Тестовая эксплуатация е-билета уже началась и по плану будет продолжаться до конца октября. Все больше киевлян носит в карманах и бумажниках синюю пластиковую карточку, все чаще пищат в автобусах, троллейбусах и трамваях оранжевые устройства на перилах. Но иногда система не позволяет оплатить проезд бесконтактно, а с ноября (теоретически) альтернативы не будет. Так насколько же Киев готов к полному отказу от кондукторов с талончиками?
ПРАКТИЧЕСКИЕ НЕДОСТАТКИ
Для разовых поездок пассажирам предлагают покупать QR-билет, и пока он доступен только на одной станции метро «Кловская». Для постоянного пользования коммунальным транспортом стоит приобрести специальную транспортную карточку Kyiv Smart Card или оформить муниципальную «Карту киевлянина». Отдельные проездные должны были появиться для студентов и учеников. Когда и как их получить, еще неизвестно. Сейчас приобрести транспортную карточку можно на нескольких станциях метрополитена. Пополнить ее возможно в метро или через сеть интернет, что не всегда удается из-за сбоев в системе Kyiv Smart Card. Вместе с тем мэр столицы Виталий КЛИЧКО заверяет, что система будет работать без перебоев. Вдруг что — в городе предусмотрят резервный вариант работы коммунального транспорта на случай сбоев или вмешательства в систему.
«Почасовых, дневных, недельных, месячных тарифов нет и не планируется, — комментировал киевлянин Александр ГУБАРЕВ в ФБ-группе «Транспорт Киева». — Прямой оплаты платежной карточкой на валидаторе скорее всего не будет, потому что есть проблемы с их сертификацией. Даже нет намеков на электронный проездной для смартфонов в виде мобильного приложения, чтобы не платить 50 гривен за пластиковую карточку. Для туристов уже сейчас нужно разработать туристическую карточку на 5-7 дней с правом не только проезда в транспорте, но и с посещением музеев и т.п. Это же основы. Система еще не запущена, а уже неудобная и устарела».
«ПОТРАТИЛИ МИЛЛИАРД, И НУЖНО ЕЩЕ?»
Механизм действительно несовершенен, хотя средств на него потрачено немало. По данным главы департамента информационно-коммуникационных технологий КГГА Юрия НАЗАРОВА, на оборудование для внедрения электронного билета в наземном транспорте потрачено приблизительно 360 миллионов гривен, в Киевском метрополитене на переоборудование было потрачено ориентировочно 5 миллионов, а на закупку программно-технических комплексов (терминалов) потратили 60 миллионов.
С самого начала создание электронного билета сопровождалось финансовыми скандалами. Неслыханная сумма в 365 миллионов гривен пошла на закупку системы «Единый электронный билет». На эти деньги КП «Киевпастранс» закупил программное обеспечение и полторы тысячи валидаторов эстонской фирмы Ridango. СМИ тогда обращали внимание власти и общества, что технические требования тендера были специально выписаны под эстонскую компанию.
В итоге Ridango передала Киеву оборудование и программу еще в марте 2018 года. Юрий Назаров заверял киевлян, что закуплено все необходимое программное обеспечение и оборудование для электронного билета. Оказалось, что одной системы Ridango недостаточно. Городу нужно приобрести лицензию на систему автоматизированной оплаты проезда. Ее купили за 200 тысяч гривен. Но оказывается, система электронного билета принадлежит не Киеву, город просто получил право на использование платформы в течение 70 лет. Оплата проезда должна осуществляться электронными деньгами. Киеву еще нужно закупить услуги фирмы, которая будет ими оперировать.
«Потратили под миллиард гривен на идею электронного билета, и оказывается, что нужны еще деньги, — отмечает руководитель компании по транспортному моделированию «А+С Украина», Дмитрий БЕСПАЛОВ. — Но это был потенциальный инвестиционный проект, была очередь из инвесторов, готовых запускать промышленное оборудование и софты, и это уже бы работало».
КОНДУКТОРЫ — В ПРОШЛОМ?
Коммунальный транспорт города также готовится к запуску е-билета. Так, КП «Киевский метрополитен» ожидает завершения тендера на закупку оборудования для валидации QR-билетов на сумму 3,255 миллиона гривен, о чем свидетельствуют данные с сайта Zakupki.prom.ua. По словам Юрия Назарова, со всем успевают, а то, что пришлось несколько раз откладывать внедрение единого проездного, вовсе не связано с запоздалыми закупками. Одна из причин — город готовил новый программный продукт «Муниципальная карточка киевлянина». Как известно, ее создали вместо существующей с 2012 года «Карточки киевлянина». В сущности, у Киева уже был готов электронный билет, который полтора миллиона горожан получили бесплатно. Проект закрыли, а для пилотного электронного билета город приобрел 100 тысяч смарт-карточек за 3,4 миллиона гривен.
По словам Дмитрия Беспалова, особой заинтересованности, как и осведомленности о выгодах электронного билета многие киевляне не имеют. Пенсионеры не понимают, в чем, собственно, суть. Ученики и студенты — без собственных проездных. Кондукторы и кассиры взволнованы, потому что впереди туманные рабочие перспективы. Впрочем, в «Киевпастрансе» заявили, что тысяча контролеров-кассиров предупреждены о сокращении должности, им предложены вакантные должности контролера пассажирского транспорта или переквалификация на другие необходимые предприятию должности.
«Несмотря на это, КП «Киевпастранс» должно быть мотивировано переходить на электронный билет, потому что так снизится себестоимость перевоза пассажиров. Но из-за вероятных проблемы с валидацией на маршрутах, которые имеют повышенный спрос, может, будет недополучена выручка. Это будет дыра в бюджете «Киевпастранса», который в конце года вынужден будет идти в КГГА просить денег, чтобы выплатить зарплату персоналу», — комментирует Дмитрий Беспалов.
«ЕДИНСТВЕННЫЙ ПОЗИТИВ — МАРКЕТИНГ»
Вне поля зрения — маршрутные перевозки. По словам Юрия Назарова, сейчас ведутся переговоры с частными перевозчиками, которые работают на маршрутах столицы, об их приобщении к проекту электронного билета. Два частных перевозчика заявили о своем желании запустить на своих маршрутах е-билет. Но городская власть оставляет за перевозчиками право выбора, переходить ли им на такую систему после завершения тестового периода.
Дмитрий Беспалов отмечает: пока в проект е-билета не интегрированы маршрутки, нет оснований утверждать, что общественный транспорт полностью перешел на безналичную оплату. Ежедневно маршрутки перевозят приблизительно миллион пассажиров. То есть миллион поездок и дальше будет оплачиваться наличкой.
«Тарифная политика тоже вызывает вопросы: в любом городе Европы транспортная карточка рассчитана на большие абонементы, чтобы покупать проездной на длительный период времени, это такое дотирование наперед коммунального транспорта, — говорит эксперт. — А у нас все еще разовые поездки. Это не обслуживание мобильности людей, а обслуживание поездки в автобусе. Единственный позитив — дизайн автоматов, карточек, то есть внешний маркетинг неплохой, но никто не знает начинку». Учитывая эти факторы и нестабильную политическую ситуацию в городе (изменения к закону о столице, срыв заседаний Киеврады, перспектива досрочных выборов), Дмитрий Беспалов прогнозирует — запуск е-билета могут в который раз отсрочить.