Фотограф Зоя ШУ впервые участвовала в фотоконкурсе «Дня» не так давно, в 2019 году — и победила, получив Приз призов «Золотой День». Ее щемящая социальная серия «После плена» в 2019-ом стала и обладательницей зрительских симпатий. Она поразила и запомнилась многим, в частности и коллегам Зои — фотографам. В этом году на выставке «Дня» 2020-2021 представлены ее серии фотографий, также важных не только в художественном, но и еще больше в социальном аспекте. Идет речь о проекте «Целостность», посвященного боевым ранам защитников Украины (серия получила награду от Университета имени Альфреда Нобеля и очень много одобрительных отзывов коллег), частью которого является серия «Всегда рядом», посвященная проблеме без вести пропавших защитников Украины и тому, как их родные добиваются поиска своих самых дорогих людей.
Раньше «День» сообщал, что за весь период аннексии Крыма и вооруженного конфликта на востоке Украины, по данным УВКПЧ, пропало от 865 до 1467 лиц. ОО «Мирный берег» наводила другие цифры: среди 1288 пропавших без вести лиц с обеих сторон от линии столкновения — 1135 гражданских лиц, среди которых 30 детей и 115 женщин. Как насильственные исчезновения рассматриваются случаи похищения людей из дома, на блокпостах, исчезновение после боя или после того, как они были взяты в плен, в заложники, а также исчезновения при неустановленных обстоятельствах.
ЦЕЛЬНОСТЬ / ФОТО ЗОИ ШУ
Дополнительно к личной трагедии родственникам без вести пропавших придется иметь дело с настроенными бюрократическими процедурами и неэффективным законодательством. Но наибольшая проблема в поиске пропавших людей — это отсутствие общей базы данных, писал «День». Зоя Шу не только сфотографировала, но и написала о своих героинях — мам без вести пропавших украинских защитников. Ее материал «Каждая мама ведет свое собственное расследование» «День» публиковал в двух частях: «Каждая мама ведет свое собственное расследование» и «Каждая мама ведет свое собственное расследование» - часть вторая
А на торжественном открытии фотовыставки «Дня» мы имели возможность пообщаться с героями проекта Зои Шу и фотографии Марии Семенченко.
СЕРИЯ ВСЕГДА РЯДОМ / ФОТО ЗОИ ШУ
«НАС НЕ СЛЫШИТ ВЛАСТЬ И СОЦИУМ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ НАШУ ПРОБЛЕМУ»
«У нас объединение, целое движение родственников ребят, которые пропали без вести. Мамы живут в разных городах, и мы общаемся с ними все время, встречаемся. За годы войны мы приложили очень много усилий, чтобы сдвинуть процесс поиска пропавших без вести. Потому что у нас, к сожалению, очень сложная ситуация. Нельзя прославиться на нашей беде, потому нас не очень все воспринимают, хоть мы обращались во все инстанции, - рассказывает Татьяна Ивановна МЕЛЬНИК (девичья фамилия Коновалова), которая добивается поисков своего брата Юрия Ивановича Коновалова. - Проводим акции по городам Украины, потому что люди не знают, что есть такое явление вообще - что у нас есть ребята, которые не вернулись, и вообще неизвестно, где они. К сожалению, мы не находим пока что понимания. В 2018 году был принят Закон «О правовом статусе лиц, пропавших без вести», но он не работает. И мы ходим в Верховную Раду, в Офис Президента, в Кабмин – везде. К сожалению, очень сложно продвигается дело, потому что нет политической воли решать этот вопрос».
«У нас беда очень большая, – добавляет Людмила Степановна БЕЛЕНЬКАЯ, мама Романа Беленького, пропавшего, как и Юрий Коновалов, во время выхода из Иловайска. - Нас не слышит власть, а еще хуже - когда общественность, социум не может себе представить, что государство так может игнорировать семьи тех, кто воевал, защищал, с ними случилась такая беда – плен. Много лет фактически не установлено место их пребывания, семьи их ищут. Информация поступает из разных источников, порою она подтверждается, но ни СБУ, ни МВД не реагируют. Людей нужно искать, это конституционная задача государства – обеспечить человеку, который защищал государство, возможность быть найденным и возвращенным!»
СЕРИЯ ВСЕГДА РЯДОМ / ФОТО ЗОИ ШУ
ПРОПАВШИЙ БРАТ – ЮРИЙ ИВАНОВИЧ КОНОВАЛОВ
Татьяна Мельник рассказывает о своем брате: «Он воевал в батальоне «Донбасс» добровольцем, пошел еще в июне 2014 года. Взрослый человек, на тот момент ему было 54 года. Преподаватель экономического университета. Еще со школы национально настроен, потом был в Народном Рухе Вячеслава Черновола, и когда были выборы 2004 года работал в избирательной комиссии в Донецкой области. Он всю жизнь отстаивал украинскую историю, культуру, музыку, доносил это до людей, пел и нас всех учил. На всех праздниках, когда мы собирались вместе, мы всегда пели украинскую народную песню, колядку, мы слушали классическую музыку – Веделя, Бортнянского, он нас всех просвещал».
«Он даже в армии не служил, но просто не мог быть безразличным и потому пошел воевать. В принципе, физическая подготовка у него была, потому что он спортом занимался – альпинист, горный спаситель. Поэтому он может в любом месте обустроить стоянку, оказать медицинскую помощь, успокоить, его очень ценили друзья и побратимы, – вспоминает пани Татьяна. – Но случилась такая беда, что 29 августа 2014 года во время выхода из Иловайска много людей пропало. До сих пор мы пытаемся добиться правды. Потому что мы знаем, что, возможно, не все, но некоторые из наших ребят точно живы и они находятся в плену в разных местах. К сожалению, я не знаю местонахождения брата, но есть свидетельства людей-поисковиков, которые с 2015 года мне говорят, что он тоже в плену. Он человек целостный, сломать его очень трудно. Мотивированный человек, надеюсь, ему хватит сил и здоровья, чтобы вернуться».
СЕРИЯ ВСЕГДА РЯДОМ / ФОТО ЗОИ ШУ
«К сожалению, к нашим словам и данным, которые у нас есть, не очень прислушиваются. У нас есть мамы, которые сами ездили на временно оккупированную территорию, проводили там собственное расследование, опрашивали свидетелей. Но эта информация будто утопает – отдаешь ее куда-то в государственную структуру, и она исчезает, – возмущается пани Татьяна. – Нам говорят, что мы сумасшедшие. Но мы держимся вместе, друг другу помогаем. И мы не устанем, мы будем идти дальше».
ПРОПАВШИЙ СЫН – РОМАН ВАСИЛЬЕВИЧ БЕЛЕНЬКИЙ
«Я киевлянка, мой сын Роман Васильевич Беленький, боец полка «Азов», в плену восьмой год, тоже пропал после Иловайска», – рассказывает Людмила Беленькая.
«Я пересматривала фотовыставку и меня поразили фото Зои Шу. Я очень благодарна этой молодой женщине и ее маме. Мало вырастить ребенка, а заложить внутренне такой огромный потенциал любви к государству, к земле, к людям, научить сопереживать! И еще этот талант от бога – суметь поймать момент, чтобы можно было так заострить на том фото боль человека, а потом эту боль передать нам, чтобы мы могли так же сопереживать, – отмечает Людмила Степановна. – Я сегодня не только плакала, но и очень радовалась тому, что есть такие люди, которые могут показать общественности, насколько все это болезненно – для нас, для семей, для мам в частности. Хочу поблагодарить фотографов».
КЛАДБИЩЕ ВРЕМЕННО НЕУСТАНОВЛЕННЫХ ЗАЩИТНИКОВ / ФОТО ЗОИ ШУ
«Моему сыну 27 лет, он юрист, воевал в «Азове», был разведчиком и попал в плен раненым. Я знаю, что это были тяжелые ранения. Сегодня я смотрела серию фотографий Зои Шу «Целостность» с ранениями и пыталась представить тело своего ребенка, каким оно может быть через семь с половиной лет, да еще и в плену, где нет надлежащего лечения, – не может сдержать слезы пани Людмила. – Очень важно, чтобы были такие фото, чтобы посетители смогли дотронуться и почувствовать, чтобы это им заболело. Потому что мы можем сопереживать только тогда, когда оно задевает. А такие фото не могут не зацепить».
«И еще запомнилось фото Николая Тимченко, где мальчик на пепелище держит кота на руках. Автор уловил чувства того ребенка: сгорело все, и пусть горит, самое главное, что жив кот, живое творение божье на руках у того ребенка. Такие фото можно размещать даже в учебниках или на каких-то тетрадях, или где-то еще, чтобы детки могли дотронуться и понять, что главное. Можно потерять материальное, потом оно будет еще, когда есть душевное умиротворение, потому что самое ценное – живое. Это очень важно, я очень благодарна этим людям, пусть Бог им дает здоровье», – говорит Людмила Беленькая. «В нынешнее время сопереживать очень трудно. Эмоционально очень трудно. Мы за это очень благодарны и очень ценим это», – делится женщина.
СЕРИЯ Я БУДУ ЖДАТЬ ВСЕГДА / ФОТО МАРИИ СЕМЕНЧЕНКО
ВЛАДИМИР ТОВКИС: «МНЕ ПОВЕЗЛО»
Владимира ТОВКИСА (позывной «Товщик») вряд ли сразу узнали бы на фото Зои Шу те, кто его увидит около фото из серии «Целостность». Ведь на фотографии – шрам на задней части головы Владимира, а перед вами – бодрый и улыбающийся молодой мужчина.
«Ранение я получил 25 сентября 2019 года в районе Светлодарской дуги, поселок Новолуганское, район тракторной бригады. Наблюдал в прибор ночного виденья, а они дают отблески, и по отблеску на меня «сработали» под глаз. Меня накрыло швальным огнем и ранило. Я сразу потерял сознание, как меня эвакуировали, уже не помню», – рассказывает Владимир «Дню» свою историю.
СЕРИЯ Я БУДУ ЖДАТЬ ВСЕГДА / ФОТО МАРИИ СЕМЕНЧЕНКО
«Будто в сказке, знаете: здесь война, идет ближний бой, а потом провал – и ты просыпаешься в больнице. Здесь мама, жена рядом, – вспоминает Владимир Товкис. – Думаешь: ранили?! Меня не могли ранить, я в армии больше 10-ти лет, я готовился! Не мог поверить. Берешься за голову правой рукой (левую ногу и руку тогда парализовало), а с правой стороны нет пол черепа (мне делали трепанацию, потому что мозг начал отекать)». «Был две недели в коме, трахеостома, потом самолетом Нацгвардии меня переправляли из Днепра в Киев в госпиталь МВД, ведь я служу в в/ч №3018 Национальной гвардии, - объясняет боец. - Мы были первый месяц в том районе, и я стал одним из первых раненых. Из тяжелых, но счастливых. Потому что через два дня парня ранило тоже, его начали эвакуировать, но техника старая, и машина просто заглохла в дороге, и шанс на спасение был потерян… Мне повезло в этом плане. Конечно, никому не пожелаешь такого везенья, но жив, более-менее могу нормально двигаться и даже посещать такие мероприятия, как фотовыставка «Дня».
«А с Зоей Шу я познакомился случайно. Участвую в разных ветеранских соревнованиях наподобие Warrior Games, Invictus Games. Когда были первые соревнования «Игр непокоренных» за Киевом, в Черкассах, познакомился с Ярославом Платмиром. Тоже ранен, он еще и писатель, имеет несколько сборников стихов. Он любит путешествовать по Украине и спросил в фейсбуке, кто может его взять к себе на несколько дней в Киеве. Я заявил о своем желании, и когда был у меня, в один из дней он встретился с Зоей и так меня с ней познакомил. И я стал частью ее важного проекта», – завершает гость открытие фотобиеннале.
СЕРИЯ Я БУДУ ЖДАТЬ ВСЕГДА / ФОТО МАРИИ СЕМЕНЧЕНКО
Благодарим вас, дорогие наши защитники – и нынешние, и ветераны. Тех, кто пропал без вести, и тех, кто в плену. Пусть все усилия ваших родных не будут напрасными. И пусть эти усилия, наконец, приложит и государство. Со своей стороны, жюри «Дня» отбирает на фотовыставку именно те работы, которые должно увидеть и «прожить» все наше общество.
Напомним, фотовыставка «Дня» открыта до 6 февраля 2022 года в Украинском доме (ул. Крещатик, 2). Вход свободен при условии наличия «зеленого» COVID-сертификата или же негативного результата ПЛР- или экспресс-теста, сделанного не позже чем за 72 часа. Выставка работает с 11.00 до 18.00. Приходите и выбирайте фотографию, которая поразила вас больше всего.