Нынче кобзарское искусство — не такое массовое как шоу-бизнес. Его цель — духовное развитие личности благодаря национальной основе. Но украинцы мало ценят свое родное искусство, о чем свидетельствует хотя бы полупустой концертный зал им. Глинки в Запорожье, где и происходил фестиваль «Хортицкий кобзарь». Организаторы решили провести его к 195-годовщине со дня рождения Тараса Шевченко, а поэтому наличие музыкальных композиции на слова Кобзаря стало обязательным.
Всего участие в нем приняло 42 участника из 13 областей Украины: Винницкой, Черниговской, Ровненской, Харьковской, Черкасской... В связи с современным экономическим положением, участников было намного меньше. Исполнители выступали в двух возрастных категориях — от 6 до 12 лет и от 12 до 16 — и в двух номинациях: бандурист-инструменталист и бандурист-вокалист. Для большинства юных артистов, например, как для восьмилетнего Арсения Титенко из Чернигова, который стал лауреатом І премии и победил в номинации «Открытие года», этот фестиваль был первым. По словам юноши, он ехал сюда, чтобы победить, хотя и понимал, что не всегда всем это удается. Зная о том, что бандурное искусство на Западной Украине более развито, возник вопрос: есть ли разница между исполнительским уровнем на Востоке и Западе?
— Уровень исполнителей почти одинаков и он не снижается, а растет, — считает заслуженный деятель искусств, кобзарь и член жюри Владимир Горбатюк. Это засвидетельствовали выступления юных исполнителей. Кроме песен на слова Тараса Шевченко, бандуристы на одном дыхании исполняли классику Баха, Генделя, современные и яркие «Буги-вуги» и «Цыганочку». Но больше всего привлекала, собственно, украинская песня. Кажется, именно для нее была создана бандура: так же, как росинку для травинки, мужа для жены... Кажется, именно в этом инструменте заложена таинственная разгадка украинской души, бытие нашего народа. А понимают ли это современные украинцы? Возможно нужно, чтобы кобзарское искусство пришло в упадок, чтобы потом броситься на его возрождение? Что там говорить, если в последнее время в Украине работали только два завода в Чернигове и Львове, изготавливающие бандуры. Но теперь — работает только львовский.
— Нынче если бы хотя одного барда можно было воссоздать в Ирландии, они (ирландцы. — Авт.) заплатили бы за это миллионные гонорары. А у нас кобзари есть, они — носители нашей эпической культуры, нашего национального сознания. Это нужно ценить, — сказал народный артист Украины, председатель Национального союза кобзарей Украины и председатель жюри Владимир Есипок.
Смотря на конкурсный азарт юных бандуристов, хочется верить, что они и далее будут распространять это уникальное украинское искусство. По словам пана Есипка, последние всемирные тенденции тяготеют к возврату к народным источникам — популярность народных инструментов нынче растет. А поэтому бандура имеет прекрасные перспективы.
Бандуру очень часто путают с кобзой, хотя это совсем разные инструменты. Определение кобзарей и бандуристов тоже достаточно условно. И только слушатель сам для себя определяет кто перед ним выступает — кобзарь или бандурист.
— Кобзарь — это не значит, что он играет на кобзе. Как правило, все кобзари играли на бандурах, — замечает Владимир Николаевич, — только одиночки владели кобзами, потому что кобза — полулютнеподобный инструмент, полубандура. Кобзарь — это воспитатель народа в патриотических и этических направлениях.
Под занавес фестиваля были объявлены дипломанты и лауреаты конкурса. Так, лучшими и лауреатами І премии отметили Юрия Климця из Ривного, Арсения Титенко, Катерину Симонову из Чернигова и Марию Кочуру из Днепропетровска.
Принимая во внимания юный возраст бандуристов, хочется им пожелать, чтобы они и далее продолжали любить свой инструмент и украинскую песню. А остальное, как говорят, придет.