За 20 дней войны на запад страны лишь «Укрзалізницею» прибыло свыше 2,5 миллиона людей. Из-за большого потока в настоящее время прибывшим здесь невозможно нанять комнату или хотя бы приютиться в чьем-то доме, поэтому ночевать приходится в местных школах, детсадиках, санаториях, училищах. Какие условия для проживания там создали для переселенцев и кто о них заботится?
«ОТ ОБСТРЕЛОВ УБЕГАЛИ БЕЗ ВЕЩЕЙ ПЕРВОЙ НЕОБХОДИМОСТИ»
Из дверей Дрогобычского лицея обычно выходят самые умные дети Львовщины – школа первая в области по результатам ВНО. Но в настоящее время ученики овладевают новыми знаниями не за партами. Вместо конспектов здесь составляют списки прибывших, а учителя тщательным образом следят, если бы каждый был сыт, одет и обеспечен всем необходимым.
Около главного входа здания — огромный автобус с «гуманитаркой». «Помощь из-за границы», — говорят, выгружая огромные коробки, старшеклассники. А в школе — как на перерыве — шум, движение, суматоха. Заносят вещи, складывают, сортируют. Горы тюков в коридорах все выше — здесь и продукты, и одежда, и средства гигиены, и детские игрушки. Немного дальше — озабоченные учителя. Среди них и пани Олеся Сушко, педагог по английскому, берется провести мне мини-экскурсию.
«Здесь обычно занимаются наши ученики», — указывает женщина на школьные классы. Но в настоящее время или исторический, или химический кабинет — это комната для прибывших. Я бы даже сказала номер, потому что каждый имеет свою цифру. Таких, говорит пани Олеся, здесь 17, в лицее же в настоящее время — около 130 обитателей.
Сначала, по словам учителей, школа была центром помощи терробороне и нацгвардейцам. По запросу необходимых вещей формировали списки и публиковали в сети. Небезразличные отзывались и привозили помощь. Вскоре начали прибывать переселенцы.
«Из Ирпеня, Киева, Харькова, Энергодара — сначала семьями, потом автобусами», — рассказывает учительница. Прибывали в основном из горячих точек. «Были и такие, — вспоминает Олеся Сушко, — кто убегал без вещей первой необходимости».
Однако местные волонтеры быстро собрали все, что необходимо людям. Первые «партии» одежды и средств гигиены привозили родители учеников, потом — собирали жители города и целого района. Проявили себя и предприниматели — обеспечили прибывших новехонькой неношеной одеждой. Приютить, согреть, одеть. А что же кушать?
«Организовали трехразовое питание: завтрак, обед и ужин», — говорит пани Олеся. Готовят школьные повара с продуктов, которые поставляют волонтеры. Из школьной столовой пахнет вкусно — как раз готовят обед на 14.00. А еще здесь можно разогреть купленную еду или приготовить любимый горячий напиток — в столовой есть чайники и микроволновки.
О комфорте прибывших позаботились: установили стиральные машины, возобновили душевые. А еще в школе – новая гардеробная, с десяток умывальников и зеркал.
«ЗДЕСЬ ТИШИНА, НЕБО ЧИСТОЕ, А У НАС УЖЕ ПОЛГОРОДА НЕТ»
Идем заглянуть в гости к прибывшим. Отворяем первые двери слева по коридору. На полу — удобно разложенные матрасы с одеялами, подушками и новенькой постелью. Таких «койко-мест», как их, шутя, называют, в комнате с десяток. Есть рукомойник, стол, шкафы для одежды. «Садитесь», — показывает на матрас молодая пара. Татьяна и Владислав приехали из Кременчуга. Дома, говорят, хотя и безопасно, но решили не ждать. «Все же здесь надежнее», — говорят. «Сначала жили в комнате втроем, пока здесь никого не было, а потом начали подселять». Условиями довольны, говорят, детям и подросткам здесь уделяют немало внимания: проводят психологические тренинги, курсы по иностранным языкам. Для малышни даже есть игровая комната.
Пани Наталья из Северодонецка приехала с дочерью только вчера. Женщина говорит: после трех недель под землей такое убежище кажется раем. «В подвалах сидели с 25 числа — там вообще просто жесть, — вспоминает, — В одном, потом в другой пошли. Туда прилетели «Грады» — забрали в третий. Сюда уже муж привез». Как только прибыли в тихий регион — как будто попали в другую реальность: «Мы во Львовскую область заехали — здесь тишина, небо чистое, а у нас уже полгорода нет».
«ОТ СТРАХА ИЗ РУК КОНФЕТЫ УРОНИЛ»
Пани Олеся говорит: дети болезненно переживают войну. Мысли, которыми делящаяся с учителями малышня, — до мурашек по коже. «В семь с половиной лет ребенок рассказывает: «Вы знаете, у нас вокруг были танки». Я с ребенком разговариваю, а в спортзале над нами проходит занятие, дети там бегают. Наши как начинают бегать, то все слышно. А ребенок аж задрожал. От страха из рук конфеты уронил. Другой мальчик ходит в садик. Говорит: «Садик закрыли. Сирены, нельзя». Девочка из Харькова показывает на телефоне «общежитие, где мы жили», а там… ничего нет уже. Там даже ничего разбирать».
Чтобы хоть немного отвлечь детей от войны, их приобщают к учебному процессу. Родители пишут заявления, и ученика присоединяют к соответствующему классу. Пока лицей служит прибежищем, уроки проводят дистанционно.
«КАЖДЫЙ ИМЕЕТ СВОЙ ФРОНТ РАБОТЫ»
В школе говорят: организация помощи переселенцам такого уровня — заслуга директора. Сама Наталья Ярославовна отрицает: мол, ничего бы не было без помощи учителей, учеников, студентов и небезразличных горожан.
«Технические работники у нас в первые дни возобновляли душевые и подвал полностью. Это мы сделали за один день, — говорит женщина. — Купить это все помогли небезразличные родители выпускников, наши ученики выкладывали информацию о потребностях в сториз».
Учителя работают в настоящее время в две смены: в первую проводят дистанционно уроки, а во вторую — организуют жизнь переселенцам. Каждый имеет свою обязанность. «Мы разработали себе график, кто за что отвечает: кто-то принимает, выписывает, записывает. Есть люди, которые занимаются кухней, есть люди, которые сотрудничают с волонтерами, занимаются снабжением продуктов. И соответственно, каждый имеет свой фронт работы. Мы наладили, так сказать, мини-фабрику».
Мини-фабрика работает слаженно: совместная работа основывается на взаимопонимании и искреннем желании помочь тем, кому из лицея уже некуда ехать домой.