Окончание. (Начало в №150 за 19 августа 2005 года).
Все — от тракторов и коров до опишнянской керамики и колбасы — предлагают на Сорочинской ярмарке, которая началась 17-го и будет продолжаться до 21 августа на Полтавщине. И если при Николае Гоголе сюда приезжали торговать, то ныне большей частью — рекламировать товар.
— Почем пледы, хозяйка? — спрашивают у владелицы прекрасных (и на вид очень теплых) одеял.
— Купите, отдам недорого, — говорит. — Вы посмотрите только, какие одеяла!
«Недорого» на ярмарке считается от ста—двухсот гривен и выше. Сам процесс торга вызывает сильный азарт как у покупателей, так и у негоциантов.
Сколько эта миска, пани?
— 20 гривен.
— А дешевле нет? Мне для мака нужно...
ОБЕРЕГИ И ПОДСВЕЧНИКИ
— Так купите поменьше, — говорит владелица торгового места у входа на Сорочинскую ярмарку. Ее товар — с Волыни. Спокон веку там производили черную дымленую керамику. «Другой, — говорит Раиса Ленартович, — у нас не было. Из этой кушали, пили, в ней готовили». Со своим мужем Валерием Раиса ежедневно трудится у гончарного круга уже более двенадцати лет. Раису — режиссера и Валерия — профессионального музыканта, на измену профессии подвигли «трудные времена». «Мы нашли себя в гончарстве», — прибавляет она. В Сорочинцах семья впервые. Раиса говорит, что торговля идет. Только людям нужно давать больше информации: часто спрашивают «Почему посуда черная?» «А черная она, — объясняет волынянка — от технологии, по которой ее выжигают. В печи кувшин, например, имеет высшую температуру, и не пропускает воду. «Кроме огня, глины и рук моего мужа, здесь ничего больше нет», — говорит. Семейное производство налажено хорошо. И новых маркетинговых разработок не требует. На экспорт товар не возят. Раиса говорит, что иностранцы находят их сами. «Наши работы есть в Польше, Америке, Канаде, Австралии, а особенно — во Франции, Италии. Кофейные сервизы наибольшим спросом пользуются у турок», — рисует географическую карту на одной из мисок Раиса. Подсвечники пользуются безумным спросом, особенно у поляков. У них никто из гончаров не умеет делать таких подсвечников. «У меня Валера крутит подсвечники на всю Польшу, так тамошние мастера сырыми их забирают и уже дома выжигают», — рассказывает жена о муже-гончаре. Однажды, говорит, 200 подсвечников должен был скрутить за два дня. Может, там, за границей, их товар продают за большие деньги, чем покупают здесь. Значительно большие. Так, большая глубокая макитра стоит на ярмарке у Ленартовичей 50 гривен. Средние миски — по 35 гривен. Самые дорогие — большие вазы, стоят 300 гривен. Вазы — говорит Раиса, — делать очень трудно. Для длинных ваз берется большой кусок глины. Подсвечники — тоже работа кропотливая. Хотя Сорочинская ярмарка их не увидела. Семья только что вернулась с торгов, которые проходили в Киеве во время этнографического феста Олега Скрипки. «Из «Країни мрій» мы возвращаемся, продав все», — говорит продавец. Музыкант Олег Скрипка очень помог народным мастерам. Встретив их на Андреевском спуске, пригласил на прошлогоднюю «Країну мрій». С тех пор — это дружба. «Он прекрасный человек... — говорит Раиса. — Какой он простой и умный в общении!» Словом, раскрутили бизнес. Люди почувствовали вкус продуктов, запеченных в этой глине. «Никакой «Zepter» или «Tefal» не заменит черную дымленую глину. И если эту продукцию благодаря гончарам-активистам, как Ленартовичи, еще можно встретить в свободной продаже, то опишнянская керамика уже почти переходит на уровень музейного экспоната. Корреспонденты «Дня» в поисках последней чуть не заблудились. То же касается и знаменитых, очень дорогих (в смысле культурной ценности) решетиловских ковров. Хотя местная власть таки хорошо поискала, пока нашла изысканный решетиловский ковер, который и подарили Президенту на открытии Сорочинской ярмарки.
В целом же, хорошо информированные оптимисты говорят, что народная культура погибает на Полтавщине. Уже утрачено искусство вышивки на шелке. Вышивка на маркизете стала редкостью, вышивка белым по белому также может скоро исчезнуть. Однако Сорочинская ярмарка хорошо поддерживает народный промысел. Здесь под «торговой маркой» Николая Гоголя продают, скорее, не товары, а бренды. Бренды известные на весь мир, но мало известные в самой Украине ее же гражданам.
Достойны слова и изделия народного мастера из Донецка. Она вместе с единомышленниками изготавливает в свободное от работы время куклы из мешковины уже в течение 15 лет. На Сорочинской ярмарке — впервые, потому что до сих пор никогда не продавала обереги, а раздавала друзьям. В первый день выручка была не слишком большой. Но, говорит, что заинтересованность у гостей ярмарки есть. Ее работы — единственные в своем роде на торжище. Стоят символически — от 20 гривен. Но затратных материалов много: мешковина, шишки, иглы, пуговицы, тесто, из которого лепятся фигурки и тому подобное. Все натуральное. Потенциальные покупатели в основном, как это ни странно, — мужчины. Виктор Ющенко и здесь не стал исключением.
Рядом с прилавком дончан расположились горцы. Их торговый «конек» — музыкальный инструмент трембита. Ее изготавливают в Украине только два человека. Особенность инструмента в том, что при длине три метра, он должен весить триста граммов. Трембиту делают только из того дерева, в которое ударил гром. А звуки инструмента слышны более чем на десятки километров. Трембисты извещают горцев о важных событиях. На ярмарке, конечно, таким событием стал приезд президентского эскорта.
КУПИТЕ КОНЯ! ЖЕЛЕЗНОГО...
Секрет хорошей и быстрой продажи — в музыке. Еще Гоголь в своей «Сорочинской ярмарке» описывал, как там «... все неслось. Все танцевало...» Вместе со «странствующим» по торжищу певческим коллективом, корреспонденты «Дня» попали в другую часть поля — туда, где выставлялись кони, племенной скот, овцы, свиньи, КРС — словом, — натурпродукт, без которого не живет ни одно село. Например такое, как Калайдинцы Лубенского района Полтавской области. Там, в СООО «Колос» выращивают, говорят, лучшие породы. Продают. Например, племенной конь (но без принца верхом), нынче стоит около 4 тысяч гривен. Со свиноводством дела хуже. Свинья, конечно, дешевле коня (где-то 2,5 тысячи), однако, чтобы ее выкормить, говорят хозяева, никаких денег не хватит. Да и мясо дорожает.
Пчеловоды жалуются, что дорожает и сахар. Раздражает также то, что не все поля засеяны, поэтому пчелы и на сорняки теперь летают. И с бензином плохо. Поэтому бочка меда обойдется недешево. Иван Луценко привез свой мед из Зинькова Полтавской области. Цена литровой банки липового меда стоит 22 гривни, гречневого — 21. Пасечник говорит, что собирать мед — очень невыгодное дело. Едва сводит дебет с кредитом.
Легче работать частным предприятиям. Так Елена Телепко, начальник цеха по производству и фасовке меда ЧП «Златомед» из села Груское Кировоградской области, говорит, что их пасека насчитывает 800 ульев. Мед хорошо продается не только в Украине, но и за рубежом — в Польше, США, Англии. 1 килограмм 350 граммов чистого меда на выставке стоит 20 гривен. В супермаркетах он будет стоить 25 гривен. Теперь в Украине распространяется новая культура продажи меда — он должен быть фасованным. На вопрос о том, что делает государство для того, чтобы молочные реки Украины защитили медовые берега, госпожа Телепко улыбнулась, но смолчала...
Зато есть определенные сдвиги в сфере машиностроения. Так, покупая зерноуборочную технику или жатки ОАО «Херсонские комбайны» за 520 тысяч гривен, государство компенсирует сельхозпроизводителям 30% стоимости. В месяц ОАО производит по 20 комбайнов. По словам его работников, производство стало наращиваться с приходом нового инвестора. Большим спросом на продукцию пользуется Луганщина. А за рубежом — Россия. Туда поставляются мосты на доны для комбайнов и жатки на кукурузоуборочные комбайны.
ВЕЛИКОСОРОЧИНСКИЕ ВАРЕНИКИ
Рядом с комбайнами продаются и товары более доступные для рядового гражданина. Так, частный предприниматель из Харькова Геннадий Череванюк представляет на Сорочинской ярмарке научно-производственное предприятие «Пакс», которое находится в Харьковской области. Товар представлен резиновыми изделиями: галоши, галоши меховые, бурки, комбинированный сапог. Ассортимент большой. Товар продают по цене завода-производителя. И это сегодня самые низкие цены в Украине. Например, галоши садовые стоят 6 гривен. Тому, что участвуют в ярмарке рады, так как есть возможность найти новых партнеров. Предприятие поставляет обувь только украинскому потребителю, однако, в Россию товар таки вывозится через оптовые рынки. Основные покупатели — сельское население и фирмы, которые занимаются спецодеждой. Объемы производства — большие. В год ЧП производит 300 тысяч пар товара одного наименования.
Если галоши — обувь на каждый день, то костюмы от торговой марки «Петро Сорока» — только на праздники. Фирма существует три года и продает товар только в Украине. Шьют в Сумах. Цены в пределах доступного — средний костюм стоит 250 гривен. Сумские негоцианты говорят, что торги идут хорошо. В прошлом году за 5 дней продали более трехсот костюмов. Однако приличную сумму из заработанного пришлось выложить за торговое место, оно обошлось в 6 тысяч гривен.
Вообще же, всего товара на ярмарке не перечислишь. Кружится голова. Нужно было перекусить перед дорогой. На поиски последнего корреспондентам «Дня» не надо было далеко идти. Решили закончить свое турне по ярмарочному полю чем-то более колоритным. Поэтому угостились большими, величиной с кулак, полтавскими варениками из кувшина. Правду говорила Раиса Ленартович, вкус еды из горшка словами не передать.
Отъезжали из Сорочинской ярмарки также колоритно. «День» сопровождал самодеятельный народный аутентичный ансамбль «Криниця» из Ивано- Франковщины. Коллектив любезно заявил о своем желании подвезти автора этих строк до Миргорода. Жаль, что от Великих Сорочинец к вышеуказанному городу — путь довольно близкий. По дороге пели народные песни. Казалось, что коллектив знает их столько, сколько людей и товаров вместе было в этом году в Великих Сорочинцах на ярмарке...