Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Скорбный труд

«Ко всякому делу нужно относиться с любовью!» — считает гробовщик Петр Погребной
20 января, 2006 - 20:27
ЛЕЖИТ ПРОТЕСТАНТСКИЙ ГРОБ. СЛЕВА НАПРАВО СТОЯТ: ИУДЕЙСКИЙ, ПРАВОСЛАВНЫЙ И КАТОЛИЧЕСКИЙ / ФОТО АВТОРА

Плачевная статистика, но в Киеве ежедневно умирает около 50 человек. И кому-то нужно заниматься организацией похорон, изготовлением венков и гробов, и прочими не слишком приятными ритуальными делами. Конечно, сегодня проблем в столице с этим нет — похороны можно заказать от А до Я одной из специализирующейся на них фирме. «Постоянно пребывать в атмосфере траура, находиться среди венков и покойников не очень-то весело, но все же к делу нужно относиться с любовью», — говорит Петр Пантелеевич Погребной, который 13 лет работает в сфере ритуальных услуг. Он хоронит по 20 человек в день. За 13 лет успел похоронить около 75 тысяч человек. Он знает, чем отличается иудейский гроб от католического, православный от протестантского и мусульманский от индуистского. Петр Пантелеевич может устроить всю похоронную процессию за считанные часы со священником любой конфессии, «плечевиками», ритуальщицей, и, конечно же, гробом на любой вкус, цвет и достаток. Его вполне можно назвать монополистом в сфере ритуальных услуг. Хотя они с коллегами скромно считают себя лишь третьими. Сейчас его компания «Петр Великий» работает в Украине, России, Литве и чем только не занимается. Это не только ритуальные услуги, но и сыскная служба, реализация стройматериалов, столярная мастерская, цех по производству краски, аудиторские услуги, два больших гастронома, шесть кафе, даже своя церковь. «День» расспросил его об особенностях специфической профессии гробовщика.

— Петр Пантелеевич, почему вы начали заниматься именно гробами?

— В 1992 году я был генеральным директором ассоциации строительных материалов и немалая часть денег из бюджета уходила на социальную помощь сотрудникам на организацию похорон, гроб, если случалось горе. Тогда мы и решили этим заняться. За три дня получили разрешение и наладили производство. Не приятно было работать в цехе, где стоял гроб. Тогда открылся первый ритуальный магазин. В начале 90-х государство делало только стандартные православные гробы, вот нам и оставалось обширное поле деятельности (гробы для представителей других религий).

— Это для вас любимое дело или просто прибыльный бизнес?

— Мы делаем гробы, потому что в них нуждаются люди. Зачем платить за государственный гроб с доставкой 247 грн, если его можно купить за 90—150 грн? Сегодня себестоимость самого простого гроба около 30 грн. А кто-то наживается на горе других. Наши гробы дешевле за счет собственного производства: под Киевом и в Херсоне. Люди в цехах работают в три смены. Сейчас смертность хоть и сократилась, но все равно много людей умирает. К нам в день обращаются около 20 человек только по Киеву и области, используем более 30 тыс. погонных метров ткани в месяц. Цена гроба зависит от обивки и вида гроба по традициям вероисповедания.

— А чем отличается православный гроб от мусульманского?

— Православный гроб обтянут черной парчой с золотыми крестами. Чтобы использовать эту ткань, я советовался со священниками Киево-Печерской лавры и брал у них благословение на это. У такого гроба 4 угла. Для католиков важно, чтобы покойник не находился долго в доме. Это у православных по обряду труп должен переночевать в доме. Если нужно, чтобы труп подождал захоронения или далеко его перевозить, то берут гроб со встроенным холодильником. Он работает от сети или на батарейках. Умершего стараются похоронить при любой погоде, даже если идет ливень. Для таких случаев предусмотрены две крышки: стеклянная и стандартная деревянная. У католического гроба форма шестиугольника. А у мусульман гроб обшит зеленой тканью. Это цвет мусульманского мира. Он часто присутствует на флагах восточных стран. Иудейский гроб — шести- или восьмигранный. На крышке — золотая звезда Давида или Иакова.

— А представители нетрадиционных конфессий какой гроб предпочитают?

— Протестанты, в основном, состоятельные люди. Они заказывают саркофаг (гроб с овальной крышкой, которая поделена пополам), и на похоронах, как правило, открывается только передняя часть. Он помпезней, с художественной резьбой и из ценных пород дерева. У него четыре угла. Цыганский гроб должен быть очень пышным, весь в золоте. Была такая история. Умер цыганский «барон» и его родственники для похорон заказывали что-то дорогое, белое, с золотом и очень нарядное. Когда они увидели не гроб, а настоящее «произведение искусства», то скорбь ушла, остался только восторг.

Самые несчастные — индуисты. Когда у них умирает человек, то его не хоронят в гробу. Труп заворачивают в белую ткань или кожу и кремируют. В Украине существует такое правило: из морга покойника забрать можно только в гробу. Так вот, мы предоставляем им гроб. Они забирают в нем умершего, перевозят до какого-то момента, потом заворачивают его по своему обряду, а нам возвращают гроб назад. Мы его либо перерабатываем, либо кремируем. Так дешевле, и религиозные нормы индуистов соблюдаются.

— А как вы разрабатываете дизайн гроба?

— Описание мы берем из Библии, из Торы, из Корана и других аналогичных книг. Потом наше конструкторское бюро рисует авторский макет будущего изделия.

— К вам приходят люди, которые не знают, что им кроме гроба надо…

— Любой магазин ритуальных услуг предложит костюмы. Мы занимаемся полной организацией: от места на кладбище и до «плечевиков», если некому нести гроб. А также в течение часа я могу пригласить православного батюшку, католического священника, раввина или муллу. А профессиональная ритуальщица сопровождает и проводит церемонию прощания, говорит последнее слово.

— Вы сказали, что персонал у вас профессиональный.

— У нас есть специальная школа, где мы обучаем своих сотрудников. Они получают стипендии. Там учатся от трех дней до нескольких месяцев: как правильно делать венки, обшивать и украшать гробы. Но в первую очередь — как говорить с людьми. Ведь к нам приходят люди, убитые горем, в шоке, в депрессии. Их ни в коем случае нельзя обижать, отказывать. Бывает, уступаем или даем в рассрочку, без денег. Еще для новых сотрудников мы устраивает своего рода экзамен. В первый день учебы новичка отправляют на самое «тяжелое» рабочее место, где приходится постоянно стоять и нет возможности передохнуть от траурных дел. И если он не побоится таких трудностей, то лишь потом берем его на работу.

Анна МАЗИТОВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ