Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Скандальные «Сімейні цінності»

Почему рекомендация Минобразования внедрить школьный курс о семье повлекла бурную дискуссию?
2 ноября, 2016 - 09:59
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Обычное, на первый взгляд, письмо МОН повлекло скандал в образовательном сообществе, и не только. Министерство образования и науки рекомендовало изучать в 8—9-х классах курс по выбору или факультатив «Сімейні цінності». Это требование Верховной Рады, закрепленное в соответствующем постановлении как рекомендация парламентских слушаний на тему «Семейная политика Украины — цели и задачи». К курсу предлагается учебная программа, курс подготовки педагогов и учебное пособие «Сімейні цінності». Именно оно и стало причиной дискуссии. Курс — об отношениях между мужчиной и женщиной, создании семьи, воспитании детей. Якобы ничего крамольного, но предоставлено все в каком-то пещерном духе, будто пособие готовили, не выходя из кабинета и не общаясь с современными детьми.

В соцсетях учебную книгу назвали средневековой, дискриминационной, аналогом «Домостроя», ведь согласно нему женщина, скорее, напоминает рабыню, которая не спорит, не управляет ситуацией, ее назначение — кухня, дом и дети, задача — нравиться мужчине, а мужчина — просто «Брюс Всемогущий», его место — в публичном пространстве. В эпоху, когда медленно развенчиваются гендерные стереотипы, такие постулаты кажутся устаревшими и неактуальными.

ВРЕДНАЯ ПРОПАГАНДА

Пособие уже разобрали на цитаты. Кстати, оно одобрено для использования научно-методическими советами МОН и Институтом инновационных технологий и содержания образования. Если просмотреть список использованной литературы, значительная часть была издана в 1970—1980-х годах. В одном из разделов вспоминается, какими были браки во времена патриархата. Как это будут воспринимать школьники? Вероятно, с недоверием. Между прочим, избежать этого курса, возможно, и не получится: если школа включит «Сімейні цінності» в рабочий учебный план, они станут предметом на уровне с математикой или историей.

В пособии есть еще и практические задания. Одно из них: учитель предлагает выполнить упражнение на соответствие мечты, мысли, слов и действия осуществлению желаний. Как пример, авторы наводят желание ребенка кататься на пони — ребенок озвучивает это родителям, и те ведут его в зоопарк. И это для учеников 8—9-х классов! Или другое: девочкам и мальчикам нужно поделиться на группы и составить список позитивных качеств мужчины и женщины. Авторы предлагают свой «правильный» список, где женщина — сугубо эмоциональное существо, а мужчине присуще логическое мышление.

«Подход, который предлагается в этом курсе, не просто несовременный и устаревший, он очень вреден. Во-первых, он пропагандирует и закрепляет гендерные стереотипы, расписывает, какие черты характера присущи мужчинам и женщинам, причем все это очень пещерно, — отмечает эксперт аналитического центра CEDOS Ирина КОГУТ. — Курс пропагандирует гомофобию, прямыми словами он ставит гомосексуальность в один ряд с сексуальными извращениями. Это ненормально, потому что ограничивает семейные отношения, возводит семью в первую очередь к репродуктивной функции. Семьи, где нет мамы, папы и детей, считаются неправильными. Тогда ученики, которые в таких семьях живут, будут чувствовать себя обделенными».

ЭКЗАМЕН ДЛЯ ПОСОБИЯ

Команда кампании борьбы против сексизма «Повага» подготовила письмо в МОН с просьбой отказаться от использования этой книжки в школах. Министр образования и науки Лилия ГРИНЕВИЧ заявила, что инициировала проверку пособия на предмет научности и недискриминации — ее осуществит Институт модернизации содержания образования. Важная ремарка: несколько составителей пособия работают в этом институте. Возможно, стоило бы проверить и их.

Со слов Лилии Гриневич, проверка может стать основанием для отмены грифа МОН. Для пособий, как в случае с «Сімейними цінностями», используется гриф «Схвалено для використання». Его могут выдавать многочисленные научные институты, комиссии, научные советы и др. Сами же пособия необязательны для работы с ними в школе. Часто их появление — это такая себе взаимовыгодная договоренность между издателями и авторами.

«В действительности вся эта семейно-маразматическая история очень полезна, чтобы родители и дети поняли: МОН, чиновникам вообще и титулованным педагогам глубоко начихать на детей, на содержание образования, здравый смысл, европейские ценности и все другое, они радостно готовы подписаться под маразмом, если начальство сказало это сделать. Много других учебников для школы и университетов аналогично маразматические, и МОН и «педагогов» это устраивает», — резюмирует в Facebook старший научный сотрудник Института математики НАН Украины Ирина ЕГОРЧЕНКО.

«НУЖНО ВООРУЖИТЬ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАЦИЕЙ»

Говорить о семье в школе нужно. Но как? «В Украине необходимо сексуальное образование, набор знаний о том, как строить межличностные отношения и личную жизнь, — рассуждает Ирина Когут. — Дети живут в другом мире и видят, что реалии отличаются от того, что им говорят в школе, — отсюда недоверие. Сама тема сексуальности преподается в восьмом классе — это поздно, в наше время дети самостоятельно узнают все из интернета. Нужно вооружить учителей необходимой информацией: есть практические знания, и не только о контрацепции, но и о том, как вести себя в сложных ситуациях, как правильно коммуницировать, приходить к согласию, не вредить межличностным отношениям. Потому что в наших школах рассказывают, что девочкам не стоит ходить в коротких юбках и употреблять алкоголь, но не учат мальчиков, что насиловать — это неправильно. Первым шагом было бы принятие стандартов сексуального образования, одобренных Всемирной организацией здравоохранения».

Социальный психолог Елена Лищинская тоже за разговоры в школе о семейных ценностях, но с акцентом на том, что семья — это основа культурной традиции любого народа, невзирая на моду. «В настоящее время дети знают очень много, в частности такого, чем наполнены ток-шоу на нашем телевидении: суррогатным материнством и тому подобным. Но нужно признать факт, что семья — это мужчина, женщина и дети, какая бы ни была свобода действий и самореализации. Детям важно иметь константы, на которые можно опереться. Семейные ценности — это как раз те укоренения в культуре, которые формируют ощущение защищенности».

P. S. Когда верстался номер, стало известно, что Министерство образования и науки отменило положительное заключение Научно-методической комиссии для учебно-методического пособия к программе «Семейные ценности». Соответствующее письмо МОН уже разослано областным департаментам и управлениям образования и институтам последипломного педагогического образования, сообщается на сайте министерства. «Программу курса, все методические пособия и рабочие тетради, которые идут вместе с ней, отправят на повторное рассмотрение комиссии», — сообщила министр образования и науки Лилия Гриневич.

Более того, глава МОН пообещала, что в ближайшее время пересмотрят все учебно-методические пособия, напечатанные за последние пять лет — то есть все те, что имеют сегодня грифы министерства. Также создадут рабочую группу для проработки нового Положения о предоставлении грифов МОН. Кроме этого министр отметила, что состав всех комиссий, работающих при Научно-методическом совете по вопросам образования, обязательно пересмотрят.

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ