Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Собственный способ изменить мир»

«День» пообщался с основательницей одесской молодежной организации Hub Volunteer Service* Анной Бондаренко
9 декабря, 2016 - 12:12
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

Сегодня в Украине за словом «волонтерство» крепко закрепилась ассоциация с волонтерством военным. Но есть у него и другая сторона, о которой «День» общался с Анной БОНДАРЕНКО — основательницей одной из наибольших в Украине волонтерских организаций Hub Volunteer Service. Идею волонтерства Анна привезла из Соединенных Штатов и успешно реализовала в своем родном городе — Одессе. За это время, волонтеры организации успели помочь в реализации многих социальных проектов: возобновляли одесский Зеленый театр, который этим летом стал главной площадкой для разнообразных мероприятий в городе; проводили научные пикники; организовали литературный конкурс «БЛОК»...

Кроме того, Анна несколько лет подряд была одним из организаторов «Вишиванкового фестивалю», где волонтеры тоже были одной из основных движущих сил.

— Сначала мы это делали для семидесяти человек, потом для ста восьмидесяти, потом для трехсот, — вспоминает Анна. — Я очень хорошо помню фестиваль 2014 года. Я тогда была заместителем руководителя оргкомитета. Такой энергетики не было ни на одном фестивале ни до, ни после того года. У нас тогда было 100 волонтеров, мы ожидали огромное количество людей. Был период, когда все очень боялись. Помню, как проводила инструктажи для волонтеров, и на каждом из этих инструктажей посвящала 10—15 минут технике безопасности. Что мы только не придумывали, например, договаривались: «Если кто-то начинает кричать что-то плохое — мы начинаем петь Гимн Украины, чтобы их заглушить». Самое интересное, что это был первый год, когда «Вишиванковий фестиваль» прошел так легко. Все понимали, что этим занимается патриотическая молодежь, а не какая-то политическая партия и главное — все понимали, ради чего молодежь это делает. Тогда мы объединились, чтобы показать, что, невзирая на тяжелую ситуацию в стране, мы ее любим, мы ради нее работаем и нам нужен был этот праздник, чтобы выдохнуть и немного подумать о том, для чего мы вообще живем в Украине.

«ПОЯВИЛОСЬ ЖЕЛАНИЕ ОТВЕЧАТЬ НА ДАВЛЕНИЕ МИРНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ»

— Именно в это время возникла идея Hub Volunteer Service?

— До Майдана мы работали с волонтерами, и это было очень весело. Ведь фестивальное волонтерство — это всегда о веселье, об отдыхе. А вот именно во время Майдана наши волонтеры стали думать о том, что очень хочется помочь, но никто не знает как. Очевидно, что можно дать деньги, спальник, чайник. Других вариантов помощи найти не получалось. И когда давление становилось сильнее, появилось желание отвечать на него, но какими-то мирными действиями. Именно тогда зародилась идея заняться волонтерством в правильном смысле этого слова. Особенно интересно было это реализовывать среди студенчества, ведь я тогда училась в Юридической академии. И из нашего университета регулярно привозили студентов на «антимайдан» за деньги. Мне было интересно, почему они это делают. Одни ехали в Киев «отдохнуть на 600 гривен», другие — искренне верили, что делают правильно. А были такие, что сначала ехали на «антимайдан», а затем оттуда убегали на Майдан настоящий. Тогда возникал какой-то когнитивный диссонанс. С одной стороны — люди, понимающие, что и как нужно делать. А из другой — просто какой-то странный мир людей, с которыми ты находишься в разных плоскостях. Именно тогда появилось желание этих людей «привести» в свою плоскость, достучаться, начать диалог не с конфликта. Так появилась первая идея Hub Volunteer Service.

— Но до этого что-то о волонтерстве ты уже знала?

— Я начала заниматься волонтерством в  Америке. Жила в приемной семье, и эти люди не видели своей жизни без волонтерства. Так получилось, что они вовлекли и меня. В рамках программы, по которой я ездила в США, каждый студент должен поработать волонтером минимум 20 часов в год. Потом мне понравилось. Я попробовала много разнообразных видов волонтерства: присматривала за животными, помогала клеить костюмы для парада, была гидом исторической реконструкции «Золотая лихорадка», помогала на разнообразных церковных мероприятиях, учила детей русскому языку. Когда я вернулась в Одессу, у меня не было варианта прекратить заниматься этим.

«СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ ДОМ НЕ ЗАГОРЕЛСЯ»

— Кем были первые участники твоей организации?

— Их было 40, и в основном, это были волонтеры «Вишфесту». Мы долго обсуждали эту идею. Хотели решить, как будет лучше. Для нас важно было донести до людей подход, в котором первичным является  не цель, а сам процесс. У нас все привыкли, что пожар нужно тушить сейчас, пока дом не сгорел. Нашей же целью было сделать так, чтобы дом не загорелся. Мы решили, что каждый волонтер должен иметь систему поощрения, и для этого создали систему баллов. Когда человек набирает баллы, и потом может получать бонусы. Эта система давала ощущение нужности и причастности, даже тем людям, которые не совсем понимали, зачем нужно волонтерство, но которые очень хотели, например, бесплатно учиться. Мы создавали свое сообщество также путем каких-то обсуждений, когда важно было не просто прописать проект, а обсудить определенную проблему, например, почему детям-сиротам не нужно покупать подарки, а нужно приехать и пообщаться с ними.

— Для волонтерства в этом смысле не нужно много финансов, правильно?

— Сначала для реализации социального проекта, в принципе, не нужны финансы. Вообще, существует два подхода к реализации социальных проектов. Первый вариант — написать проект, направиться на грант, получить деньги и начать что-то делать. Это стандартная схема. Другой способ — разработать проект, найти команду и привлекать финансы точечно. Мы отталкиваемся от второго принципа. Поэтому редко подаемся на гранты, ведь они очень ограничивают. Намного проще, когда человек придумал свой способ спасти мир, понял, что ему для этого нужно какое-то количество ресурсов и сам нашел и привлек их.

«МЫ МОЖЕМ НА ЧТО-ТО ВЛИЯТЬ»

— Как изменился твой мир за эти несколько лет?

— Колоссально. Мне кажется, он перевернулся с ног на голову. Очень странно думать о жизни, которая была три-четыре года тому назад. В настоящее время я руковожу огромной организацией, у меня удивительная команда — волонтеры, которые параллельно успевают еще и учиться, и работать. Неожиданно оказалось, что мы можем на что-то влиять. И это ощущение очень изменяет изнутри. Новые волонтеры к нам приходят с перепуганными глазами, а затем делают свой первый проект и понимают, что они могут. Они становятся уверенными. Это очень важная вещь, когда ты внутри чувствуешь силу, которая больше тебя самого. Знаешь, даже тот факт, что мы стали оценивать события по шкале от измены к победе — это уже изменения, раньше такого критического мышления почти не было. И самое главное — мне кажется, что эти изменения необратимы.


 *Hub Volunteer Service — одесская волонтерская организация, которая помогает в реализации многих социальных проектов: восстановлении Одесского зеленого театра, проведении научных пикников и тому подобное; основала литературный конкурс «БЛОК»

Кристина ПЕТРЕНКО, Одесса
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ