Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Символ города – для людей»

Новая жизнь вековой башни: как мариупольские активисты создают креативное пространство «Вежа»
23 декабря, 2016 - 12:16
ФОТО С САЙТА Z1UK.LIVEJOURNAL.COM

Название для пространства связано с историей. Vezha (Вежа) находится в водонапорной башне, построенной в 1910 году. Проект осуществляют местные активисты, сегодня общественное пространство уже пользуется популярностью среди мариупольцев и гостей города. В «Веже» проводят мастер-классы, читают лекции по урбанистике, гражданской активности, журналистике и другим актуальным темам.

О том, как создавалось пространство и какие исторические и социальные смыслы оно несет, «День» расспросил координатора проекта «Вежа» Владислава ЗАЙЦЕВА.

ОТ ИНФОЦЕНТРА ДО МУЗЕЯ

— Как появилась идея проекта?

— Мариуполь сейчас, как никогда раньше, испытывает потребность в культурно-образовательных проектах. За последние два года в городе открылось площадок больше, чем за десять лет до этого.

Идея напрашивалась сама собой, но локация — это большая удача. Так получилось, что как раз в то время, когда мы искали место для реализации идеи, из водонапорной башни переезжал один из департаментов городского совета.

Инициатором проекта выступила некогда просто группа активистов, которая образовалась в процессе организации первого события — уборки в башне. Сейчас она оформлена как общественная организация и пока насчитывает четыре участника.

— Расскажите подробнее, что представляет пространство «Вежа»?

— Водонапорная башня, один из символов города, построена в 1910 году архитектором Виктором Нильсеном. Она стала основой первого в городе централизованного водопровода. После Второй мировой войны здание служило пожарной каланчой, в середине 2000-х там находился банк, и последний год — один из департаментов городского совета, который переехал в начале осени 2016 года.

С точки зрения функций, мы планируем четыре направления. Они разделены поэтажно. Так, на первом этаже будет информационно-туристический центр. К сожалению, пока в Мариуполе нет места, где гости могут приобрести сувенирную продукцию, карты города и все то, что можно увезти с собой на память. В рамках нового бренда Мариуполя, который будет внедрен в разные сферы, мы создаем уникальный дизайн мариупольской сувенирной продукции.

Второй этаж — лекторий. Мы планируем приглашать представителей важных для города сфер: урбанистики, журналистики, гражданских активистов. Второй этаж открыт к активностям практически любого формата, и мы будем рады предложениям о мероприятиях от гостей и громады Мариуполя.

Третий этаж — IT-кластер. Мы планируем проводить бесплатные обучающие мероприятия для детей, будем учить их писать коды и знакомить с успешными IТ-шниками. Также на этом этаже будет создаваться контент для четвертого этажа.

Четвертый этаж — интерактивный музей. Это музей, который дружит с технологиями. В Мариуполе насыщенный исторический центр, возможность пройтись по нему в очках виртуальной реальности — это первый из наших проектов.

На пятом этаже будет смотровая площадка, откуда открывается один из лучших видов на Мариуполь.

«САМО ОТКРЫТИЕ БАШНИ — УЖЕ СОБЫТИЕ»

— С какими трудностями вы столкнулись в процессе реализации проекта?

— Первое, что приходит в голову — это бюрократия. Здание пространства находится в коммунальной собственности, и переводить его на баланс другого управления, планировать выделение муниципальных денег — это очень затяжные и непростые процессы.

— Как нашли финансирование для проекта?

— С недавнего времени он поддерживается «Украинской инициативой по укреплению уверенности» (UCBI) при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).

Также общаемся с Мариупольским городским советом о выделении средств на ремонт окон — это мера первой необходимости, затем планируем сделать новую систему отопления.

— Какие социальные изменения несет ваш проект?

— Во-первых, это реализация потенциала города и развитие культурной среды. Во-вторых, туристическая привлекательность и повышение внимания к городу всей Украины. Мы хотим показать, что в Мариуполе безопасно и интересно. Любые изменения — это, прежде всего, изменения в людях.

— Как городская администрация и сами жители отнеслись к проекту?

— Как было сказано, городская власть нам помогает, да и само здание в коммунальной собственности.

Жители на первых стадиях развития проекта относятся к нему осторожно, большинство волнует сохранение аутентичности столь важного для Мариуполя здания. Сохранение первоначального вида — основная задача для нас, мы не имеем морального права внешне менять один из символов города.

— Насколько ожидаемым стал результат проекта?

— Так как полностью мы ещё не запустились, пока сложно говорить о конкретных результатах. Их мало, но они важны. Чтобы описать главный из них, процитирую одну из первых наших посетительниц: «Я 60 лет смотрю на башню, спасибо за возможность сюда попасть!». Само открытие башни для общего доступа, впервые за ее вековую историю, уже событие. Но это только начало.

Александра ЯРЛЫКОВА, «День». Фото предоставлены Владиславом Зайцевым
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ