Украина — одно из 44 государств, которые не только ратифицировали Факультативный протокол к Конвенции ООН против пыток, но и создали Национальный превентивный механизм, чтобы следить за соблюдением положений этого документа в местах несвободы. НПМ заработал в 2012 году, когда закон возложил эти функции на Уполномоченного Верховной Рады по правам человека. Недавно команда Национального превентивного механизма подвела итоги своей деятельности за первые пять лет работы и определилась с приоритетами на будущее.
ПРИСТАЛЬНЫЙ ГЛАЗ ОБЩЕСТВЕННОСТИ
Места несвободы проверяют работники Секретариата Уполномоченного по правам человека. Иногда они практикуют кластерные визиты: в один день посещают несколько учреждений и потом обсуждают увиденное с местной властью. В каждой области есть региональные представители Омбудсмена, которые в 2016 году получили право совершать визиты самостоятельно.
Национальный превентивный механизм в Украине работает по модели «Омбудсмен+». Это значит, что вместе с представителями Уполномоченного места несвободы посещают представители гражданского общества, в частности журналисты. Такая работа психологически тяжелая, требует знания определенных правил поведения и особенностей коммуникации с разными группами людей. Поэтому желающие приобщиться к команде НПМ перед отбором проходят специальные тренинги. Те, кого рекомендовал экспертный совет, получают от Уполномоченного поручения на осуществление визитов сроком на один год.
Мандат общественного монитора позволяет посещать места несвободы без предупреждения в любое время, опрашивать персонал и тех, кто там содержится. Подобные беседы должны быть конфиденциальными, однако при необходимости могут присутствовать врачи, переводчики, представители лица, психологи. Те, кто проверяет места несвободы, должны знать украинское законодательство, соблюдать требований режим учреждения, не использовать полученную информацию в собственных целях и не разглашать конфиденциальные данные. По результатам каждой поездки складывается отчет с рекомендациями учреждению и органам государственной власти.
Опытные мониторы отмечают, что отношение администрации мест несвободы к мониторам Национального превентивного механизма меняется. Время «знакомства» сократилось, руководители учреждений понемногу осознают необходимость подобных проверок и все меньше им препятствуют. Пять лет назад в Украине насчитывалось 6 тысяч подобных учреждений, в настоящее время их число уменьшилось до 4,5 тысяч.
Механизм мониторинга охватывает все регионы страны. Однако за время его существования представители Уполномоченного вместе с общественными мониторами посетили лишь четверть из всех мест несвободы, совершив почти 1300 визитов. Впрочем, увиденного более чем достаточно, чтобы определить и общесистемные, и специфические проблемы мест несвободы.
ПОЧЕМУ ЛЮДЯМ ТЯЖЕЛО ЗАЩИТИТЬСЯ
Бытовые условия и питание людей, которые надолго попадают в места несвободы, часто не отвечает не только европейским нормам, но и вообще понятию гуманности. В комнате, камере или палате содержится по несколько человек, на одного выделяется слишком мало площади — часто она вообще ограничивается кроватью. Туалеты и души не всегда разделяются перегородками, в некоторых исправительных колониях туалет не отделен от жизненного пространства камеры. Так что о приватности речи нет. Игнорирование этого права как бы дает разрешение переступать через другие права и достоинства человека. Недоступная и/или некачественная медицинская помощь, тяжелый труд за небольшую оплату, антисанитария — только часть огромного количества возможных нарушений. Не следует забывать и об избиении и пытках, которые до сих пор имеют место. Людям трудно себя защитить, в частности и потому, что они очень мало знают о своих правах, а администрация не считает нужными их информировать.
Украинские места несвободы разбросаны между десятью ведомствами с разными функциями, поэтому не избежать специфических трудностей. Например, мониторы отмечают недоступность многих судов — нет пандусов, много лестниц, узковатые коридоры и тому подобное. Владельцы частных заведений социальной сферы часто препятствуют проверяющим выполнять задачи. Много трудностей возникало в зоне АТО — как с безопасностью и условиями жизни в уже имеющихся учреждениях, так и с существованием неофициальных мест несвободы. По словам экспертов НПМ, реформирование также влияет на эту сферу. В частности, социальные учреждения часто пытаются сохранить искусственно, чтобы не терять лакомый кусок финансирования.
Особенно сложно решить проблемы на стыке компетенций двух ведомств. Например, обеспечение питания обвиняемого, который на целый день выезжает из СИЗО в суд, на первый взгляд, кажется несложной задачей. Впрочем, ни Министерство юстиции, ни Государственная судебная администрация не спешат уладить этот вопрос, поэтому человек остается голодным. Уполномоченный ВР по правам человека Валерия Лутковская возмутилась этой ситуацией и призвала чиновников находить общий язык между собой без указки главы правительства или другого начальника.
ГЛАВНОЕ — ПЕРСОНАЛ
После обсуждения наболевших проблем нужно искать пути их решения. Чиновники делают основной акцент на повышении квалификации персонала и дополнительном образовании в сфере прав человека для них. Государственная миграционная служба отчитывается о введении должностей психолога, переводчика, соцработника, сотрудничестве с ООН и Международной организацией по миграции. Национальная полиция обещает ввести должность инспектора по правам человека при изоляторах временного содержания. Об осовременивании оборудования и ремонте помещений вспоминают мимоходом и неохотно. Валерия Лутковская задает встречный вопрос: сколько времени и ресурсов необходимо, чтобы изменить то, для чегосредства не нужны, — отношение персонала мест несвободы к тем, кто там содержится?
Действительно, в этой области человекоцентризм может творить чудеса. Это доказывают примеры мест несвободы, руководители которых прислушивались к рекомендациям мониторов НПМ и сфокусировались на улучшении условий содержания. В Запорожском следственном изоляторе обновили коммуникации, сделали капитальный ремонт, починили крышу и окна. В Тетиевском районном территориальном центре социального обслуживания (Киевская область) закупили новую мебель и устранили ряд бытовых недостатков. В более комфортных условиях потеплели и отношения между персоналом и подопечными.
АКЦЕНТ НА ПРИВАТНОСТИ И МЕДИЦИНЕ
Главная задача Национального превентивного механизма — исключить пытки в местах несвободы. Работы впереди много, энтузиазма у мониторов не становится меньше, да и перечень приоритетов на следующие пять лет уже составлен.
Секретариат Уполномоченного и общественные мониторы будут работать над совершенствованием существующей модели НПМ и оценкой ее эффективности, дополнительными механизмами документирования и реагирования на случаи пыток. Больше времени будут посвящать планированию визитов и анализу их результатов. Среди проблем, на решении которых сконцентрируются мониторы, — соблюдение права на частность и доступ к качественной медицинской помощи всех, кто содержится в местах несвободы. Предусматривается и информирование населения о положении в местах несвободы, начатом кампанией «Люди — не консервы».
Так же, как и госслужащие, команда НПМ и общественные мониторы будут совершенствовать свои знания и навыки. Будет развиваться и сеть региональных представителей Уполномоченного ВР по правам человека. Это позволит открыть еще больше дверей и впустить в места несвободы луч света — надежду на гуманизацию этих пространств и общества в целом.