Ягоды и грибы из чернобыльской зоны, рыбу, выловленную в реке Припять, и много других «даров» чернобыльской природы сегодня можно без проблем приобрести в столице. Издание 24.ua захотело проверить, сколько стронция и цезия содержится в купленной рыбе, колбасе, молоке и твороге. Сделать это было нетрудно: столичная СЭС бесплатно проверяет купленные вами продукты, а за 205 гривен — стройматериалы.
Владимир Журавлев, инженер радиологического отдела столичной санэпидемстанции рассказал, что «как-то мы проверяли сосиски, и, представьте, количество цезия-137 и стронция-90 в них в несколько раз превышало норму». «Хорошо, что сосиски еще до проверки изъяли из продажи», — отметил он.
Летом торговые точки санитарные врачи проверяют не реже трех раз в неделю. Говорят, что иногда приходится ходить с милицией, поскольку добровольно ни один продавец на рынке не хочет отдавать даже чуть-чуть своего товара на проверку. Больше всего радионуклидов медики находят в грибах и чернике. Но бывают они и в мясе. По данным издания, недавно в СЭС привезли тушу подстреленного на охоте кабана. Вердикт проверки: есть свинину строго запрещено. В прошлом году СЭС вместе с управлением ветеринарной медицины взяла немногим более 576 тысяч проб. В 19 из них цезий и стронций просто зашкаливал. Это были ягоды из пгт Малина и города Овруча Житомирской области, сел Немишаево Киевской области, Киверцы Волынской области, а также грибы и дичь из Вышгородского и Полесского районов Киевщины.
По словам господина Журавлева, в этом году все анализы были хорошими. Однако, как он отметил, это ситуативные результаты. Инженер радиологического отдела по собственному опыту знает, что среди тех даров леса, которые вскоре наполнят рынки и супермаркеты, будут радиоактивные продукты. Именно поэтому врачи призывают горожан проверять купленное — особенно на стихийных рынках. Тем более что все анализы в СЭС сделают абсолютно бесплатно. Для этого нужно только взять килограмм или литр продукции и написать заявление на имя главного санитарного врача Киева.
Поэтому корреспонденты рано утром отправились на стихийные рынки за покупками (им врачи посоветовали брать домашнее мясо и молоко, речную рыбу, свеклу, редиску, лесные ягоды и грибы — именно в этих продуктах может быть повышенное содержание радиоактивных изотопов). Первая покупка была сделана недалеко от метро «Позняки» — купили домашнее молоко. Бабушка-продавец уверяла в его экологической чистоте. Товар она привезла из села Рожев Макаровского района, в пятидесяти километрах от столицы. Далее возле Дарницкого вокзала журналисты взяли килограмм свежего творога из поселка Бабинцы Бородянского района — около тридцати километров на северо-запад от Киева. Продавец никак не могла понять, почему мы решили брать ее товар не попробовав. Женщина даже обиделась и отказалась продавать, пока мы не попробуем кусочек и не похвалим. Пришлось уступить. Возле станции метро «Лесная» купили две палки подозрительно дешевой колбасы якобы из Хмельницкой области — полкило всего 10 грн. На стихийном рынке возле станции «Лукьяновская» взяли три свеклы, выращенные в Мотижине, — село в тридцати километрах от Киева в западном направлении. Возле метро «Нивки» купили редиску, привезенную с огорода возле Броваров. А вот найти свежую рыбу на стихийных рынках не удалось — пришлось брать на стационарном базаре на улице Щербакова. Покупки обошлись в 100 гривен и все продукты отправили в городскую СЭС.
Газета пишет, что лаборатория, где проверяют продукты, — это небольшая комната, заставленная старыми компьютерами и различными устройствами. Тестирование начали с творога. В первую очередь его взвесили: продавец не обманула — продала ровно килограмм. Потом продукт высыпали в специальный лоток, который установили в гамма-спектрометр — аппарат для измерения спектра гамма-излучения. Попутно поинтересовались, можно ли ходить с дозиметром в руках по рынку и сразу на месте проверять продукты. Посмеявшись, Журавлев объяснил, что это бессмысленно — дозиметр не в состоянии уловить такую слабую активность, которую могут проявлять продукты. На компьютере лаборант запустил специальную программу, которая расшифровывает сигналы со спектрометра. Через пятьдесят минут Журавлев показывает результаты — образец содержит только естественный радионуклид калий-40, который есть во всех продуктах. В молоке также не оказалось радиоактивных добавок, хотя именно молоко — основной показатель радиационной зараженности местности.
По словам специалиста, «коровы пасутся на большой территории, если хоть где-то трава содержит цезий-137 и стронций-90, то они обязательно проявятся». «Если с молоком из Рожева все нормально, то, скорее всего, и в других продуктах из села Рожев не будет отклонений», — отметил он.
В подозрительно дешевой колбасе и свекле техногенных радионуклидов также не оказалось. Зато, как только изрубленные тушки судака попали в спектрометр, компьютер выдал наличие цезия-137 — 16,1 Бк/кг. Эта доза в девять раз меньше максимально допустимой, но ведь и норма в Украине — понятие относительное. По словам Журавлева, у нас никто никогда не изучал влияния небольших доз техногенных радионуклидов на человека. Поэтому не исключено, что после того как вы съедите эту рыбу, в организме начнутся необратимые процессы. Хотя выход есть — перед приготовлением рыбу можно замочить на полчаса в уксусе. По словам Журавлева, это поможет очистить ее от части опасных радионуклидов.
СПРАВКА
Цезий и стронций — радиоактивные изотопы. Попав в организм, они повреждают костную ткань, приводят к химическим нарушениям в клетках, а потом — к раку крови и костей.