В Украине насчитывается около тысячи государственных центров социальных служб для молодежи. Одно из приоритетных направлений в их работе — профилактика негативных явлений, в том числе и через рекламную продукцию. С 2002 года в службах действует специальная программа по созданию и распространению социальной рекламной информации. В нынешнем году ее тираж составил около двух с половиной миллионов экземпляров. Для Украины социальная реклама — дело довольно новое, и поэтому ее качество требует особого внимания. Именно на решение этого вопроса и было направлено внимание участников II Всеукраинского конкурса социально-рекламной информации, в котором приняли участие центры социальных служб для молодежи со всех уголков нашей страны.
Образцы социальной рекламы «состязались» в пяти номинациях — плакаты, буклеты, документальные фильмы, видео- и аудиоролики, сувениры. Тематика этих творческих разработок касалась актуальных социальных проблем нашего общества. Реклама напоминала нам и об ответственном родительстве, и о поддержке молодой семьи, и о детских правах, и о здоровом образе жизни...
Состязания в жанре социальной рекламы в Украине организуются уже третий год подряд, а «зачинщиком» выступает Государственный центр социальных служб для молодежи при поддержке Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ). Началом же этого движения послужил конкурс социальных проектов 2002 года.
Председатель жюри конкурса Светлана Толстоухова (заместитель министра Украины по делам семьи и молодежи, директор государственного центра социальных служб для молодежи) сказала «Дню»: «В социальной рекламе полиграфические достоинства не на первом плане. Качество социальной рекламы во многом зависит от того, насколько удачно был выбран символ основной идеи данного продукта. Например, в одной из работ в качестве символа физического насилия изображен ремень, пересекающий плакат и разделяющий мир ребенка на радость и горе. Для социальной рекламы очень важна идея, рождающая ассоциации. В этом плане интересна работа, призывающая к ответственному отцовству — художник воспринял его как дерево, бережно заворачивающее в свои ветви малыша. Работы этого года отличает отказ от изображения негатива. Поначалу мы изображали шприцы, бутылки, от которых хотели избавиться. Теперь мы ищем другие решения, чтобы сказать «нет». Ведь плачущие глаза ребенка, которые взывают к нашему сочувствию, быстрее скажут «нет» насилию, чем агрессивное лицо взрослого».
Специалисты утверждают, что целью социальной рекламы является стремление автора сосредоточить внимание на важной общественной проблеме, конкретизировать какое-то явление, призвать оказать помощь и высказать поддержку какой-то службе или отдельному человеку.
Александр Яременко, директор Государственного института проблем семьи и молодежи, высоко оценил уровень конкурсных работ и сказал, что имел возможность лично убедиться в действенности социальной рекламы в Украине. «Наш институт как общественная организация (Украинский институт общественных исследований) реализует в Березовском районе Ровенской области и в Шполянском районе Черкасской области проект «Молодежь и здоровье». В рамках этого проекта нам нужна была социальная реклама. И мы обратились в государственный центр за помощью, в результате чего получили 15 образцов плакатов, которые затем размножили до тысячи экземпляров. Мы вывешивали их в школах, в клубах, других присутственных местах. Но почему-то плакаты стали пропадать. Когда разобрались, куда они так массово исчезают, то выяснилось: мальчики и девочки разбирают их и вывешивают дома, как обычно они поступают с портретами своих кумиров. Нам пришлось продублировать тираж — и он снова разошелся. Так мы убедились в том, какое большое воздействие возымела на детей эта продукция. А еще мы обнаружили, что наибольшее воздействие на детей имеет та реклама, которую ребятишки «кустарным» способом изготавливают сами, и потом сами же распространяют среди ровесников. Еще один интересный факт. Наши социологические опросы показывают, что здоровый образ жизни находится в первой пятерке приоритетов у молодежи. Значит — он востребован, но нет условий для его реализации. Государство должно ориентироваться на это желание и способствовать его реализации, в том числе и через социальную рекламу», — сказал А. Яременко.