Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Смерти на КПВВ: что сделать, чтобы их предотвратить

На шестой год российско-украинской войны правительство не организовало государственных медицинских служб для гражданских на пунктах въезда-выезда на Донбассе и в Крыму
29 апреля, 2020 - 19:40
ОЧЕРЕДЬ К БАНКОМАТУ НА КПВВ «СТАНИЦА ЛУГАНСКАЯ» / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫМ ФОНДОМ «ПРАВО НА ЗАХИСТ»

В 2018 году при пересечении линии разграничения через восточноукраинские КПВВ в результате обстрелов или обострений проблем со здоровьем погибло более 50 человек. В течение января-сентября 2019-го — 38 человек и еще шестеро до конца года. Большинство умерших — граждане пожилого возраста.

«Не будем оценивать, большая это статистика или нет. Каждый умерший или умершая — это чей-то родной человек, это бесценная жизнь», — комментирует советник министра по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Инна Голованчук.

Исследователи обнаружили, что в целом первичную медицинскую помощь на КПВВ предоставляли 65869 раз. В течение 2018 г. на КПВВ на востоке Украины кареты экстренной медицинской помощи выезжали 559 раз и 201 раз  — в течение трех кварталов 2019 года.

Правозащитники обращают внимание на то, что война на востоке Украины приобрела длительный характер и долгосрочные последствия становятся все более серьезными, углубляют сегрегацию и разрыв между уровнем качества жизни и доступ к базовым государственным сервисам людей, живущих вблизи линии разграничения и на других контролируемых правительством Украины территориях.

Эксперты считают, что в результате это приведет к увеличению летальности от несмертельных заболеваний, которые просто были запущены и не лечились. А это, в свою очередь, помешает процессам восстановления и развития региона, а также может повлиять на жизнь последующих поколений.

Именно из-за такой статистики Благотворительный фонд «Право на защиту» решил исследовать ситуацию с вызовами доступа к медицине на пяти КПВВ Донецкой и Луганской областей с 2018 г. и в течение девяти месяцев 2019-го.

ПУТНИКИ

Исследователи объясняют, что в большинстве случаев граждане пересекают линию разграничения не по причине трудовой миграции, а чтобы сохранить пенсионные выплаты. 60% людей, которые проходят через линию разграничения, —  это граждане старше 60 лет с хроническими болезнями. «Это пенсионеры, которые едут за своими пенсиями. У них, кроме хронических и запущенных болезней, психологические травмы, которые приводят к нестабильному давления, неустойчивой работе сердца, проблем с уровнем сахара», — говорит правовой аналитик фонда «Право на защиту» Ирина ПЕЦКО.

«Во время пересечения КПВВ у людей начинает возникать страх, провоцирующий обострение. Они видят вооруженных автоматчиков и начинают беспокоиться. Не забывайте, что, отправляясь в дорогу, путники не едят и не пьют, ведь считают, что не смогут в пути сходить в туалет. Так как человек таким образом вынужден себя контролировать, мы часто видим потерю сознания от голода», — добавляет Валерий ПАНТЕЕВ, врач Premiere Urgence Internationale, который работает на линии разграничения. Эксперты отмечают, что смерти и экстренные случаи происходят часто не на КПВВ, а возле него с обеих сторон.

Авторы исследования отмечают, что ненадлежащие условия пути к линии разграничения — еще один фактор риска для украинцев. Только на КПВВ «Станица Луганская» есть социальный транспорт. На других также есть транспортное сообщение, но автобусы там обычно переполнены.

«Пока двери еще можно закрыть, водители будут ждать людей. Наши мониторы видели, как таким образом травмируются пассажиры», — рассказывает Ирина Пецко.

В то же время пассажиры часами стоят зимой в очереди, чтобы пересечь линию разграничения, что не прибавляет им здоровья.

По данным международных организаций, чем ближе к линии разграничения, тем сложнее получить доступ к медицинским услугам. 58% семей, живущих в 5-километровой зоне вдоль линии разграничения на подконтрольной территории, не имеют доступа в больницы. А нехватка медиков, которые уже давно покинули восточную Украину в поисках безопасного места или лучших возможностей, еще больше обостряет проблему. Международный комитет Красного Креста напоминает, что граждане, умершие в результате утраченной инфраструктуры и оттока медицинского персонала, признаются косвенными жертвами вооруженного конфликта.

Результаты исследования показали, что лишь на одном из пяти КПВВ медицинскую помощь гражданским оказывают представители Нацполиции и Государственная служба по чрезвычайным ситуациям (ГСЧС). У остальных эти функции уже более шести лет выполняют неправительственные международные организации и волонтеры, в частности Premiere Urgence Internationale и Общество Красного Креста.

Впрочем, как отмечает Ирина Пецко, палатка ГСЧС обычно размещается вблизи КПВВ. В случае на КПВВ «Марьинка» — в 1 км от самого пункта.

«В критической ситуации расстояние играет решающую роль. Когда происходит трагический случай около линии разграничения, пограничник по рации сообщает о происшествии в штаб, и только тогда дежурный по мобильному телефону вызывает «чрезвычайника» на помощь», — объясняет Ирина Пецко.

Эксперты отмечают, что медицинских служб на КПВВ не предусмотрено, потому что сами пункты формировались с максимальным приближением к форме и виду контрольных пунктов на границе Украины. А там нет отделов медпомощи.

Кроме того, исследователи жалуются, что реформа первичного звена медицинской помощи и процессы децентрализации не учли работы КПВВ во время вооруженного конфликта.

«За счет государственного бюджета первую медицинскую помощь можно получить, если пациент заключил декларацию с врачом. Сам врач должен работать в учреждении, которое соответствует ДБН и требованиям. Но ситуация с реформой условно выглядит так: когда на КПВВ происходит критический случай и человеку нужно сделать непрямой массаж сердца, врач говорит: «Подождите, мы еще декларацию не подписали, без нее я не получу заработную плату»», — объясняет аналитик Ирина Пецко.

В Национальной службе здоровья говорят, что палатки, где работают врачи, не соответствуют требованиям, а значит с ними невозможно заключить договор и финансировать.

Авторы исследования напоминают, что органы местного самоуправления по реформе децентрализации должны определять потребности местного населения, включая миграцией, и формировать сеть учреждений здравоохранения. Однако вблизи КПВВ мало сформированных органов местного самоуправления.

«Часто есть обычное село, но в нем нет ни сельсовета, ни председателя. Таким населенным пунктам хотя бы свои базовые потребности удовлетворить», — комментирует Ирина Пецко.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА

В то же время у украинцев, пересекающих пункты пропуска на границе и отдельно на КПВВ, разные потребности. Именно поэтому пора комплексно урегулировать вопросы работы КПВВ, которые бы учитывали потребности граждан.

«На КПВВ в зоне конфликта нужно предоставлять медицинскую помощь в комплексе — домедицинскую, медицинскую и экстренную. Для этого нужны различные навыки. Бывают случаи, когда помощь нужно оказывать двум людям одновременно. Более того, часто помощь необходимо оказывать на «нулевке», а следовательно врачам нужен транспорт, поскольку расстояние КПВВ между въездом до «нуля» достигает четырех километров», — объясняет Валерий.

Правозащитники отмечают, что обеспечивать доступ к медицине на КПВВ за бюджетные средства —  ответственность государства, в соответствии со ст. 49 Конституции. Норма Основного закона гласит, что именно оно должно создавать условия для эффективного и доступного для всех граждан медицинского обслуживания. А для этого, по убеждению авторов доклада, необходимо урегулировать статус КПВВ, унифицировать перечень услуг и сервисов, которые там предоставляются, четко определить балансодержателей КПВВ и порядок их финансирования. Кроме того, необходимо будет усиливать технический и кадровый потенциал сети станций экстренной медицинской помощи.

«Государство должно не только воздерживаться от умышленного лишения человека жизни, но и соблюдать положительное обязательство защищать жизнь человека от посягательств третьих лиц или от риска болезни, которая может привести к смерти», — отмечают в благотворительном фонде.

Такая же ситуация с необеспечением медпомощью остается на КПВВ «Каланчак» и «Чонгар» на админмежах с временно оккупированным Крымом. Там нет круглосуточной медицинской помощи.

По данным мониторингового доклада Минреинтеграции и Представительства президента в АР Крым, на КПВВ «Чонгар» находится представитель Международного комитета Красного Креста. Впрочем, тот по причине неурегулированного юридического статуса временных сооружений на КПВВ работает в помещении «Новой почты». У него также нет необходимого минимального набора медикаментов. На КПВВ «Каланчак» медицинские работники во время мониторингового визита отсутствовали вообще.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Эксперты предлагают либо предусмотреть в медицинской реформе исключения для работы медиков на КПВВ, либо определить ответственного балансодержателя КПВВ, который будет финансировать медицинский пункт.

В то же время они предлагают разработать альтернативный порядок доступа к первичной медицинской помощи на КПВВ за государственный счет, но за пределами алгоритма, введенного медицинской реформой: «пациент — право на медицинскую помощь — терапевт — медицинское учреждение».

Содержательный доклад правозащитников привлек внимание Министерства по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий. По словам советника министра Инны Голованчук, разработка нового вида медицинской помощи на КПВВ — общая задача Минреинтеграции и Национальной службы здоровья. На следующей неделе должны состояться встречи по наработке изменений. Минреинтеграции планирует также по каждому пункту рекомендации правозащитной организации разработать план мероприятий.    

Николай МИРНЫЙ, журналист издания ZMINA, для газеты «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ