На сцене Балтийского драматического театра в польском городе Кошалин была показана «Солодка Даруся» Ивано-Франковского областного академического театра. Это событие проходило в рамках XX юбилейного фестиваля «Дни украинской культуры в Польше».
Фестиваль с сорокалетней историей каждый раз становится творческим событием для двух стран, ведь его цель — репрезентация современной украинской культуры во всех ее составляющих, в первую очередь, для украинцев, живущих в Польше. Благодаря усилиям Петра Тима (Председателя объединения украинцев Польши) фест старается формировать другие стандарты восприятия украинской культуры, которая, к сожалению, до сих пор ассоциируется больше с «гопачно-шароварным» или «вышиванково-песенным» репертуаром, чем с модерным искусством. Непостижимо, но эти стереотипы активно поддерживаются нашей страной, поскольку на Западе в основном пропагандируется Украина формата XIX века, а не ХХІ.
Спектакль «Солодка Даруся», созданный режиссером Ростиславом Держипильским по одноименному роману Марии Матиос, организаторы фестиваля выбрали сразу же после просмотра, потому что, по их мнению, он полностью органичен для европейской сцены, может в корне изменить мнение о современном театральном искусстве Украины. «Солодка Даруся» иванофранковцев, которая за неполные три года своего существования уже пять раз с аншлагами демонстрировалась в Киеве, а также пересекла океан и побывала на гастролях в Канаде, в этот раз дебютировала в Польше («День» уже писал, что в середине июня в Польше был показан спектакль «Нация»). Директор Балтийского драматического театра Здислав Деребецки предложил директору Ростиславу Держипильскому в следующем сезоне сделать обменные гастроли между двумя театрами.
А досадным недоразумением (или демонстративной позицией) можно считать отказ Министерства культуры и туризма Украины финансировать поездку театра на фестиваль, аргументируя это бюрократически-формально «неправильно оформленными документами», да и без того частыми поездками за пределы области»...
— После поездки в Кошалин, где прошло уже 78 спектаклей «Солодкої Дарусі» начиная с премьеры, я, возможно, как никогда раньше, почувствовала всю глубину того, когда ты гордишься своим государством и за государство обидно до слез, — сказала писательница Мария Матиос. — Потому что в то время как польский зритель 15 минут стоя аплодировал актерам Ивано-Франковского театра, в Украинское посольство в Польше пришла телеграмма из нашего Министерства культуры и туризма с сообщением «о невозможности приезда театра по причине финансовых трудностей»... Но невзирая ни на что, когда я смотрела со сцены в зал, то чувствовала в себе гордость, потому что устами 25-летних актеров говорила Украина! И 450 зрителей аплодировали нашей стране. И одновременно меня переполняла ярость, потому что не понимаю, как можно быть такими непрофессионалами, чтобы не промониторить интернет (а он изобиловал сообщениями), чтобы не поднять телефонную трубку и не поинтересоваться, что Ивано-Франковский театр в это время делает: грибы в Яремче собирает или защищает авторитет страны? И почему поездку государственного театра на фестиваль под патронатом президентов двух государств в последний день должно финансировать частное лицо, как это благородно сделал Ян Табачник, узнав из прессы о скандале вокруг поездки? Интересно, что должны были делать поляки в переполненном зале, если бы спектакль отменили? Митинг? А ведь это потраченные ими средства на рекламу в печати, афиши и так далее. Я очень хочу спросить об этом нашего «культурного министра», и я это сделаю непременно, ведь он, между прочим, куратор Ивано-Франковской области от правительства. Минкульттуризма не вложило ни копейки ни в одну поездку театра за пределы области! А театр сейчас имеет много гастрольных предложений, как из Украины, так и из-за ее пределов. Благодаря Богу, иванофранковских актеров поддерживает облгосадминистрация. Но у области нет таких возможностей, как у министерства. Кто об этом должен думать? Ведь не секрет, что нынешняя гастрольная жизнь в Украине почти умерла, что все областные театры живут в своих «гетто», не имея возможности выехать за пределы области. Так о какой модерной культуре мы можем говорить? Как можно разглядеть украинских Гротовского или Някрошюса, если так безответственно относиться к людям искусства?