В воскресенье в Академическом театре имени Леси Украинки состоится зрелище, для этих стен весьма непривычное — со своим моноспектаклем «Есть ли жизнь на Марсе?», в рамках фестиваля «Киев майский», выступит Петр Мамонов.
О нем уже много было сказано в свое время. Основатель легендарной рок-группы «Звуки Му», отщепенец бурной эпохи восьмидесятых, живая статуя, сбежавшая с постамента соцреализма, Петр Мамонов и поныне лягает на сцене невидимых чертей. Но, странное дело — его явно анахроничные пляски не вызывают ни насмешки, ни сострадания. Нынешний зал — все равно подвластен ему. Театр Предлагаемых Обстоятельств начинается с вешалки. Театр Мамонова — с храпа чудовищ. В каждую эпоху главный шут московского альтернативного искусства выбирает новую роль; в последние годы играет в затворника. Ни концертов, ни гастролей — в Москве его афиш ныне не доищешься, за исключением все той же «Жизни на Марсе» в репертуаре Театра имени Станиславского.
Что до Украины, то, собственно, упомянутый спектакль будет первой встречей с Мамоновым за довольно долгий срок. Спектакль, надобно сказать, странный, хотя и выразительный до истерики — как все, что делает наш гость. От своего литературного источника — чеховского рассказа «Предложение» — это зрелище довольно далеко. То, что произносит и поет Мамонов, включает в себя целый ряд инородных текстов. Но странности марсианской жизни на этом не исчерпываются. По большому счету, всеми своими «штуками», всеми доступными, а подчас и недопустимыми приемами Мамонов вскрывает Чехова, словно волшебный кувшин консервным ножом — и в итоге Антон Павлович, и его водевильные герои оказываются тоже преизрядными штукарями. Для здоровья это, кажется, не вредно, хотя и удивить может. А все вопросы (эта рекомендация касается театральных традиционалистов, в особенности преклонного возраста) лучше опустить. Что уж тут поделаешь, коли «мама сделала меня таким, какой я есть». Петр Николаевич слишком хорошо знает, что ощущают окружающие, когда он открывает рот.