Чем меньше дней остается до проведения в Украине чемпионата Европы по футболу, тем чаще мы слышим о начале разных программ в рамках подготовки к нему. Ведь времени остается мало, а порядок нужно навести везде: достроить стадионы, гостиницы, решить транспортные вопросы, позаботиться о туристической инфраструктуре. В ближайших планах Киева как одного из принимающих городов в начале лета начать набор волонтеров к чемпионату, а также провести программу озеленения города, которой будет заниматься КО «Киевзеленстрой». Параллельно Главное управление градостроения и архитектуры КГГА при поддержке международного молодежного архитектурного фестиваля Canations, Национального союза архитекторов Украины и Архитектурного клуба объявило конкурс на лучший проект благоустройства центральной части города Киева к Евро-2012 и на перспективу.
Под благоустройством имеется в виду и озеленение центра Киева, и надлежащее освещение улиц, и покрытие дорог, и оснащение парков лавочками, и многое другое. Облагородить центр города действительно нужно, поскольку за последние годы там столько всего настроили, переделали и покромсали, что такой вид сердца столицы неоднократно критиковали ведущие архитекторы страны. Больше всего пострадали места с зелеными насаждениями. На их месте часто вырастали торговые центры, гостиницы и офисы, наложившие на лицо города темные краски.
Согласитесь, во времена Владимира Щербицкого Киев был более буржуазным городом. И буржуазным благодаря тому, что было значительно больше парков и скверов — той зеленой роскоши, которая придавала столице неповторимый вид. И куда все это делось? Пошло под топор. По государственным строительным нормам, в столице должно быть 20 квадратных метров зеленых зон общего пользования (то есть парков и скверов) на одного постоянного жителя. Сейчас же, по подсчетам Национального экологического центра Украины, этот показатель составляет 14 квадратных метров. Если раньше Киев считался самой зеленой европейской столицей, то сегодня мы все чаще слышим о рисках лишиться этого статуса.
То, что городские власти взялись за озеленение и благоустройство города, — бесспорный плюс. Но в условиях тотального недоверия к власти даже международный конкурс на проект благоустройства вызывает сомнения. К тому же, у многих специалистов, которых пригласили быть в его жюри. Прежде всего, потому, что конкурс охватывает довольно значительную территорию — от Национального музея Великой отечественной войны 1941 — 1945 гг. до Львовской и Контрактовой площадей, где находится ряд памятников архитектуры и природы.
НЕ БУДЕТ ЛИ КОНКУРС СПОСОБСТВОВАТЬ НОВЫМ ЗАСТРОЙКАМ?
Если верить организаторам конкурса, то никакого нового кардинального строительства он не предполагает. «Главная цель этого всего — создать благоустройство. То есть не новое строительство, а именно освещение, ремонт дорог, соединение разорванных элементов туристических маршрутов, — объясняет координатор конкурса Анна БОНДАРЬ. — Сейчас мы получили заявки на участие от более 500 человек из 65 стран мира. Потом участники пришлют готовые проекты, которые пройдут экспертизу на соответствие условиям конкурса, после этого их рассмотрит жюри, выберет восьмерку, их мы представим в конце апреля на молодежном архитектурном фестивале Canations. Тогда будет выбрана первая премия из восьмерки. Сейчас конкурсанты получили конкурсную программу и работают над проектами. У нас семь участков проектирования. По каждому участку есть условия и ограничения, то есть, что нужно сделать, и указано, где охранительная зона. Основная их задача — привести центральную часть Киева к стандартам европейской столицы. Но в большей степени, речь идет не о конкретных нормативах, а об эстетическом виде, развитии публичного пространства. Например, у нас в Киеве площади застраиваются. В Европе наоборот — они открываются».
Но то, что настроили, никто убирать не будет. Так каким же образом «открыть» Европейскую или Контрактовую площадь (они входят в перечень объектов конкурсной задачи) — организаторы так и не объяснили. Мол, просто нужно установить нормы, чтобы не застраивать площади еще больше. А разве таких норм не было ранее?
По мнению одного из членов жюри конкурса, архитектора Олега ГРЕЧУХА, которого волнует незаконная застройка исторического Киева, благодаря этому проекту действительно могут быть созданы новые нормы и ограничения, что можно, а что нельзя строить в центре города. Если и строить, то так, чтобы это гармонировало с существующими историческими зданиями, а не создавало диссонанс. «Хочется верить, что идея конкурса будет реализована, несмотря на то, что чем больше масштабы, тем сложнее удержать начальный замысел. Ведь даже сам факт благоустройства воспринимается людьми по-разному. Под благоустройством часто понимают зеленые насаждения: посеянную траву, посаженые цветы, сделанные бордюрчики. Но это немножко не то представление о благоустройстве, которое укоренилось в Европе. Там оно принципиально и концептуально отличается от того, что пропагандируется в Украине, — продолжает Олег ГРЕЧУХ. — Что касается конкурса, то он, возможно, покажет не те площади, где можно еще больше настроить или поставить какие-то коммерческие объекты, а даст новое понимание того, каким должно быть европейское благоустройство. Очевидно, что не все из этого конкурса будет реализовано, но, по крайней мере, чтобы что-то имело перспективу на реализацию, нужно как можно больше информировать и показывать разницу между представлениями о благоустройстве у нас, и тем, как это бывает в более развитых странах и как это может работать для общества. То есть создавать какие-то места для организованного отдыха, чтобы людям не хотелось тянуться за бутылкой пива или хулиганить, чтобы все было более цивилизовано, динамично и интересно».
«СНАЧАЛА — ТРАНСПОРТ, А ЛАВОЧКИ — ПОТОМ»
А вот архитектор Лариса СКОРИК считает, что благоустройство — это последняя стадия любого проекта. Сначала в городе нужно решить вопрос транспорта, всех инженерных коммуникаций, расположения объектов, которые уже запроектированы. И только тогда наводить порядок на территории. Архитектор советует, прежде всего, наладить транспортное сообщение между местами прибытия гостей на Евро-2012, гостиницами и футбольными стадионами. А по ходу этих транспортных связей разбить туристические маршруты. И уже на этих маршрутах заниматься вопросами благоустройства. «У нас же выходит так: давайте сделаем Киев образцовым городом к Евро-2012. Я понимаю такие желания — украсить себя, показать с наилучшей стороны и выдержать наилучший дрескод, но это выглядит довольно сомнительно, если мы возьмемся только за благоустройство. У нас есть замечательное место — днепровские склоны, где нужно было бы соединить набережную Днепра с верхней частью. А сейчас там растет дежурный монстр архитектуры. Выходит так, что место, которое является самым фантастическим, чтобы пешеходы там могли гулять и получить максимум удовольствия, становится второстепенным пьедесталом для кошмарных домов, которые трудно назвать достижениями современной архитектуры. Но факт остается фактом. Поэтому сегодня нужно сосредоточить внимание на удобстве и комфорте для гостей столицы. Сначала — транспорт, а с лавочками как-то разберемся», — добавляет пани СКОРИК.
Пока же инициаторы конкурса делают ставку именно на благоустройство, причем на основе европейских стандартов. По словам Анны БОНДАРЬ, они предполагают, что в Киеве нужно провести зонирование территории по функциям: развлечения, тихий отдых, прогулки, спорт, а также упорядочить размещение рекламных носителей, элементов городского дизайна, обустроить необходимое количество общественных туалетов и т. п.
Ничего страшного в этом будто бы нет. Однако архитекторов настораживает масштаб предлагаемой для видоизменения территории. Ее размеры — шесть на два километра. Во-первых, сможет ли это все осилить один человек и разработать проект буквально за месяц (потому что уже в апреле готовые задумки должны поступить к жюри). И второе — не приведет ли это к очередным застройкам в исторической части Киева (о возможных угрозах проекта для Андреевского спуска «День» писал в №23, 24 февраля 2011 года), так как проверить законность всех предложений на такой территории тоже непросто.
Бывший архитектор Киева (1986 — 1992 гг.) Николай ЖАРИКОВ считает, что странно делать конкурс на такой значительной территории. «Я часто принимал участие в архитектурных конкурсах, но мероприятия с такими параметрами не знаю. Задача для конкурса должна быть конкретной. А пока кажется, что это просто будет разбор разных предложений — на сквер, фонтан, скамейки, аттракционы. Подозреваю, что среди спонсоров конкурса есть и такие, кто пытается застроить киевские склоны. На них уже давно точат зубы многие наши бизнесмены. Это может стать одной из акций, где прозвучит такое предложение. Основой для таких подозрений стал огромный макет склонов, длиной семь метров, который демонстрировался на презентации этого конкурса, — рассказывает зодчий. — Настораживает и то, что проект-победитель будет известен где-то в мае, а когда это все организовывать? Нужно же лето использовать. Та же посадка или выращивание деревьев — это же не делается так с ходу».
По мнению архитектора, конкурс хоть и объявлен, использовать его предложения максимально не удастся. Просто не будет на это времени.
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ ТОЖЕ ОБЛАГОРОДЯТ — НЕСМОТРЯ НА ЗАПРЕТ
Одним из предлагаемых архитекторам для благоустройства объектом являются «уникальные фрагменты киевского ландшафта — склоны Днепра, кромка и городские парки», — говорится на сайте конкурса. Если организаторы уже сами отмечают уникальность этих объектов, то, что там нужно изменять и каким образом? С этим вопросом «День» обратился к заместителю головы Национального экологического центра Алексею ВАСИЛЮКУ, который также входит в экспертное жюри (кстати, для господина Василюка до сих пор загадка, каким образом он стал членом жюри, поскольку официального приглашения или разговора по этому поводу не было, а просто поступали сообщения от оргкомитета на его электронную почту).
«Пункт об уникальности зеленых зон меня тоже возмутил. В принципе, речь идет о благоустройстве, но это понятие широкое. Это может быть строительство торгового комплекса с подземным паркингом, а может быть восстановление на тропинках того асфальта, который когда-то был, или установка новых фонарей. То, что предлагается в конкурсе, это полоса днепровских склонов от Пейзажной аллеи до моста Патона, фактически до Лавры. Пейзажная аллея — это памятник природы. Все парки над склонами Днепра — от метро «Арсенальная» до Владимирской горки включительно — являются памятниками садово-паркового искусства. Наконец, все склоны Днепра от моста Патона до Контрактовой площади тоже являются памятниками природы. Выходит, приблизительно 80% этой территории имеют охранный статус, соответственно, благоустройство на них усложняется, — объясняет Алексей ВАСИЛЮК. — Например, если для памятников садово-паркового искусства благоустройство более приемлемая вещь, потому что тут позволяется делать какие-то тропинки, беседки, то на склонах это делать категорически нельзя. Например, есть тропинки, хотите делать на них лавочки и фонари — пожалуйста, и выходить за их пределы ни в коем случае нельзя. Потому что статус памятника природы фактически консервирует то, что есть. Конечно, могут быть единичные ситуации, когда дерево сломалось и упало на дорогу, его нужно ликвидировать. Тут никуда не деться, это даже позволяет закон о моратории на вырубку зеленых насаждений, но только в отдельных случаях».
Знают ли обо всех этих нюансах участники конкурса, среди которых есть и заграничные специалисты? Как рассказал эколог, недавно он читал лекцию участникам именно об этих природоохранных зонах. На нее пришло около сотни человек, а общее количество конкурсантов — впятеро больше. Не факт, что кто-то захочет самостоятельно разбираться с законодательными нормами, какие деревья можно рубить, а где новые сажать. Кстати, в условиях конкурса (а это текст, распечатанный на 94 страницах), нет ничего о природоохранном статусе зеленых территорий, которые он охватывает. Поэтому экологу хочется верить, что слушатели его лекции учтут все услышанное, поскольку какой бы проект не был победителем, это не основание нарушать природоохранное законодательство.
Как рассказал эколог, сначала в условиях конкурса вообще была идея реконструировать зеленые насаждения. Но какая может быть реконструкция, если здесь вообще ничего нельзя делать? Например, на склонах Днепра есть дренажные штольни, где зимует самое большое в Европе скопление летучих мышей. Все летучие мыши в Украине занесены в Красную книгу и охраняются на уровне Европы. Когда Алексей ВАСИЛЮК читал лекцию архитекторам, кто-то из представителей «Киевзеленстроя» начал возмущаться, что деревья на этом участке перестойные, поэтому нужно сажать новые. Такое заявление прозвучало, несмотря на то, что территория имеет охранный статус. Если этим готовы пренебречь специалисты, то что тогда говорить об архитекторах, которые могут просто этого не знать?
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ ВМЕСТО ОБЩЕСТВЕННОГО ОБСУЖДЕНИЯ
Еще один аспект, который можно рассматривать как плюс и минус конкурса, — участие международных экспертов как в роли жюри, так и в роли конкурсантов. Как объяснила нам координатор конкурса Анна БОНДАРЬ, если конкурс имеет статус международного, то в нем должно присутствовать международное сообщество. «Если бы работы оценивали только украинские специалисты, тогда бы конкурс был всеукраинским. Известное международное жюри способствует рекламе конкурса, устанавливает высокий уровень ответственности за то, что будет выбрано именно лучшее проектное предложение, — уверяет пани БОНДАРЬ. — Мало того, мы все понимаем, что есть ситуации, когда украинское жюри будет способствовать какому-то конкретному архитектору. Международное жюри, которое не знает ситуации в Украине, будет оценивать конкретные проекты, им не нужны фамилии, поскольку они обращают внимание на уровень профессиональности участников».
На вопрос, почему же привлекают специалистов, которые не знакомы с украинской ситуацией, «Дню» объяснили, что это специалисты высокого уровня, если бы мы имели таких архитекторов, как в Европе, то у нас не было бы таких Майдана и Контрактовой площади. По словам Олега ГРЕЧУХА, наши архитекторы действительно не дотягивают до уровня европейских: «А все потому, что в Европе другая практика проектирования, которая заключается в том, что есть общие для всех правила. Во-первых, архитекторы проходят процедуру определения профессиональной пригодности, получают лицензии, а общество пытается избежать коррупционных схем, чтобы слово «конкурс» или «тендер» не расшифровывалось как дерибан. Архитектурная практика не имеет привязки к определенной стране: украинец проектирует только в Украине, а немец — только в Германии. В Европе практикуется такое, что если этот человек смог предложить более интересный, более прогрессивный проект, то он заслуживает того, чтобы его идеи были реализованы. В международной практике разделяются функции архитектора, когда один человек является генератором идей, а другой занимается разработкой проекта, детализацией, локализацией».
Однако неосведомленность иностранных экспертов в тонкостях наших проблем с застройками вряд ли принесет нам пользу. К тому же, опыт привлечения иностранных специалистов в похожие конкурсы у нас есть. Как вспоминает архитектор Николай ЖАРИКОВ, при президенте Ющенко организовывался конкурс на лучший проект для «Мистецького арсеналу». Он тоже был международным. Победил в конкурсе проект японского архитектора. «Если бы вы видели те проекты. Я вам скажу, что у нас бы даже студенты так не сделали, потому что они знают, что есть Лавра рядом, где нельзя допускать таких вольностей, чтобы застроить свободную территорию «Арсенала» разного рода домами: гостиницами, ресторанами, там повернуться негде. И транспорта не может столько подъехать, чтобы все это обслужить. Вот вам и иностранный конкурс», — констатирует ЖАРИКОВ.
Именно благодаря тому, что среди членов жюри есть международные эксперты (вице-президент Международного союза архитекторов Луиза Кокс, архитекторы из Дании Андреас Педерсен, из Германии — Лоренц Декслер, из Швейцарии — Фабиан Норман), обсуждение проектов-победителей может пройти без участия общественности. Мол, жюри настолько компетентное и серьезное, что не доверять ему нет оснований. И хотя среди арбитров есть и украинские специалисты, не известно, к чьему мнению будет склоняться больше дирекция конкурса, ведь ее цель — благоустройство по-европейски.
РАВНЕНИЕ НА БИЛЬБАО
Сомнения сомнениями, но конкурс продолжается. Сейчас с его участниками проводят лекции специалисты по озеленению, градостроению, геологии, экологии, архитектуре и истории. Ведь нужно разработать проект, который все-таки сохранил бы имеющиеся памятники и предложил те, которые бы вписывались в нормы современной архитектуры.
«Архитектура не остановилась на ХІХ веке, когда была эпоха причудливых арок и колонн, — отмечает Олег ГРЕЧУХ. — Сегодня совсем другой взгляд, когда создаются памятники ХХІ века, направленные в будущее. В Киеве также нужно закладывать такой потенциал: не разрушать то, что еще не успели уничтожить, а также создавать прецеденты серьезного масштаба, чтобы улучшить инвестиционный климат. Даже те места, которые являются ценными с градостроительной точки зрения, лучше выделить и не позволять активное строительство. До тех пор, пока не будет выработана какая-то стратегия и параметры, что можно строить, какой высоты, какого назначения».
В качестве примера города, которому удалось обновить свое лицо благодаря современной архитектуре и при этом привлечь туристов, эксперт называет Бильбао в Испании. «В Бильбао, которое считается портовым и индустриальным городом, без особого культурного потенциала, удалось создать настоящий прецедент, — говорит господин ГРЕЧУХ. — Через центр города протекает река, а набережные обустроены так, что там расположены объекты, которые привлекают людей, чтобы они проводили там свой досуг: большой концертный зал, музей современного искусства. В отличие от Киева, эта территория не была застроена жильем или офисами, которые сдаются в аренду, ставку сделали на культуру. Город, который ранее не привлекал туристов, после создания здесь культурного прецедента сразу привлек инвестиции и частично изменил свою ориентацию с промышленности на туризм».
Для Киева этот опыт тоже важен, в частности, в плане развития туристического потенциала. Ведь посетив столицу один раз, в частности, приехав на чемпионат, иностранные гости на основе увиденного решат, приезжать ли сюда снова. По последним выводам туристических организаций, наша столица не настолько привлекательна для иностранцев, как того хотелось бы. Как лучше подготовиться и чего не хватает городу, обсуждали на днях в КГГА на круглом столе «Туристическая привлекательность города Киева». Как отметил директор Ассоциации лидеров туристического бизнеса Украины Артем Атоян, сегодня столица не может предложить туристам качественный продукт: не хватает информационного сопровождения (в частности, специальных информационно-туристических порталов), сертифицированных туристических маршрутов, сервиса. Частично должно решить эту проблему открытие 10 туристско-информационных центров. Острой проблемой в туристической области является создание мест парковки, стоянок и остановок для туристско-экскурсионного транспорта, их оснащение соответствующими знаками и выделение отдельной дорожной полосы.
Возможно, эти проблемы частично решит конкурс. Поскольку, все-таки, его задача — сделать столицу привлекательной для иностранных туристов. А большинство их привыкли, что центр древнего города — это и часть мегаполиса, максимально сохранившаяся до наших дней.