Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

СХВАТКА С АПАТИЕЙ

14 июля, 2000 - 00:00

 

Разочарование наступает от подавления творческой энергии,
невозможности реализовать свой потенциал и осознания того удручающего факта,
что будущее принесет еще большее разочарование.

Вот что чувствует художник, любящий свой город и свое дело,
когда понимает, что в его городе совсем нет будущего для искусства.

Вот что он ощущает, глядя на кипы уникальных, ценнейших
созданных им работ и понимая, что ему негде их продавать или даже выставлять.

Именно так чувствуют себя харьковские художники.

«Не забывайте, что Харьков когда-то был столицей Украины,
— говорит Алексей Борисов, один из самых известных в городе мастеров. —
У нас здесь интеллигенция вполне столичного уровня. В том числе и множество
талантливых художников».

Он назвал нескольких — Олега Кулика и Сергея Браткова,
чья выставка недавно состоялась в Киеве и Москве, Василия Антонюка, Павла
Макова и Михайлова.

«Но в этом городе совершенно отсутствует художественный
рынок, нет журнала об искусстве. И выставок здесь практически не бывает,
потому что нет независимой галереи», — говорит Алексей.

А что он имеет в виду, говоря «независимая галерея»? «Место,
куда каждый может прийти и выставить то, что захочет, — отвечает Борисов.
— У нас в Харькове существуют только муниципальные галереи, и в них есть
ограничения на то, какого рода работы можно экспонировать».

Вадим Александров, чья совместная с Сергеем Логиновым и
Владимиром Комаровым выставка сейчас проходит в Доме художника, говорит
то же самое.

«Для художника общение очень важно. Мы встречаемся, обсуждаем
то, что делаем, и от этого наши работы становятся лучше. Но сейчас все
изменилось», — сказал Александров.

Его основная специализация — графика, но он экспериментирует
и с многоцветной масляной живописью, создавая фантастические работы, которые,
по его словам, не подчинены определенному плану, но и не являются абстракцией,
а скорее, «музыкой души». Его работы можно увидеть в галереях и частных
коллекциях в Европе, на Кубе, в Израиле и Северной Америке.

«Раньше у меня бывало 2—3 выставки в месяц, а теперь —
в год. Люди покупали мои картины, и я мог жить дальше, а теперь ни у кого
нет денег на покупку произведений искусства», — говорит он.

Алексей Борисов работает в жанре поп-арта и абстрактных
композиций. Он также время от времени занимается коммерческим искусством,
создавая дизайн логотипов, объявлений и рекламы для харьковских компаний.
Сейчас его выставка проходит в Международном доме в Харькове.

Борисов рассказал, что в Харькове происходит множество
андерграундных хеппенингов. «Каждый год 26 апреля здесь проходит международная
выставка «Четвертый блок», а в этом году одновременно с ней состоялась
еще и альтернативная выставка, — сказал он. — Темой официальной экспозиции
были экология и жизнь, а альтернативный «Четвертый блок» выбрал тему повседневных
устремлений индивидуума, и эта выставка имела более иронический оттенок».

Однако молодые художники, которые ежедневно приходят в
мастерскую Евгения Биткова, не выказывают такого разочарования, как их
старшие коллеги. Они собираются вместе, чтобы учиться и экспериментировать,
и на них не давит необходимость продавать работы, дабы прокормить семью.
То, что 10— 15 молодых художников ежедневно приходят в мастерскую, чтобы
обсудить свою работу и опыты, многое говорит о движении андерграунда.

Одна из них, Ольга Скоробогатова, делится своими мыслями:
«Я ничего не имею против того, чтобы люди продавали свои картины. Но искусство
должно быть независимо в том смысле, что художник обязан идти своей дорогой,
не подстраиваясь под вкусы покупателя».

До революции в помещении мастерской был общественный танцевальный
зал. В советские времена здесь располагался Союз художников, а позднее
дом был поделен между художниками, которые устроили здесь студии. В комнатах
лежат готовые полотна и незаконченные холсты, на которые падает свет через
высокие, во всю высоту одной из стен, окна. Тишину почти ничто не нарушает,
кроме мелодий «Машины времени» и шороха кистей и карандашей по бумаге.
В помещении стоит вездесущий запах масляной краски и скипидара. Один из
художников делает эскиз витражного окна для строящегося в Харькове собора,
трое других маслом, пастелью и чернилами пишут портреты Вики — сегодня
ее очередь служить моделью. Прочие расположились кто где, наблюдая за работающими
или читая.

Три раза в неделю Битков, хозяин мастерской, оценивает
их работы и дает полезные советы.

Он сказал, что после 1991 года был период, когда интерес
к искусству угас, но теперь все больше молодых людей активно занимаются
им. Он также отметил, что многие современные украинские художники сталкиваются
с проблемой ограниченных возможностей путешествовать.

«У нас искусство не на том уровне, как в Западной Европе,
— сказал он. — Конечно, украинская национальная культура существует, но
мы должны развивать новые виды искусства. Одного авангарда недостаточно.
Для повышения культурного уровня нужны деньги, но искусство — не бизнес.
Это совершенно разные вещи».

Он считает, что именно тогда, когда художник встречается
с трудностями извне, он должен убедиться, что изнутри с ним все в порядке,
и «не позволять душе лениться».

«Нам нравится то, что мы делаем, и мы не хотели бы заниматься
чем-то другим», — подытожил Битков.

Все, что им нужно, — это место, где бы они могли работать
и выставлять свои работы. Это не так много.

Дженнифер АНДЕРСОН, Харьков 
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ