Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Скрытая угроза мировой торговле

таится в политике открытых секторов
6 июня, 2001 - 00:00

Угрозы для мировой торговли многолики. Обычно к ним относят протекционистские барьеры и агрессивные протесты против глобализации экономики, наподобие тех, что сорвали переговоры на «Встрече тысячелетия» Всемирной торговой организации, проходившей в прошлом году в Сиэтле. Хотя эти протесты попадают на первые полосы газет, однако в последние годы исподволь сформировалась новая и, возможно, ещё более коварная угроза мировой торговле: так называемая «политика открытых секторов», иными словами, практика, при которой переговоры о доступе на иностранные рынки ведутся лишь по продукции отдельных отраслей экономики.

При таком подходе страны договариваются о снижении пошлин на одни виды продукции и оставляют неизменными пошлины на другие виды. Вопреки первому впечатлению, политика открытых секторов не является первым шагом к более общим торговым соглашениям. В действительности она может воспрепятствовать переговорам по достижению более широкомасштабных соглашений.

Ведь соглашения по отдельным секторам экономики, даже при успешном их заключении, ставят под угрозу эффективность и производительность экономики путём защиты самых неконкурентоспособных отраслей, поскольку каждая страна стремится к открытой торговле в тех отраслях, где она конкурентоспособна. Ни одна страна не хочет допустить, чтобы «динозавры» её национальной экономики оказались открыты для конкуренции со стороны зарубежных производителей. Однако экономические последствия такой позиции оказываются отрицательными. Представьте себе Америку или Европу, застрявшую в 50-х годах, с экономикой, зависимой от угля, стали и тканей, и не испытывающую никакой конкуренции со стороны более дешёвых производителей из Азии и других регионов, — и опасность становится очевидной.

Вторая опасность является следствием того факта, что, либерализуя торговлю лишь для немногих экономически преуспевающих отраслей, политика открытых секторов ослабляет, а не укрепляет массовую политическую поддержку, необходимую для широкомасштабных соглашений по всемирной торговле, которые выгодны большинству предприятий, потребителей и стран.

Америка является самым горячим сторонником политики открытых секторов, начиная с достигнутых несколько лет назад соглашений по пошлинам «ноль на ноль» во время уругвайского раунда переговоров по всемирной торговле. Эти переговоры в итоге привели к ликвидации тарифных барьеров в десяти ключевых секторах. Под давлением деловых кругов США заключили соглашения в таких секторах, как телекоммуникации, информационная технология и финансовые услуги. Первая крупная договорённость, «Соглашение по информационной технологии» (ITA), вступила в действие в 1997 году и охватывает 90% торговли продукцией информационных технологий на сумму более 600 миллиардов долларов в год.

В дальнейшем соглашение ITA получило поддержку со стороны Евросоюза после того, как Хьюго Пемен, посол ЕС в США, назвал ITA доказательством того, что соглашения по секторам помогают обойти проблемы, связанные с нарастающим политическим протестом против новых торговых встреч. Благодаря поддержке двух наиболее влиятельных участников мировой торговли, по образцу ITA в дальнейшем заключались соглашения в других секторах экономики. «Всемирное соглашение по основным видам телекоммуникаций» вступило в силу в 1998 году; «Соглашение о финансовых услугах», либерализующее торговлю в банковском деле, страховании и на рынке ценных бумаг, было введено в действие в апреле 1999 года.

Может показаться, что таким соглашениям, ликвидирующим часто не только пошлины, но и прочие регулирующие барьеры, ничто не может угрожать. Но внешнее впечатление обманчиво. Ведь теперь влиятельные отраслевые круги, поддерживавшие либерализацию во время уругвайской встречи, — информационные технологии, финансовые услуги, телекоммуникации, — уже получили то, что хотели, и их вклад в дело широкомасштабной либерализации торговли резко уменьшился по сравнению с прошлым. В самом деле, японцы полагают, что слабая поддержка нового раунда переговоров Всемирной торговой организации со стороны деловых групп США является отражением успеха более ранних соглашений по отдельным секторам экономики. Поэтому Япония сейчас выступает против второго ITA, которое, как опасается она, приведёт к дальнейшему ослаблению политической поддержки широкомасштабной либерализации торговли.

Опасения за будущее всеобъемлющих, многоотраслевых соглашений по торговле имеют под собой серьёзные основания. Например, постоянное стремление официальных лиц США сосредоточить внимание лишь на торговле в сфере услуг и в сельском хозяйстве препятствует заключению более широких соглашений, поскольку накладывает ограничения на компромиссы, которые могли бы быть достигнуты между отраслями. Более того, при отраслевом подходе в любом случае не принимается в расчёт множество проблем, существующих во Всемирной торговой организации, таких, как разрешение споров, антидемпинговые меры и т. п.

Недавно состоявшийся форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества (APEC) демонстрирует ограничения политики открытых секторов и должен привести к её основательной переоценке. С момента начала ITA Америка побуждала страны-члены APEC к ускоренному проведению либерализации на отраслевой основе в качестве средства возрождения торговли в регионе, ныне переживающей застой. Но усилия, направленные на достижение соглашения о либерализации торговли в 15 отраслях, вскоре столкнулись с препятствием: затраты на избирательную либерализацию в неконкурентоспособных, но чувствительных с политической точки зрения отраслях были просто-напросто слишком высоки для некоторых правительств.

Наиболее важный урок, следующий из провала APEC, заключается в признании того, что в условиях, когда переговоры по торговле ведутся лишь в интересах нескольких отраслей, выработка достаточно широкого и вместе с тем политически приемлемого пакета документов — невероятно трудная задача. Дело в том, что некоторые отрасли более не проявляют интереса к широкомасштабным торговым соглашениям, поскольку уже получили выгоду от отраслевой сделки, а группы, которые обычно рассчитывают получить пользу от большей открытости торговли, слишком слабы, чтобы противостоять протекционистским силам, выступающим против либерализации.

Политические лидеры, которых сейчас привлекает политика открытых секторов из-за обманчивого обещания политической беспроблемности, которую она якобы несёт с собой, должны усвоить этот урок. Если мы стремимся к тому, чтобы в ближайшее время воспользоваться всеми преимуществами либерализации торговли, то нет иного выбора, как только вернуться к полномасштабным переговорам, — и, в рамках этой стратегии, заключению компромиссных соглашений между отраслями, — возобновив работу «Встречи тысячелетия» Всемирной торговой организации. Именно этот план, а не беспочвенные надежды на политику открытых секторов, должен стать в будущем главным прио ритетом переговоров по торговле.

P. S. Винод К. Эггаруол — профессор политических наук университета штата Калифорния, Беркли, а также директор Центра Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества при этом университете. Джон Рэвенхилл — профессор политологии Эдинбургского университета в Шотландии.

Винод К. ЭГГАРУОЛ, Джон РЭВЕНХИЛЛ. Проект Синдикат для «Дня
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ