Виталий БИЛЕЦКИЙ, соучредитель общественной лаборатории «Час надбання» и ОО «Громада Андріївський узвіз», показывает на видео, как сейчас выглядит строительство на Андреевском спуске, 14—16. С улицы вы такого не увидите: зеленый забор достаточно хорошо все маскирует. С разных точек улицы заметно разве что очень высокий башенный кран. А вот зафиксированная сверху картинка поражает: три этажа бетонных конструкций тянутся от самой улицы до Замковой горы, которую застройщик «подрезал», как кусок торта, чтобы увеличить площадь для строительства. Прилегающая к застройке улица Фроловская частично перегорожена. Так застройщик нашел себе место для расположения строительных материалов и техники. Кстати, без согласования с городом.
Спуск тесный для проектов такого масштаба. Напомним, частное предприятие «Маркон» еще в 2010 году получило всю необходимую разрешительную документацию для строительства гостиницы высотой 30 метров. От начатого строительства улица уже трещит. Например, в литературно-мемориальном музее Михаила Булгакова, соседствующем с застройкой, трещины на стене. Частная усадьба под номером 16 тоже на грани выживания, потому что во дворе образуются пропасти глубиной до пяти метров. Кстати, это единственная в городе исторически сохраненная усадьба, которая передается из поколения в поколение. Как уже упоминалось, Замковая гора тоже изувечена, а ее дренажная система нарушена. Историческая визитка Киева теряет свое лицо и зовет на помощь.
«ПЕШЕХОДНАЯ УЛИЦА ПОЛУЧИЛА МОНСТРА»
В защиту улицы стали киевляне. Об истории борьбы за спуск «Дню» рассказали Виталий Билецкий, Ольга РУТКОВСКАЯ, член Украинского национального комитета ICOMOS (Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательностей) и соучредитель ОО «Громада Андріївський узвіз» и «Час надбання». Мы встретились накануне акции «Андреевский подъем зовет на помощь», которая состоялась 8 ноября. Громада просит застройщика пойти на компромисс. Киевляне не против, чтобы начатое строительство довели до состояния, приемлемого к эксплуатации, это лучше, чем очередная недостройка в центре столицы, но в габаритах, определенных существующими ограничениями, — высотой девять, а не 30 метров. То есть требуют, чтобы застройщик остановился на той высоте, которая есть сейчас. Улица пешеходная, узкая и с недавних пор является частью буферной зоны объекта всемирного наследия ЮНЕСКО — Национального заповедника «София Киевская».
«Запланированное высотное здание почти 30 метров высотой несовместимо с градостроительными ограничениями, оно разрушает памятник национального значения — Андреевский спуск. Если речь идет о памятнике градостроительного значения, имеется в виду, что нужно сохранить всю среду, все дома, распланировку, ландшафт и элементы благоустройства, чтобы не терялся исторический контекст города, — объясняет Ольга Рутковская. — Этот участок находится на территории Государственного историко-архитектурного заповедника «Древний Киев» и при этом выделен под строительство гостиницы. Тот, кто принимал это решение в 2005 году, серьезно ошибался. На территории заповедника и на таких знаковых территориях подобные вещи не строятся. Пешеходная улица (а таковой она стала в 1980-х годах) за счет подобных волюнтаристских решений получила монстра».
ДОСТРОЯТ ОДЕССИТЫ
Виталий Билецкий приобщается к разговору и говорит, что пани Ольга достаточно мягко высказывается о тех, кто в 2010 году согласовал строительство 30-метровой гостиницы на спуске. Эти чиновники до сих пор работают на своих должностях. Активист считает, что рано или поздно нужно создавать прецедент и привлекать к ответственности тех, кто нарушил градостроительные нормы. Хорошая идея, но в Киеве пока ни разу не реализованная, хотя скандальных строительств в столице десятки.
«Генеральный директор компании «Маркон» Валерий Павлюк родился и вырос на Андреевском спуске. Это цинизм высшей пробы. Он родился в доме под номером 18, как раз между новым Театром на Подоле и строительной площадкой, — добавляет пан Виталий. — До 2012 года они пытались получить деньги от государства на строительство гостиничного комплекса под Евро-2012. Это странный инвестор, который постоянно ищет где-то деньги. Именно тогда срезали гору, вырыли котлован, даже государство ставило забор, потому что нужно было все закрывать. Это долго стояло без движения. Возобновилось строительство в 2016 году. А затем где-то за пределами спуска была договоренность о передаче прав на строительство компании KADDOR Group, это скандальный одесский застройщик. «Маркон» остался арендатором. Потому что изменение документов привело бы к тому, что пришлось бы получать кучу бумаг заново, а их уже вряд ли бы согласовали».
Активисты рассказывают, что одесская компания специализируется на строительстве апартаментов, но отнюдь не гостиниц. Также никто не гарантирует, что высота 30 метров — это верхний предел. По словам активистов, есть информация, что согласован один проект, а воплощается совсем другой.
БИТВА АРГУМЕНТОВ
Практически все судебные дела, начатые по инициативе громады, ПП «Маркон» сумел обжаловать в свою пользу. Сейчас в компании заявляют, что строительство гостиницы согласовали с историко-архитектурным заповедником «Древний Киев», Государственной службой защиты памятников, департаментом охраны культурного наследия КГГА, Институтом археологии НАН Украины и Украинским обществом охраны памятников истории и культуры.
У громады есть свои аргументы: в декабре 2017 года они собрали более тысячи подписей под местной инициативой о досрочном расторжении договора аренды с компанией «Маркон». А 5 января 2018 года департамент по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля Киевской городской госадминистрации выдал предписание об остановке подготовительных и строительных работ. Также 21 июня этого года Киеврада поддержала проект решения на основе общественной инициативы. Правда, уже речь шла не просто о расторжении договора, но и о том, что на протяжении 30 дней «Маркон» должен переделать проектную документацию, учесть замечания громады и вынести проект на рассмотрение градостроительного совета. 30 дней давно прошли, а проект так никто и не изменил.
«Застройщик обжаловал в судах все решения, принятые в пользу общества, что нужно все привести в соответствие с нормами законов, — дополняет Ольга Рутковская. — Последние постановления суда — это просто нонсенс, там речь идет о том, что вот нужно продолжать строить, поскольку из-за остановки работ застройщик несет потери. А между тем предписание Государственной архитектурно-строительной инспекции об остановке строительства, отсуженное сейчас застройщиком, было составлено через установленный ряд нарушений, несоответствия, невыполнения действующих требований законодательства. И суд все это отменяет (доказательство по ссылке — Ред.). Мало того, суды проходят без вызова сторон, то есть решения принимаются в закрытых кабинетах. В данном случае — в пользу бизнеса, а не территориальной громады».
«НАМ НУЖНА ВОССТАНОВЛЕННАЯ УЛИЦА»
Громада считает, что Театр на Подоле, который вызвал острую дискуссию из-за своей высоты, формы и архитектурного стиля, был всего лишь проверкой, как отреагирует общество на последующее искажение улицы. По словам Рутковской, Театр на Подоле — это игрушка по сравнению с гостиницей, которая по размерам будет в пять раз больше. Способы завершения строительства театра открыли ящик Пандоры, и теперь их использовал застройщик на участке №14.
Между тем противостояние громады и застройщика доходит до критической точки. Последний раз, когда Ольга и Виталий приходили на строительство, их встретили около 40 мужчин спортивного телосложения с собаками.
«Они нас провоцируют, доводят до того, чтобы мы физически противостояли застройке. Они закрыли ее забором, как крепость. Так называемые работники постоянно находятся на объекте. Завезены строительные материалы, кран опять заработал, — говорит Виталий Билецкий. — Мы будем использовать все возможные методы. Нас пугают судебными исками, если мы будем препятствовать. Но рано или поздно застройщику придется выходить на диалог. Громада имеет виденье, как защитить Андреевский спуск. Мы же не просто против строительства — нам нужно завершенное здание тех габаритов, которые определены ограничениями, сданная в эксплуатацию и восстановленная улица».
КОММЕНТАРИЙ
«КИЕВРАДА ИМЕЕТ ВСЕ МЕХАНИЗМЫ, ЧТОБЫ ОСТАНОВИТЬ СТРОИТЕЛЬСТВО»
Марина СОЛОВЬЕВА, председатель общественной организации «Андреевско-Пейзажная инициатива»:
— Наши адвокаты ведут эти дела в судах. Это позорная практика, когда такие места отдают под застройку. Но отмечаю, что буферная зона Софии Киевской и Киево-Печерской лавры расширена, и часть земли, на которой осуществляется строительство, — это как раз охранная зона Софии. Есть доказательства в Минкультуры, и у меня есть документы, которые это подтверждают. Кроме того, еще в 2016 году Киевский городской совет принял мораторий на любое выделение земли в буферной зоне объектов, которые находятся под защитой ЮНЕСКО.
На мой взгляд, сегодня у Киеврады есть все механизмы, которые могли бы остановить и не допустить это строительство. Есть еще документ в Минкультуры, которым ограничены режимы использования земельных участков в буферной зоне Софии и на спуске. Допустимая высотность здесь всего лишь 12 метров. Если бы застройщик пошел на компромисс, то спокойно бы себе продолжил строительство, а небольшую гостиницу не разрушал бы Андреевский спуск. Я считаю, что громада Киева не должна этого допустить. Мы все вместе спасли Гостиный двор, отстояли Александровскую клиническую больницу, не допустили застройки Пейзажной аллеи, и мы должны снова объединиться и требовать от застройщика переделать проект, чтобы потом не демонтировать что-то, как это было в Десятинном переулке, 3-5».