Моисей, который водил свой народ сорок лет по пустыне, ожидая пока умрет поколение рабов, знал, что делает. Чтобы 90% украинцев почувствовали себя европейцами, украинцами по духу, людьми, которые никогда на выборах не продадутся за килограмм гречки, — может, и действительно надо, чтобы прошло сорок лет. И столько же, по-видимому, надо для того, чтобы восток и запад наконец объединила одна национальная идея, пишет в своей авторской колонке на сайте www.obozrevatel.com.ua Юзе ОБСЕРВАТОР.
А пока что мы, хотя и живем в независимом государстве, продолжаем находиться в неволе. Потому что неволя, потеряв свое физическое состояние, не исчезла из нашего сознания, мы и далее продолжаем быть невольниками, но теперь мы уже в рабстве духовном. Эта духовная неволя еще более страшная, потому что не трогает такого количества населения, как это было во времена физической неволи, а ощутима только для тонкой прослойки людей, которые не дали себя усыпить иллюзиями. Духовное рабство проникает в нашу кровь легко и непринужденно, не побуждая к действию, а скорее содействуя сладкому сну целой нации. В этом вселенском сне мы видим только то, как были в неволе, но вышли из нее, заплатив миллионами жертв. И в этом наша гордость.
На какой-то момент мы очнулись от долгой спячки. Пробуждение страны хотя и медленно, но продвинулось с запада на восток. Уже Центральная Украина не та, что была пятнадцать лет назад. Уже и Сумщина и Херсонщина не те. Мы встрепенулись, вырвались на Майдан, сыграли прекрасный, фантастический, гениальный спектакль под названием «Оранжевая революция» и... опять окунулись в теплую и уютную дремоту. Мы так быстро проиграли Майдан, что не успели и возмутиться, а вскоре смирились с этим поражением и теперь только ожидаем: а что же будет дальше?
Одни надеются на то, что Президент наконец одумается и, не согласившись на роль мячика, который пинает премьер, наконец ударит по столу и разгонит парламент, разгонит правительство, назначит новые выборы... Другие считают, что надо еще подождать. Не так уже все плохо складывается для нашей окончательной победы. Пришествие «донецких апостолов» не увенчалось раем на земле. Хотя обещано было много, а жизнь для широких масс населения становится все более сложной и более тяжелой.
Я понимаю, что электорат Януковича не читает демократической или там оппозиционной прессы, не интересуется, с чего складывается новый бюджет страны, а поэтому и не видит, как его жестоко обманули. Не знает, что правительство на свое содержание заложило на 47% больше расходов, чем в прошлом году. Сыпнуло от щедрой руки миллионы на различные туманные инвестиционно-инновационные проекты без лишних уточнений — кому, сколько, за что. Пять миллиардов бросило на поддержку загнивающей угольной промышленности. А тендер на освоение этих средств получили кто? Фирмы Ахметова. Кто сказал, что у нас достаточно банков? И вот всплывает новый проект для товарища Мороза — Аграрный банк. А для создания уставного фонда выделено 60 миллионов. Благодать. Это вам не 30 сребренников. Свободные экономические зоны опять воспрянули духом. Отставные таможенники и налоговики, которые пострадали от преступного оранжевого режима, уже опять при деле. Потекли денежные ручейки, как в старые времена, опять в Киев.
Конечно, донецкий шахтер или запорожский металлург этого всего не знают. Но есть вещи, которые никого из нас не обманут. Есть вещи, которые зацепят всех, — и сознательных украинцев, и несознательных малороссов, и оранжевых, и бело-голубых. Но самый чувствительный удар от нового бюджета потерпит именно электорат Партии регионов и коммунистов. Закон о детях войны тихо лег под сукно, пенсионный фонд уменьшен, втрое для крестьян повысилась плата за землю, а НДС им уже не будут возвращать, как раньше, налог на доход для физических лиц вырос на 2 процента, оплата жилищно-коммунальных услуг также выросла. Еще не наступила суровая зима, а во многих городах на востоке и юге люди мерзнут и живут без воды... Что еще нужно для того, чтобы сторонники донецких открыли глаза? До какого предела способно растягиваться их терпение? Сколько будет продолжаться эта слепота? А если премьер однажды скажет: «А завтра мы вас будем вешать«, то где гарантия, что кто-то не поинтересуется: «А веревки с собой приносить или будут раздавать?»
Опять слышны призывы к новому Майдану. Но кто на этот раз станет нашими вождями? Кому верить? Когда я сейчас вижу наших искренних патриотов, которые еще пятнадцать лет назад, выступая на митингах, были в стоптанной обуви и протертых штанах, душа радуется! Дорогие костюмы, люксовые авто с персональными водителями, фирменные часы и дорогие мобилки на поясе — это, собственно, то, к чему они и стремились. Из малоимущих дядей, из серых мышек они превратились в соль земли. Открыли свои магазинчики, фирмочки, ресторанчики, обновили престарелых жен, устроили бывших... Они — элита. Им далеко до олигархов, нефтегазовых магнатов, но и так они на высоте. Им этот сон, в котором погряз наш народ, как манна небесная, и они делают все для того, чтобы он и далее продолжал спать и не дай Бог не просыпался. Зачем им новый Майдан?
«В прошлом у нас так часто менялись правители, которые не исповедовали нашей религии и не знали нашего языка, что мы привыкли слепо всем повиноваться и жить в стороне от политики, — писал в прошлом веке сицилийский писатель Томази ди Лампедуза. — Это был единственный способ уберечься и от византийских сборщиков налогов, и от арабских эмиров, и от испанских вице-королей. Но сейчас это уже вошло в нашу кровь. На Сицилии совсем не имеет значения, как вы действовали, — хорошо или плохо; единственный грех, который мы никогда не прощаем, — это сам факт деяния. Мы такие же белые, как и сама английская королева, но нас считают колонией. Я говорю это не для того, чтобы пожаловаться, нет, это — наша вина. Просто мы уже ужасно устали от этого.
Сна, сна и сна — вот чего желают сицилийцы. Покой — это единственное, к чему стремятся сицилийцы. Когда мы задумываемся, то только для того, чтобы погрузиться в нирвану. ОТСЮДА И ВСЕВЛАCТИЕ, КОТОРЫМ ПОЛЬЗУЮТСЯ У НАС ОТДЕЛЬНЫЕ ЛИЦА, ТЕ, КОМУ УДАЛОСЬ ОТКРЫТЬ ОДИН ГЛАЗ. Отсюда и то знаменитое отставание на целое столетие в нашей художественной и умственной жизни. Новинки интересуют нас только тогда, когда они уже мертвы и не в состоянии побуждать кого-либо к деятельности. Отсюда также и это удивительное явление — создание в наши времена мифов, которые годились бы для почитания, но которые являются не чем иным, как попыткой опять окунуть нас в прошлое, тем более привлекательное для нас, что оно давно уже мертвое».