Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Школа и Церковь

Любомир ГУЗАР: Даже учебные программы могут настраивать детей враждебно к «другим»
20 февраля, 2008 - 19:16
СТРОГИЙ БАТЮШКА / ФОТО АЛЕКСАНДРА КОСАРЕВА

Во вторник 19 февраля информационный день столицы был насыщен не только политикой, но также обсуждением одной из наших «вечных и нерешающих» общественных тем, а именно — место религии в общеобразовательных школах страны. Эта сложная многовариантная проблема обсуждается в Украине уже более 10 лет — учеными, народными депутатами, учителями, чиновниками и, не в последнюю очередь, родителями. Свой голос не давали, кажется, только субъекты обучения — ученики (между прочим, им также есть что сказать). Стоит отметить также, что дискуссии вокруг темы «школа и церковь» носят несколько абстрактный характер — дело не дошло не только до всеукраинского референдума родителей, но и до действительно репрезентативной статистики. И поэтому у каждого заинтересованного чиновника или ученого свои взгляды на проблему. Одни считают, что большинство родителей выступает ЗА так называемые альтернативные общеобразовательные учебные заведения с изучением основ религии, другие основывают свои ПРОТИВ на полном равнодушии родителей.

Между тем серьезного всеукраинского опроса, как представляется, до сих пор не проводили. (Как утверждают специалисты, где-то 30% родителей стабильно выражают желание, чтобы их дети учились в школах, где преподаются курсы, связанные с религией. Именно такой процент насчитывают в Киеве.) Не очень тщательно изучен также опыт школ Западной Европы в этой области. Типичным здесь является то, что присутствующие на обсуждении народные депутаты считают, что это и ненужно — сами, мол, разберемся (очевидно, обычным методом проб и ошибок).

Следовательно, 19 февраля в Киеве, стараниями нескольких организаций, в частности, директора Центра религиозной информации и свободы Украинской ассоциации религиоведения Людмилы Филипович, заместителя председателя Госкома Украины по делам национальностей и религий Николая Новиченко, руководителя Бюро УГКЦ по связям с органами государственной власти священника Романа Небожука, пресс-секретаря Киевского патриархата отца Евстратия, генерального секретаря Украинской организации религиозной свободы Петра Ганулича, народных депутатов, представителей христианского духовенства различных конфессий и киевских учителей прошла конференция «Украинское образовательное пространство и роль религиозных организаций в его развитии: идейно-концептуальные и правовые измерения». Особенно отметим, что в конференции принимал участие глава Украинской греко- католической церкви Блаженнейший Любомир Гузар.

Ниже приводим мысли и предложения о преподавании в украинских общеобразовательных школах (ООШ) — в той или иной форме — дисциплин, связанных с христианской религией (граждан Украины, которые исповедуют ислам, иудаизм, буддизм и другие малочисленные религии, речь на конференции не касалась. Можно только отметить, что большинство этих верующих решили свои религиозно-образовательные проблемы самостоятельно, не обращаясь в государственные учреждения).

По мнению народного депутата Михаила КОСИВА, ООШ — это решение проблемы, «потому что это означает, что в общеобразовательных школах будет преподаваться религия. Конечно, школы могут быть и чисто конфессиональной принадлежности, но если речь идет о религиозном воспитании детей, то оно обязано быть внеконфессиональным, — подчеркнул он. — Учителями здесь могут быть как священники, так и светские люди, которые владеют глубокими знаниями религии (что касается владения священниками методики обучения как таковой, господин Михаил Косив сомнений не имеет)». Он убежден (на каком основании?), что количество семей, которые хотят учить своих детей в альтернативных школах, должно увеличиться после того, когда такие школы начнут работать в Украине.

Такого же мнения придерживается также народный депутат Владимир МАРУЩЕНКО. К тому же он считает, что украинское государство должно предоставить церковно-религиозным организациям право самим создавать альтернативные общеобразовательные учебные заведения: «Вопрос реформирования образовательной системы актуализирует необходимость концептуального переосмысления самих подходов к оценке состояния и развития образования в Украине. Ведь, несмотря на неоднократные попытки законодательно урегулировать разночтение Законов «О свободе совести и религиозных организациях» и «Об образовании», Украина до сих пор не имеет соответствующей законодательной базы, которая обеспечивала бы право родителей выбирать образование для своих детей».

По его мнению, в обществе, в том числе и в органах управления образованием, иногда наблюдается отсутствие понимания специфики проблемы. Как следствие, альтернативное образование, значительным сегментом которого являются учебные заведения, основанные религиозными организациями, еще не стало составляющей отечественных моделей реформирования образовательно-воспитательной системы. «Для меня, как для отца, — считает Владимир Марущенко — очень важно знать, где будут учиться мои дети и какой ценностный арсенал они получат».

Николай НОВАЧЕНКО напомнил присутствующим, что воспитательная проблема рассматривается — на различных государственных уровнях — с 1997 года — после того, как был создан экуменический Всеукраинский совет церквей. С тех пор много воды утекло, много круглых столов и конференций проведено, много мудрых мыслей высказано, а проблема довольно-таки медленно двигается с места. Но в любом случае, сегодня страна мало подготовлена к преподаванию религиозных дисциплин — общепризнанных апробированных учебников или пособий нет, нет также и научно обоснованных программ — они или устарели, или не принимаются вообще.

По-видимому, самый большой успех имеет Высшая школа теологии во Львове (Львовская богословская академия), которая имеет солидный корпус докторов наук, достигла уровня западных стандартов и, наконец, добилась признания даже у «себя дома» — вскоре ее дипломы будут признаны АН Украины.

А что касается отдельных церквей страны, то большинство из них не готово самостоятельно учить детей в общеобразовательных или церковных школах. Хотя право на это они имеют. Но это право должно быть подкреплено целым рядом параметров и высоким уровнем специального педагогического образования учителя. Сегодня же церкви, как правило, не готовы взять на себя весь вес религиозной составляющей школьного обучения.

Отец Роман НЕБОЖУК (руководитель бюро УГКЦ для связей с органами государственной власти) напомнил присутствующим, что родители — это первичные воспитатели своих детей, о чем свидетельствует и законодательство. Поэтому именно у родителей есть долг и право выбирать полное среднее образование для своих детей и его формы — согласно действующему закону. Это полная прерогатива родителей.

Лилия ГРИНЕВИЧ, начальница Главного управления образования и науки Киевской городской госадминистрации, сделала акцент на том, что сегодня очень важной является проблема воспитания духовности детей. Духовность очень зависима от образования, которое они получают. Сегодня в Киеве родители учеников первого-четвертого классов могут выбрать курс «Дорогой добра», который не опирается на какую-либо конфессиональную принадлежность и который могут изучать все дети, независимо от вероисповедания. Ведь человек должен знать религию так же, как составляющую истории. Сегодня, однако, не обходится без противостояний — тут все зависит от родителей. Поэтому нужно «воспитывать» также родителей, особенно молодых — такие понятия, как духовные ценности, они понимают по-своему.

(Сегодня в Киеве 520 школ, из них частных — 44. Большинство частных едва сводят концы с концами — они на пороге ликвидации. В частности, из-за того, что должны выплачивать аренду за помещение и за участки земли. В общеобразовательных школах (в 1—4 классах) 30% детей изучают — по выбору родителей — христианскую этику в украинской культуре. Для обеспечения этих курсов разработан экспериментальный межконфессиональный учебник. Отметим, что этот учебник одобряют далеко не все ученые.)

Глава УГКЦ архиепископ Любомир ГУЗАР напомнил присутствующим о том, что многие люди живут в сложных и даже экстремальных условиях — призывники в армии, хронически больные — в больнице, осужденные — в тюрьмах. Для этих людей нужна особая форма духовного контакта, помощи и, не последнее, специальное воспитание. Это является также нашей задачей. Потому что все они имеют право на исповедание, на внимание. Здесь церковь должна делать то, что в нормальных условиях делают родители. И таким образом помогать государству. Это касается всех людей и всех церквей.

А в обычных школах используются свои схемы, свойственные разным религиям. Но правда для всех одна (для разных религий также). Поэтому нужно внимательно следить за тем, чтобы появление конфессиональных школ не привело к противостоянию, к межконфессиональным раздорам среди детей. Ведь даже учебные программы могут «подстрекать», настраивать детей враждебно к «другим». Это нужно обязательно устранять и запрещать. И всегда помнить, что ученики таки выступают против «других», то это не их вина — это вина учителя. И не нужно закрывать глаза на вражду среди детей разных конфессий или религий — от нее нужно избавляться воспитанием, а особенно — собственным примером.

Считаю также, что «Христианская этика» должна содействовать развитию украинской культуры, а не религии: это, вообще, не религиозный предмет — без молитв или церковного пения. Важно, что здесь должны быть запрещены все конфессиональные акценты. А религиозный предмет «Катихизм» — представление правил и практики веры — не должен преподаваться в государственных светских школах, не должен входить в программу школьного обучения.

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ