В условиях стремительного роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги и ограничения доходов населения жилищные субсидии стали основным видом социальной помощи, которой пользуются более половины семей. Конечно, было бы лучше, если бы получаемые зарплаты и пенсии давали возможность самостоятельно полностью оплачивать стоимость этих услуг, но...
Еще в 1995 году правительство приняло государственную программу предоставления субсидий, в основе которой лежит Положение «О порядке назначения и предоставления населению субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг». С того времени в него неоднократно вносились изменения, большинство из которых было не на пользу населению, потому что устанавливало более жесткие критерии, по которым определяется право семей на получение субсидий. Это при том, что положение и до этого содержало некоторые пункты, не учитывавшие наши социально-экономические реалии, в первую очередь, задержки выплаты зарплаты и скрытую безработицу. Так, при определении совокупного дохода семьи учитывается начисленная, а не выплаченная зарплата, и семья теряет право на субсидию (вспомните вынужденные простои предприятий и отпуска без сохранения заработной платы).
Чтобы получить субсидию при наличии долгов за жилищно- коммунальные услуги, вы должны взять обязательство погасить долг в течение 6 месяцев (почему- то правительство встречное обязательство по погашению за этот же срок долгов по зарплате и социальным выплатам на себя не берет) и одновременно регулярно выплачивать текущие платежи (интересно, из каких средств, если зарплата выплачивается с большими задержками?).
К положительным изменениям можно отнести только принятие единой методики расчета совокупного дохода семьи для всех видов социальной помощи и восстановление права на субсидию гражданам, у которых закончился срок получения помощи по безработице, но они остаются нетрудоустроенными. В то же время, если один из членов семьи не работает — это при нашем-то уровне безработицы — и не зарегистрирован как ищущий работу, то субсидия не назначается.
Законное удивление вызывает метод расчета дохода семьи. Вы должны задекларировать и подтвердить свои доходы (не забудьте, что вас проверят по налоговой декларации), в том числе и носящие нерегулярный характер, за предыдущие 6 или 12 месяцев. А кто даст гарантию, что и в последующий период, на который назначена субсидия, вы будете получать такие же доходы? Вам также обязательно нужно принести справку о размере или отсутствии дивидендов по акциям (кто эти дивиденды видел?), поездка за которой на нашем самом дешевом в мире общественном транспорте, возможно, будет стоить в несколько раз больше, чем сами дивиденды. Непонятно, почему при этом не учитываются проценты по вкладам или депозитам в банках? Очевидно, Кабмин считает, что вкладчики банков за субсидией не пойдут.
Но еще более жесткие условия предоставления субсидий были введены в феврале этого года, наверное, с учетом того, что после последнего повышения тарифов очередь за помощью станет большей, и нужно сократить количество претендентов. Отныне субсидия не будет назначаться, если семья имеет в своем владении или пользовании более одного жилого помещения или дом (раньше в этом случае субсидия назначалась только на одно жилье); если один из членов семьи сдает жилое помещение в наем или аренду (бедные пенсионеры, которые пытались хоть таким образом получить небольшое дополнение к мизерной пенсии); если один из членов семьи имеет в своем владении автомобиль, которому не более 10 лет. По-видимому, для нашего чиновника мерилом богатства являются не получаемые доходы, не счет в банке, на проценты которого можно безбедно существовать, а вторая квартира, домик в сельской местности, старый автомобиль. доходы (полученные, а не начисленные) дают им право на субсидию, могут ее получить. Если же учесть еще и количество времени, которое нужно потратить на сбор справок и оформление субсидии, то становится понятным, что широко разрекламированная программа предоставления жилищных субсидий нуждается в как можно более скором дальнейшем совершенствовании. Поэтому правительству нужно или провести коренную реформу оплаты труда, или внести в упомянутое положема действительно стала программой государственной социальной Ведь таких у нас большинство.