Этот незаурядный человек — из тех, о котором должна была бы знать и гордиться вся страна. Еще в советские времена он положил начало программе подъема украинского флага на самые высокие вершины мира. С тех пор наш стяг побывал на всех континентах, ветер игрался с ним на вершинах 25-ти наивысших гор!
Павел Билошицкий — ученый-врач и математик, альпинист. Он был первым в СССР специалистом по «космической физиологии», занимался изучением проблем гипоксии и использования адаптации к горному климату с целью повышения работоспособности, стойкости к экстремальным факторам, реабилитации, лечения и т. п. Он был одним из участников эксперимента по моделированию условий жизни на Луне в кратере вершины Эльбруса, проходил подготовку в отряде космонавтов... Обо всем этом, а также о своем взгляде на проблемы науки, истории, экологии, об особенностях стран, где пришлось побывать, и об опыте общения с выдающимися современниками Павел Васильевич со свойственным ему чувством юмора рассказывает в новой книге «Сходження». Несмотря на почтенный возраст (ему 77 лет), сегодня пан Билошицкий преисполнен энергии и новых планов.
«НАУКУ И АЛЬПИНИЗМ ОБЪЕДИНЯЕТ СТРЕМЛЕНИЕ К ПОЗНАНИЮ, К НЕБУ»
— Павел Васильевич, вы начали акцию «Флаг Украины на вершинах мира» еще во времена СССР, когда за подобные инициативы можно было серьезно пострадать. Что вы хотели этим доказать?
— Действительно, акция родилась в 1990 г., когда за сине-желтый флаг еще били. А началось все с известия о заседании Верховной Рады, посвященного принятию Декларации о государственном суверенитете Украины. Мы понимали: чтобы Декларация о независимости стала реальностью, каждый украинец, где бы он ни был, должен ее активно поддержать. Мы, научные работники, работали тогда в горах Кавказа и решили отметить это событие, подняв в день заседания национальный флаг над самой высокой вершиной Кавказа — Эльбрусом (5621 м). Сейчас это моя реликвия. Флаг пошили в Терсколе (поселок в Кабардино-Балкарии) балкарские женщины из крепких «альпинистских» тканей. Кстати, мы точно угадали с цветами и пропорциями — именно такой стяг впоследствии и стал государственным. Однако сложные погодные условия не позволили нам в тот день осуществить восхождение. Мы смогли подняться только к седловине (5300 м). Восприняли эту реальность как предостережение: путь Украины к независимости должен пролегать через Западную Европу, символом которой является ее наивысшая вершина — г. Монблан (4807 м). Именно с Монблана и началось длительное путешествие нашего флага по вершинам всего мира (см. «День» № 76, 2011 г.) — самые выдающиеся украинские альпинисты передавали его как эстафету. Программа фактически выполнялась за собственные средства, использовался любой случай — для меня она была и остается призывом души, чествованием миллионов украинцев, отдавших свою жизнь за независимость.
Особенно хотел бы отметить поддержку Программы (еще в советские времена!) нашими известными альпинистами С. Бершовым, И Свергуном, С. Макаровым: они весной 1991 г. — без кислорода, в альпийском стиле, в сверхсложных условиях — осуществили траверс восьмитысячника Манаслу и украсили его нашим национальным стягом. Это был не только спортивный, но и гражданский подвиг, достойный наивысшей государственной награды.
Лично я был с флагом на наивысших точках трех континентов: Европы, Африки, Америки; на вершинах священных гор — Фудзияме, Олимпе и др. Во все важнейшие моменты в истории Украины я брал этот флаг с собой — был он на площади в день провозглашения независимости, а также во время Помаранчевой революции. Верю, что его энергетика помогала нам в самые критические моменты. Кстати, через месяц после Монблана побывал он и на Эльбрусе. Интересно, что россияне подняли национальное знамя над самой высокой горой своей страны значительно позже — только в следующем году.
— Что побуждало вас к осуществлению опасных восхождений, что помогало преодолевать трудности?
— Да, восхождения из-за почтенного возраст давались мне непросто. Но разве «восхождение» Украины было легким? Путь, который пришлось пройти ей, был долгим, тернистым, кровавым, иногда унизительным. Осознание этого добавляло сил — оно окрыляло и помогало мне.
Сразу же мы написали программу своего проекта (ее можно прочитать в книге), суть которой сводилась к тому, чтобы, поднимая флаг, поднимать духовность. «Через восхождение на горные вершины — к вершинам духовности!» — таким был ее девиз. Имелся в виду не только религиозный аспект, но и нравственность. Что ставить в нашей жизни, как и в жизни государства, на первое место? Я всегда понимал, что дело не только в экономике, что приоритет надо отдавать духовным, моральным добродетелям. «Не хлебом единым жив человек», «Сначала было слово» — написано в Библии. Мы тогда четко понимали, что без осознания этих истин строить независимость будет очень сложно. И пытались пронести их вместе с нашим освященным в разных христианских конфессиях национальным флагом сквозь пространство и время. Без подъема духовности, нравственности невозможно улучшение качества нашей жизни, экологического состояния окружающей среды.
— Некоторые из материалов вашей книги уже были опубликованы ранее, в частности в «Дне». Почему у вас возникла потребность объединить их все в одной книжке?
— Действительно, некоторые материалы уже публиковались в прессе. Но периодические издания имеют свою специфику — они ограничены в объеме, поэтому статьи обычно приходилось сокращать. Кстати, «День» в этом плане стал своеобразным исключением — мою статью о «лунной программе» газета опубликовала в полном объеме (№ 95, 2010 г.). Она даже вошла в сборник Библиотеки газеты «День» «Екстракт+200». Меня этот факт вдохновил на последующую литературную работу. И теперь вы держите в руках только что изданную книгу «Сходження», в которой все материалы (как опубликованные, так и неопубликованные) представлены в первозданном, несокращенном виде.
— На протяжении жизни вы неоднократно осуществляли восхождения в сложных погодных условиях, без необходимого снаряжения. Ради чего рисковали жизнью? Для вас альпинизм — это сугубо профессиональная необходимость, связанная с научными исследованиями, или еще и увлечение?
— Я пришел в альпинизм через науку — когда работал на Эльбрусской медико-биологической станции НАН Украины, постоянно контактировал с альпинистами. Науку и альпинизм объединяет устремление к познанию, к небу. Ведь гора — это символ восхождения к истине, единение неба и земли; обитель богов и место встречи с ними. Восхождение делает возможным общение с высшими силами, ведь на высоте меньше всевозможных препятствий, шумов, которые на равнине часто меняют человеческую сущность и порождают разные психозы. Восхождение — это вдохновение, повышение стойкости и работоспособности, самоутверждение: когда я два месяца назад в возрасте 77 лет выдержал 10-часовое непрерывное напряжение при подъеме на непростую гору Поп Иван в Украинских Карпатах, то понял, что сдаваться рано, можно еще полезные дела делать (смеется. — Авт.), а когда намерения добрые — сам Бог помогает. Альпинизм проявляет недостатки характера, заостряет чувство, восприятие действительности: если посидишь какое-то время на высоте, в снегах — потом внизу начинаешь чувствовать аромат цветов, видеть, какая вокруг красота и благодать. Часто рядовой человек привыкает к этому всему и со временем перестает замечать окружающий мир. И не понимает, ради чего надо идти, рискуя жизнью, на труднодоступные вершины, если ты там не получишь даже кусок легкодоступной на равнине колбасы.
«ОТ ДОЛЖНОГО УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К НАЦИОНАЛЬНЫМ СИМВОЛАМ ЗАВИСЯТ И БЛАГОСОСТОЯНИЕ, И ЭКОНОМИКА...»
— Вы приложили чрезвычайные усилия, чтобы прославить наш флаг во всем мире. По-видимому, вам нелегко видеть его, например, в рекламе пива? Как считаете, есть ли в украинском обществе должное уважение к национальным символам?
— Я был во многих странах и видел, как разные народы уважают свои национальные святыни (ведь, с моей точки зрения, флаг — это святыня). Должен признать, что до США или Японии нам в этом понимании еще далеко. Думаю, это объясняется тем, что на протяжении долгого времени материальные богатства, экономика рассматривались нашим обществом как что-то значительно более важное, чем духовность. Люди пока еще не всегда понимают, что от должного уважительного отношения к национальным символам зависят, в том числе, и благосостояние, и экономика, и независимость нашего государства. В той же Америке каждый гражданин считает своей обязанностью установить на время праздников государственный флаг — в Киеве увидеть сине-желтый стяг на День Независимости или свечу в День памяти жертв Голодомора можно только в одиночных окнах. Думаю, сложности, которые существуют в нашей стране, связаны и с таким безразличием, которое в значительной степени является результатом нашей сложной подневольной истории. Кстати, День государственного флага Украины еще год-два назад, как мне кажется, отмечали активнее. Обидно, что те, кто приближал независимость, не вызывают надлежащего интереса в нашем обществе. Многие ли люди, скажем, могли бы вспомнить имена моряков, которые еще во времена СССР первыми подняли украинский флаг над кораблями Черноморского флота и направили их из Севастополя в Одессу? Или был ли достойно отмечен поступок офицеров, которые первыми на площади в Киеве присягнули служить Украине?
— Часть вашей книги посвящена анализу проблем настоящего, в частности состояния отечественной науки.
— Да, действительно, книга состоит из двух частей: в первой речь идет о моих путешествиях и восхождениях в странах Европы, Африки, Америки, Азии, во второй — «Права я не маю жити в хаті скраю» — представлены документальные материалы о животрепещущих проблемах настоящего, которые были опубликованы на протяжении реализации Программы «Флаг Украины на вершинах мира»; в ней — мое отношение к нашим депутатам, Коммунистической партии, политике России, евроинтеграции, экологии. Ведь, как назвал одну из моих статей Вячеслав Чорновил — «З вершини видно далеко і краще». Конечно, я не мог обойти проблемы в НАН Украины, ведь считал, что именно научные работники должны быть опорой и гарантией перестройки независимого государства. Но действительность оказалась другой. Сегодня я не буду говорить об этой самой болезненной для меня теме — в книге ей посвящен отдельный раздел. Отмечу только: время для реорганизации науки потеряно — теперь надо спасать уже не Патоновскую академию, а саму науку.