Впервые с Александром Дмитриевичем мы встретились много лет тому назад, когда он обратился ко мне как к журналисту с просьбой помочь... вернуть похищенную вещь из храма в музей. В селе Штунь Любомльского района крестьяне самостоятельно ремонтировали местную церквушку, памятник архитектуры национального значения. Ремонтировали по своему усмотрению и пониманию: поставили пластиковые окна, изменили конфигурацию купола, а на все упреки относительно того, что разрушают достопримечательность, отвечали: «Пока церковь разваливалась, она никому не была нужна, а мы ее спасаем!» Остапюк пробовал вызвать в село чиновников из области, ответственных за сбережение таких достопримечательностей, а еще сокрушался, что во время ремонта исчезли старые двери из храма, в которых стоял очень интересный замок. В колокольне мы с ним обнаружили большие старинные иконы с осыпавшейся краской, но еще подлежащие реставрации, густо загаженные вездесущими голубями. Молодой священник оправдывался, что он только служит в храме, а ремонтом, дверями, замками ведает община.
Я также попробовала направить в село чиновника «по защите и сохранению достопримечательностей», но как он не ездил пять лет до этого, так не поехал и сейчас. Встреча же в селе Штунь и разговор в Любомльском краеведческом музее, в котором был директором Александр Дмитриевич, оставила незабываемые воспоминания о музейной коллекции. Вот почти целая лодка из мореного дуба по меньшей мере пятисотлетнего возраста, которую добыли на дне Малого Згоранского озера и которой Остапюк особенно гордился, потому что подобных экспонатов, как у него, в других музеях не было. Да и музей сам особенный: его создал Дмитрий Остапюк, отец Александра Дмитриевича. Увлекался историей, всюду, где был, где жил, собирал, коллекционировал ее достопримечательности. Имел частные коллекции по археологии, нумизматике, письменные документы. Объездил все села района. Сам разрабатывал эскизы музейных витрин, а даже должности директора музея не было, считался руководителем кружков... После директором стал Александр, хоть всю жизнь проработал на местном режимном заводе, но изучал историю, собирал предметы старины, принимал участие в многочисленных археологических экспедициях во главе с маститыми археологами. Музею, который создали в Любомле, подарил собственные коллекции серебряных монет ХVII — XX вв., собрание керамических курительных трубок XVII — XIX вв., исторические документы и тому подобное. Благодаря Александру Дмитриевичу в музее созданы коллекции старопечатных изданий и иконописи, резьбы по дереву, металлопластики, церковных описательно-статистических документов. Летописный город Угровск — столица князя Данила Галицкого, урочище «Шопы» около Любомля, городище ХІІІ — ХІV веков в Любомле — раскопки на этих объектах нашего наследия стали не только открытием для науки, но и пополнили его музей сотнями предметов ХІІ — ХІV веков. Он и сам проводит археологические исследования и обнаружил на территории края свыше 50 курганов и десяток поселений разных периодов.
Собственно, рассказывать об экспозиции, фондах музея — дело неблагодарное, потому что длительное. И Александр Дмитриевич, не будучи профессиональным историком, имеет много наград за свой труд. Он лауреат областной премии имени Николая Кудели, «Почетный краевед Украины», в 2015 году ему была присуждена премия имени Героя Украины Михаила Сикорского Национального союза краеведов Украины. В 2013 году получил звание «Заслуженный работник культуры Польши». И я все вспоминаю «штунскую историю»: ради экспонатов для музея он пойдет против авторитетов, чиновников, общества, «черных» археологов. Именно Остапюк много лет отстаивал название в Любомле улицы имени князя Владимира Васильковича, основателя города. Боролся за сохранность дома, где родилась известная артистка Наталия Ужвий. Выступал против застройки на историческом месте в Любомле. Отстаивал право музея владеть найденной на территории края печатью князя Рюрика Ростиславовича — правнука Владимира Мономаха... Благодаря его поступкам, его позиции и жертвенности пополнялся музей, который ежегодно посещают тысячи людей со всего мира.
В Волынском краеведческом музее состоялся творческий вечер Александра Остапюка, на котором он представил некоторые интересные свои коллекции. А знаете, с какого возраста отец начал его приобщать к изучению истории? С шести лет.
— Мы тогда проживали в древней Олице, был 1953 год, — вспоминает Александр Дмитриевич. — В какой-то из вечеров отец повел меня к старому костелу, мы спустились в его подземелье. Там были... забальзамированные останки представителей княжеской семьи Радзивиллов. Отец о них услышал, взял в сельсовете ключи от склепа и меня, первоклассника. Помню, что останки находились в достаточно неплохом состоянии. Мы подсвечивали фонариком... Большая просторная комната под костелом, захоронения уже были ограблены, гробов не было. Помню оторванную женскую голову, с такими красивыми волосами... Рассказывали, что, в первую очередь, надругались над останками советские солдаты, которые зашли в Олику в 1939 году и стояли в княжеском замке. Они же, как известно, уничтожили, сожгли за зиму много картин, даже инкунабулы, а многое грузовиками вывезли в Москву и Ленинград. Потом, когда мы уже уехали из Олики, говорили, что местные вынесли мумии из подземелья на улицу, сажали их около тына, смеялись... А куда они потом исчезли, эти останки, неизвестно.
Потому-то он всю жизнь и «тянет», что может, в музей. Чтобы сохранить и уберечь.