Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сложная дорога в ЕС

Как поляки учили украинцев бороться с коррупцией и выполнять этический кодекс госслужащих
16 ноября, 2006 - 19:03
ЖИТЕЛИ КРАКОВА ПО ТРАДИЦИИ ВЫХОДЯТ В ВЫХОДНЫЕ ДНИ, ЧТОБЫ ПОКОРМИТЬ ГОЛУБЕЙ НА ГЛАВНОЙ ПЛОЩАДИ ГОРОДА. СЧИТАЕТСЯ, ЧТО КРАКОВСКИЕ ГОЛУБИ — ЭТО ЗАКОЛДОВАННЫЕ РЫЦАРИ, КОТОРЫЕ СО ВРЕМЕНЕМ РАСКОЛДУЮТСЯ / СОБОР ПЕТРА И ПАВЛА В КРАКОВЕ, В КОТОРОМ ОБЫЧНО УСТРАИВАЮТСЯ КОНЦЕРТЫ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ НО ЕЕ МОЖНО УСЛЫШАТЬ И ПРЯМО НА УЛИЦЕ. НАПРИМЕР, В ИСПОЛНЕНИИ КВАРТЕТА ИЗ АРТЕМОВСКА ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Украина должна быть открытой для сотрудничества со своими же гражданами, и напрочь закрытой для всевозможных коррупционных проявлений. Так считают представители министерства иностранных дел Польши, которые недавно решили показать украинцам свой антикоррупционный опыт, чтобы помочь соседям организовать собственную систему противокоррупционных мер, которые бы способствовали организации прозрачности общественной жизни нашей страны. Все эти темы рассматривались в ходе специальной осенней школы для представителей местного самоуправления, общественных лидеров и журналистов Донецкой и Луганской областей, которая состоялась в г. Кракове и ряде небольших городов Малопольского региона Польши. От украинской стороны также были приглашены мэры городов указанных областей, депутаты городских советов Донецка и Луганска и ряда сельских и поселковых советов регионов, а также представители общественных организаций востока Украины (например, Донецкая областная организация Комитета избирателей Украины). В программу обучения входили не только теоретические семинары, но и практические выезды в различные города региона, власти которых лично знакомили гостей со своим опытом по борьбе с коррупцией.

По мнению поляков, Украина сегодня нуждается в помощи не только в плане антикоррупционной деятельности, но и в социальной сфере. Прежде всего речь идет о ряде проектов для социально незащищенных слоев населения, а также о сотрудничестве местных властей и жителей конкретной территории. Как выяснилось, такой простой подход для украинских представителей местного самоуправления оказался настоящей диковинкой, поскольку о сотрудничестве с гражданами речь в Украине почти не ведется. В итоге тематика семинаров в первые же дни вышла далеко за рамки антикоррупционной проблемы и коснулась также вопросов развития различных социальных проектов на территории Украины и Польши, передачи опыта в вопросах получения средств на эти проекты и даже взглядов на будущее Украины с точки зрения Польши и Евросоюза.

ВСЕ — ДЛЯ УДОБСТВА, НО — ПО ПРАВИЛАМ

По сути, большинство примеров, продемонстрированных украинским гостям в Польше, вызвали настоящее удивление и даже порой непонимание — складывалось впечатление, что наши депутаты и мэры городов, попав в Польшу, оказались попросту в другом мире.

Безусловно, в Польше удивляло все — не только архитектурно-исторические памятники, но и резкий контраст между организацией жизни в наших двух странах. Например, поражало то, что вся социальная сфера Польши строится прежде всего на принципах комфорта для граждан, и даже обычные бытовые мелочи подогнаны так, чтобы жителям конкретной территории было максимально удобно. К примеру, мэров поразила одна простая вещь: во всех польских городах для движения общественного транспорта отводится специальная полоса — затея элементарная, а пользы приносит очень много, ведь благодаря этому пассажиры автобусов никогда не простаивают в пробках, создаваемых легковым транспортом, а сами автобусы имеют возможность приходить на остановки четко по расписанию. Кроме того, удивлял и тот факт, что поляки добровольно исполняют все правила общественной жизни, в то время как наши граждане соглашаются не нарушать их только под угрозой высоких штрафов. К примеру, езда без ремня безопасности на переднем сидении обойдется в Польше примерно в 100 — 150 злотых (1 злотый равен 1,6 украинской грн.), не закомпостированный талончик в общественном транспорте облегчит кошелек на 500 злотых, а вождение автомобиля в нетрезвом виде и вовсе влечет за собой штраф в $1,5 и лишение водительских прав. Однако невзирая даже на штрафы, украинские гости так и норовили что-нибудь нарушить — им просто было интересно, что за этим последует. В итоге, наверное, не было такого дня, когда украинцы бы не перебегали дорогу на красный свет...

Такое нарушение порядка поляки воспринимали как личное оскорбление — и вовсе не потому, что иностранцы пренебрегают какими-то правилами, а скорее потому, что организацией общественной жизни в Польше занимаются лично представители местных властей, которые буквально каждую проблему пропускают через самих себя, внедряя на подведомственных территориях новейшие проекты и организовывая жизнь горожан как можно более комфортно.

МОДЕЛЬ «ХОРОШЕГО УПРАВЛЕНИЯ»

Среди основных проблем, с которыми приходится сталкиваться польским городам, можно выделить прежде всего проблемы социального характера. Например, как рассказала «Дню» вийт (глава) гмины (объединение небольших поселковых и городских советов) Ключе Малгожата Венгжин, наибольшими заботами малых территорий сегодня можно считать безработицу и проблемы с жильем, канализацией и вывозом мусора. При этом большая часть средств на финансирование этих проектов поступает в местный совет извне — из государственного бюджета, от неправительственных организаций или же от Евросоюза, который финансирует наиболее социально значимые проекты, предлагаемые польскими общественными организациями и местными властями. Более того, по словам представителей местных властей, в Польше в последнее время появилась новая профессия, представители которой специализируются в написании проектов под финансирование их Евросоюзом.

«Когда мы разрабатываем какую-либо стратегию развития, касающуюся определенной темы, мы обращаемся к определенной инстанции с проектом, в котором указывается определенная сумма денег. И эта инстанция уже решает, выделить ее нам или нет. Вот как раз сейчас мы написали проект строительства канализационной системы, который предполагает вложение 30 миллионов. И я считаю, что мы получим эти деньги», — считает госпожа вийт.

Аналогичным образом поступают и другие местные советы, которые заинтересованы в разработке самых разнообразных проектов, наиболее популярными среди которых являются проекты, рассчитанные на заботу о социально незащищенных слоях населения и, в частности, об инвалидах. Например, в небольшом городке Новый Тарг Малопольского региона внедрен специальный проект, согласно которому весь город, в том числе и подходы к мэрии, оборудованы специальными подъемниками для людей в инвалидных колясках, а внутри самой мэрии находится специальный зал для приема инвалидов. Еще более впечатляет специализированный дом для людей с особенными потребностями в повите Величка (поселок Подоляны), в котором содержится около 30 инвалидов. В этот дом воспитанников ежедневно привозят на автобусах, причем собирают их по территории примерно в 300 квадратных километров. Находятся они в приюте примерно по семь часов в день, где педагоги обучают их различным искусствам, ткацкому и столярному мастерству, а также компьютерным технологиям и азам ведения домашнего хозяйства. В итоге, после нескольких лет такой заботы, инвалиды могут работать и реализовывать свои таланты. Например, украинским гостям обитатели приюта показали целое театрализованное представление с фокусами и танцами, которое оказалось трогательным до слез...

Кстати, в разработке и реализации социальных проектов большие надежды поляки возлагают на неправительственные общественные организации, которых, по данным специалистов, сегодня в Польше больше, нежели когда бы то ни было, и которые разрабатывают основную массу проектов для конкретных территорий.

«ПРЕЧИСТА ПОЛЬСКА»

По словам представительницы Регионального центра общественной интеграции в Кракове Евы Скочковой, еще в 2002 году «коррупционный вопрос» был настолько актуальным в стране, что граждане даже не хотели идти на избирательные участки, пока он не будет решен. В итоге в Польше возникла идея улучшить имидж органов местного самоуправления и поощрить их сотрудников, чтобы они стали более внимательными к местным жителям.

В результате и родилась программа «Прозрачная Польша» («Пречиста Польска»), к которой позднее приняли участие около 800 единиц местного самоуправления (примерно одна треть от общего количества). При этом участие в программе не предполагало никаких финансовых выгод для участников, однако все они активно включились в строительство «гражданского общества», что и было одной из главных целей программы. Кстати, финансируется этот проект также не за счет государства, а за счет средств целого ряда польских и зарубежных фондов.

В данный момент эта программа работает в стране вот уже полтора года и предполагает своей главной целью организацию «доброго управления» в регионах и районах страны. Путь к успешному управлению, по мнению польских экспертов, пролегает через шесть необходимых этапов, пройдя которые любой орган местного самоуправления может считать свою работу эффективной. В частности, имеется в виду достижение прозрачности деятельности власти, отсутствие коррупции в регионе, привлечение граждан к сотрудничеству с органами власти, предсказуемость их действий, а также их компетентность и обязательная подотчетность местным жителям.

При этом программа предполагала внедрение целого ряда практических заданий, которые бы существенно облегчили жизнь местных жителей на данной территории и сделала бы их осведомленными относительно каждого шага властей. Так, например, согласно программе на каждой территории было внедрено описание услуг, которые предоставляются горожанам исполкомом, а также разработаны программы сотрудничества с общественными организациями и опубликованы брошюры, презентующие жителям бюджет громады. Более того, в рамках акции «Прозрачная Польша» была разработана процедура конкурсного отбора на руководящие должности в органы местной власти, а также создан... этический кодекс государственных служащих, за что местные власти взялись с особым энтузиазмом. Кстати, тут необходимо подчеркнуть, что этот кодекс разрабатывался отдельно на каждой территории, причем все его положения местные чиновники предлагали лично. Более того, как подчеркнула М. Венгжин, создание этого кодекса не было приказом со стороны властей — госслужащие все делали по собственному желанию. Подобный документ, опять-таки, создавался прежде всего для жителей: главной целью было сделать горожан более информированными о деятельности власти и услугах, которые она предоставляет, благодаря чему у жителей зачастую отпадала необходимость лично обивать пороги чиновничьих кабинетов.

Подобное нововведение вызвало у представителей местного самоуправления Донбасса настоящее недоумение — в Украине о таких мерах пока что даже не задумывались. Еще большее удивление вызвало также наличие специальной «Карты услуг», которая уже давно есть в Польше, и разработать которую оказалось достаточно просто. Эта карта предполагает набор сведений о тех или иных услугах каждого государственного учреждения (оформление документов, предоставление льгот и др.), причем к перечню услуг прилагается краткая справка о том, кого может касаться данный вопрос, какие документы нужны для его решения, где и когда их подавать, а также сведения о времени, необходимом для заполнения документов и для их рассмотрения в той или иной инстанции. Кроме того, к карте услуг прилагаются также все необходимые бланки для заполнения тех или иных справок.

Эта простая идея была не просто презентована украинцам, но и предложена им как польский опыт, который можно легко перенять, однако, увы, никакого энтузиазма украинская сторона по этому поводу не проявила. А ведь внедрение карты услуг было бы очень актуальным, в частности для Донецкой области, в которой ежемесячно в органы местного самоуправления обращаются несколько десятков тысяч граждан. Еще один опыт, который можно было бы перенять — это опыт сотрудничества городских властей с неправительственными общественными организациями, которые подчас знают куда больше руководителей региона, как можно решать те или иные проблемы каждой территории. И в данный момент такое сотрудничество для Донецкой и Луганской областей является очень актуальным, ведь пока что это сотрудничество самими же общественными организациями, согласно исследованию Донецкого института социальных исследований и политического анализа, оценивается не более чем на три балла по пятибалльной системе.

Еще актуальнее для Донбасса будет разработка антикоррупционной программы, которая бы могла существенно улучшить ситуацию на Донетчине, где только с начала текущего года было выявлено более 200 коррупционеров в разных сферах деятельности, в том числе и на госслужбе. Еще хуже дело обстоит в милиции региона, где с начала года выявлено более полутора тысяч фактов коррупции... Да и вообще подобная программа не помешала бы и другим регионам Украины, не зря ведь наша страна, по данным Международной общественной организации «Транспаренси Интернешнл», в ежегодном коррупционном рейтинге заняла 99-е место по уровню коррупции в списке из 163 стран мира.

Более того, подобное новшество не требует никаких особых финансовых вливаний от местных властей: польские специалисты советуют Украине попросту создать соответствующий антикоррупционный проект, который могли бы профинансировать какие-либо международные фонды, в том числе и польские. И, по сути, здесь главным является только одно условие — желание самих чиновников сделать что- либо для громады, которая им подведомственна. Аналогичные требования выдвигаются и при создании этического кодекса работников местного самоуправления, также нужно элементарное чувство уважения госслужащих к себе самим — ведь кодекс создается в том числе и для того, чтобы облегчить их работу.

Однако особого желания участники украинской делегации не продемонстрировали. Более того, несмотря на то, что мэры всех городов, в которые возили украинских гостей, предлагали сотрудничество с Украиной и конкретными украинскими областями, ни один из представителей местного самоуправления не изъявил желания заключить какой-либо контракт, хотя, по словам польской стороны, подобный шаг был бы очень полезным для украинцев: это дало бы им возможность заблаговременно научиться писать проекты под финансирование со стороны Европейского Союза, что, в свою очередь, привлекло бы внимание ЕС к Украине и было бы еще одним шагом на пути к евроинтеграции нашей страны.

ВМЕСТЕ ИЛИ ВРОЗЬ?

Вступление в Евросоюз поляки считают для будущего Украины наиболее приемлемым вариантом. По их же словам, они чувствуют к нашей стране очень большую симпатию, которая, кстати, только усилилась после оранжевой революции. Революцию же, в свою очередь, поляки считают для нас настоящим прогрессом, а потому она пользовалась огромной поддержкой в Польше, причем не только со стороны властных кругов, но и со стороны простых поляков. Об этом, в частности, шла речь на специальных открытых дебатах «Лицо Украины — культура, политика, тождественность», которые состоялись в Кракове в рамках осенней школы.

Впрочем, по мнению польских политологов, сегодня Украина еще пока не готова к вступлению в ЕС — обычный украинец просто не знает, что значит быть европейцем, а потому особо и не задумывается о евроинтеграции. Более того, сами украинцы в ходе дебатов также говорили, что побаиваются Европы, потому что не знают, как им себя вести в ней, а значит, прежде чем говорить о евроинтеграции, надо вначале на практике увидеть, что же это такое, а Украина пока к этому не очень стремится.

Наверное, именно поэтому и Европа и, в частности, Польша относится к Украине пока что немного настороженно и недоверчиво. Особенно это недоверие проявляется на таможне, которая при пересечение границы «трясет» прибывших с территории Украины особенно яростно. К примеру, вагон нашего поезда «Киев-Варшава» на предмет контрабанды проверяли несколько часов: свинчивали дрелью деревянные панели внутренней обшивки, заглядывали в самые укромные уголки коридора и в подпол, поднимали дорожки, коврики и полки в купе. В итоге был обнаружен целый ящик сигаретных блоков, который при вывозе из вагона... был переполовинен самими же пассажирами: они просто стащили блоки, лежащие сверху, чтобы потом снова продать их полякам. Вот из таких ситуаций как раз и идут истоки польского недоверия, которое, впрочем, поджидает украинцев не только на границе.

По словам польского политолога Петра Кушписа, сегодня украинцам, чтобы преодолеть прежде всего ментальную стену, которой они отделены от Европы, необходимо самим поехать хотя бы в Польшу, чтобы увидеть, как там работает демократия, что делает там власть для простых граждан и как развивается по-настоящему европейское государство. Более того, поляки сравнивают Европу для Украины со своего рода... пирожным, которое просто надо попробовать, чтобы понять, нравится оно тебе или нет. И если не нравится — тогда уж лучше отказаться от него насовсем. Впрочем, как бы там ни было, в Польше считают, что Украина уже давно находится за поворотом, после которого начинается путь в ЕС — и это направление уже не изменить, просто идти по этой дороге украинцы могут еще долго.

Анна ХРИПУНКОВА, «День», Донецк — Краков — Донецк
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ