, статью 6 закона «Об образовании» — в которой говорится о невмешательстве религиозных организаций в учебный процесс.
В школе должна идти речь о правах человека, а не о семейных ценностях. Согласно последним исследованиям, традиционных семей — то есть папа, мама и дети — только 25%, так что такое ценности?! С детьми нужно говорить о правах человека, о достоинстве и здоровье. Все остальное не дожно никоим образом навязываться. Дома — пожалуйста. Родители имеют право на воспитание детей в соответствии со своими идеологическими и религиозными убеждениями. И то, если принять во внимание Конвенцию о правах детей, то все это должно происходить без принуждения по отношению к ребенку.
«В СВЕТСКУЮ ШКОЛУ НИКТО НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ВНЕДРЯТЬСЯ»
Ян ЩЕКАТУРОВ, эксперт по вопросам религии и церкви, бывший руководитель Центра помощи жертвам деструктивных культов «Диалог», Днепр:
— В Украине все религиозные организации действуют в соответствии с законом «О свободе совести и религиозных организациях», а основные принципы заложены в Конституции. Но по Конституции Украины, церковь отделена от государства, а образование отделено от церкви. В то же время религиозным организациям по закону предоставляется возможность создавать свои школы при церквях. Если у них много верующих или сторонников, пусть они там и учат своим семейным ценностям. Потому что у мусульман эти ценности одни, у католиков — другие, и так далее. А поскольку у нас много различных религий и церквей, в том числе существуют и деструктивные течения, которые имеют статус религиозных организаций, они имеют возможность учить чему угодно.
Но самое главное, что церковь отделена от государства. И в светскую школу никто не имеет права внедряться. Никто — это не их епархия! Если они хотят пропагандировать свои ценности, пусть в своих церковных школах и пропагандируют — они у них есть. Есть ещё частные школы, например, еврейская школа — пожалуйста, там свои ценности пропагандируйте.
На мой взгляд, подписывать какие-то соглашения между церквями и государственным учреждением — нонсенс какой-то. Такого не должно быть. Потому что религия или духовность — это интимная сфера, это глубоко личное. Это сфера свободы совести. Поэтому не надо людей тянуть ни в одну сторону, ни в другую. Очень плохо, что у нас Конституцию забыли. У нас Конституция, как сказка какая-то. В ней одно написано, а в жизни все по-другому. А надо, чтобы все законы соответствовали Конституции, и не иначе. У нас уже напринимали кучу законов и подзаконных актов, которые противоречат Конституции. Это не годится никуда. Вот такая у меня позиция.
Дело в том, что ещё лет пятнадцать назад была такая попытка — церковники хотели внедрять свои программы в светские школы, но тогда эту попытку пресекли. Если уже говорить о семейных ценностях, то этим ценностям должна учить семья. У приверженцев разных религий — разные семейные ценности. Кроме того, в разных странах сегодня по-разному трактуют само понятие семьи. Мне кажется, что это вообще личное дело каждого человека.
«С РЕЛИГИОЗНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В УКРАИНЕ И ТАК СЕГОДНЯ НЕПЛОХО»
Николай ПАЛИНЧАК, доктор политических наук, профессор, декан факультета международных экономических отношений УжНУ, председатель Закарпатской областной организации Украинской ассоциации религиоведов:
— Соглашение является обязывающим документом для обеих сторон, где указаны принципы и ценности, на которых должна строиться воспитательная и образовательная деятельность в Украине и, как сказано в тексте соглашения, «... для способствования дальнейшей гармонизации государственно-конфессиональных отношений в области образования, обеспечения права граждан на свободу совести и формирования нравственности и духовности получателей образования».
С религиозным образованием в Украине и так сегодня неплохо. Мы имеем 209 духовных учебных заведений, в которых более семи тысяч слушателей получают богословское профессиональное образование на стационаре и еще более 10 тыс. обучаются заочно. В Украине более 13 тыс. воскресных школ, где дети, молодежь изучают основы того или иного вероисповедания. В Украине немало общеобразовательных школ, в которых преподают христианскую этику. Есть большое количество теле— и радиопрограмм, посвященных религии, интернет с религиозными ресурсами.
Традиционные церкви требуют, чтобы религия преподавалась в общеобразовательных учреждениях, а представители религиозных меньшинств предпочитают иметь собственные религиозные школы.
Еще 2 июля 2015 г. в Украине был принят закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины об учреждении религиозными организациями учебных заведений», предоставивший религиозным организациям право быть учредителями общеобразовательных школ, которых сегодня уже более 90.
В этой общегосударственной дискуссии есть немало тех, кто предлагает оставить религиозное образование исключительно в «церковной ограде», справедливо ссылаясь на конституционные принципы отделения школы от церкви, отсутствие педагогических кадров, способных преподавать религию в школе, межконфессиональные конфликты и чрезвычайно религиозное многообразие в нашем государстве. Поэтому на пути внедрения религиозного образования, как показывает опыт стран Центральной Европы, есть немало работы. Особенно в области методики преподавания.
Соглашение признает важность сотрудничества в деле прохождения лицензирования деятельности высших учебных заведений и последующей аккредитации их образовательных программ. Начиная с 2015 года высшие учебные духовные заведения приравнены к светским.
Соглашение о сотрудничестве между Министерством образования и науки Украины и Всеукраинским Советом Церквей и религиозных организаций отмечает, что важным механизмом для обеспечения сотрудничества между Министерством образования и науки Украины и Всеукраинским Советом Церквей и религиозных организаций является созданный при МОН Общественный совет по вопросам сотрудничества с церквями и религиозными организациями.
Как отметил Блаженнейший Святослав, это соглашение является историческим событием в жизни нашей страны, которое гармонизирует государственно-церковные отношения в сфере образования; обеспечит права граждан на свободу совести и формирование нравственности и духовности получателей образования. В соответствии с соглашением, Общественный совет по вопросам сотрудничества с церквями и религиозными организациями при МОН будет способствовать всестороннему обеспечению свободы совести и гармонизации государственно-конфессиональных отношений в области образования и поддерживать диалог с церквями и религиозными организациями с целью эффективного использования их потенциала в воспитательном процессе.
Подготовили Татьяна КОЗЫРЕВА, «День», Львов, Олеся Шуткевич, «День», Винница, Вадим РЫЖКОВ, «День», Днепр, Василий ИЛЬНИЦКИЙ, Ужгород