Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Спасите юбиляра!

Киевский фуникулер разрушается
1 июня, 2005 - 20:24
СТРОИТЕЛЬСТВО ГОСТИНИЦЫ ВОЗЛЕ ФУНИКУЛЕРА ПОКА ПРИОСТАНОВЛЕНО, НО МЕЛКИЕ ТРЕЩИНЫ В ФУНДАМЕНТЕ УЖЕ ПОЯВИЛИСЬ. КРОМЕ ТОГО, ОСНОВАНИЯ РЕЛЬСОВ ПРОСЕЛИ БОЛЕЕ ЧЕМ НА 4 ММ / ФОТО УКРИНФОРМ

Вчера на очередном заседании Градостроительного совета Киева обсуждали скандальное строительство дома на склоне Днепра возле Мариинского дворца. Напомним, Президент Украины Виктор Ющенко выступил за то, чтобы снести недостроенное здание — «чтобы киевляне спокойно жили». Буквально в тот же день с подобным предложением выступил и столичный мэр Александр Омельченко. На этот раз речь шла о гостинице возле фуникулера. Мэр отметил, что причиной для такого распоряжения послужили его «сомнения в связи с этажностью» данного объекта. Проектом предусматривалось, что здание будет трехэтажным, а проезжая мимо строящегося объекта, А. Омельченко «увидел в работе попытку пятого этажа». Так или иначе, Градостроительный совет теперь вынужден пересмотреть проект. О том, какие же были мотивы возведения гостинично-развлекательного комплекса и чем чревато это для фуникулера, — в статье нашего корреспондента.

Акции протеста столичной общественности по поводу строительства объектов сомнительной целесообразности и в той или иной степени ущемляющих интересы киевлян, к сожалению, уже стали для нас привычными. И если совсем недавно каждая из них получала незамедлительное отражение в СМИ, вызывала горячие обсуждения граждан, да и представителей власти заставляла «поерзать», то сегодня, похоже, все устали. Устали выслушивать взаимные претензии сторон, выяснять, кто виноват и что делать. И зачастую с разочарованием подытоживать, мол, против лома нет приема. Наверное, поэтому очередная акция представителей гражданского комитета защиты архитектуры Киева, состоявшаяся недавно у подножья киевского фуникулера, была практически никем не замечена.

В то же время представители гражданского комитета решили в очередной раз заступиться за старичка-старожила — Киевский фуникулер, которому 7 мая нынешнего года исполнился ни много ни мало — век от роду. Возможно, кто-то возразит: подумаешь, допотопное транспортное средство. Между тем, киевский фуникулер давно стал одним из символов Киева, обязательным объектом экскурсий и прогулок, и, конечно же, бесподобной компонентой ауры старого города. Как еще сегодня можно быстро добраться с Почтовой площади на Михайловскую? Да еще в солнечный день полюбоваться замечательной панорамой — видом на Днепр, кварталами Подола, Оболони, Дарницы. К тому же фуникулер — экологически чистый вид транспорта, что немаловажно для центра почти четырехмиллионного города.

Сегодня фуникулеры являются довольно редким транспортным средством. Они обычно строятся для соединения районов, лежащих на разных высотных отметках, и находятся во многих европейских столицах, расположенных в холмистой местности. Трасса киевского фуникулера идет через заросший деревьями склон Владимирской горки. Разница между высотными отметками составляет 75 метров. И этот объект можно считать большим достижением архитекторов — строительство фуникулера именно в этом месте позволило решить давнюю проблему транспортного соединения Верхнего и Нижнего города.

Идея построить механический подъем в виде наклонной небольшой железной дороги с канатной тягой принадлежала инженеру А. Абрагамсону. Проект разработали инженеры М. Пятницкий и М. Барышников. Киевский фуникулер был первым в России. Его сооружение длилось с 1902 по 1905 год. А торжественное открытие Михайловского механического подъема (так тогда назывался фуникулер) состоялось 7 мая 1905 года. С тех пор фуникулер реконструировался трижды — в 1928, 1958 и 1984 годах.

В 1928 году линию движения удлинили на 38 метров. В 1958 году были заменены механизмы машинного зала. Во время последней реконструкции были заново построены здания верхней и нижней станций, заменены оборудование и вагоны. Сейчас фуникулер состоит из реечного пути, нижней и верхней посадочных площадок и двух вагонов. Рейсы осуществляются через 2,5-3 минуты. Расчетный объем перевозок — 4 млн человек в год, хотя фактически, по данным служб фуникулера, это число в несколько раз больше и составляет 17,7 млн. человек в год. Все это подтверждает не только историческую ценность, но и полезность и актуальность это сооружения.

Около года назад на Почтовой площади было начато масштабное строительство гостинично-развлекательного комплекса. В соответствии с проектом, высота зданий комплекса должна была составлять шесть этажей при ширине 40 м. А под ним паркинги, «вгрызающиеся» в подземное пространство и в саму гору. У подножия горы вплотную к зданию нижней станции фуникулера справа уже выросли три этажа будущего здания гостиницы, не так давно слева начато строительство офисно- развлекательного комплекса.

В декабре 2004 года фуникулер был остановлен примерно на месяц в связи с рытьем глубокого котлована под здание гостиницы. По словам специалистов, эти работы привели к образованию широких трещин в фундаментах трехэтажного старого здания, расположенного на горе выше стройки, а также мелких трещин в фундаментах и проседанию основания рельсов фуникулера на нижней станции более чем на 4 мм. Как заявил в одном из своих интервью руководитель службы фуникулера Павел Кондратов, при таком проседании рельсов по всем правилам он обязан остановить работу фуникулера. Между тем, фуникулер продолжает возить киевлян. Еще в 2003 году общественность впервые выступила против строительства у подножия горы рядом с фуникулером гостиницы и офисно-развлекательного комплекса. Группа ученых, известных архитекторов-реставраторов, деятелей культуры, искусствоведов обратилась с письмом к чиновникам с просьбой пересмотреть вопрос застройки Почтовой площади и, в частности, отклонить проект строительства возле фуникулера. Письмо было направлено в Главкиевархитектуру, Минкультуры и Госстрой Украины. В числе подписавших письмо: Ю. Асеев — доктор архитектуры, заслуженный деятель искусств, профессор, академик; С. Килессо — заслуженный архитектор Украины, лауреат Государственной премии Украины; В. Шевченко — архитектор-реставратор, почетный доктор НИИТИАГ, лауреат премии им. И. Моргилевского, автор историко-культурной инвентаризации зданий Подола; Ю. Дмитревич — архитектор-реставратор, лауреат Государственной премии в области архитектуры и другие.

Известный в Киеве гидрогеолог Вадим Рыбин по поводу строительства на Подоле сказал следующее: «Ослаблять склоны горы подземными сооружениями здесь категорически нельзя по причине того, что грунтовые воды будут «обходить» железобетонное сооружение и искать новые пути для своего движения. Такой поворот очень опасен и может стать причиной размыва части горы, по которой проложена трасса фуникулера. На Подоле строительство новых тяжелых зданий с подземными помещениями способствует подъему уровня и без того высоких грунтовых вод и сопряжено с опасностью разрушения существующих зданий, особенно на ленточных фундаментах».

Против строительства офисного и гостиничного комплексов выступил и Научно-методический совет, который действовал при начальнике Управления охраны памятников КГГА Р. Кухаренко. Тем не менее, в 2004 году строительство началось... В числе аргументов, которые приводятся при объяснении этой ситуации, есть один обезоруживающий: инвесторам уже выделены участки под строительство. Но неужели не хватает доводов, чтобы ограничить аппетиты инвесторов?

По мнению одного из членов Градостроительного совета, архитектора Яноша Вига, который входит в число авторов проекта последней реконструкции в 1984 году нижней и верхней станций фуникулера, их предостаточно. «При очередном рассмотрении проекта строительства шестиэтажной гостиницы возле нижней станции фуникулера, — рассказывает Янош Яношевич, — не только я, но и большая часть совета была категорически против. И рекомендации профессионалов были достаточно однозначны: это строить нельзя исходя из градостроительных, эстетических и функциональных соображений. Я не могу точно сказать, в каком виде этот проект согласован главным архитектором, но знаю, что есть юридические документы, ограничивающие высоту этого объекта до трех этажей. На мой взгляд, там может быть не более чем одно-двухэтажное сооружение, притом совсем другого назначения. Сейчас много шумят по поводу строительства высоток, но думаю, что пятиэтажка может испортить город не меньше.

При создании проекта реконструкции станции мы планировали для себя фуникулер, как «книжные ворота», как портал въезда в Киев со стороны Днепра. Это ведь последнее место, где расположены нижние подходы, ведущие на Владимирскую горку! Скольких усилий нам тогда стоило расчистить Почтовую площадь от полуразвалившихся строений, от висящей в воздухе теплотрассы и прочего мусора. Наконец она расширена, благоустроена, раскрыта к Речному вокзалу. Как можно допустить строительство, которое только ухудшит ее вид — это нонсенс! Я глубоко возмущен, что это строительство идет полным ходом. Считаю, что в городе достаточно и профессиональных, и административных сил, чтобы эту стройку прекратить хоть завтра».

Стало давно очевидно, что нынешнюю волну застройки столицы остановить уже невозможно. Но только становится очень грустно, когда на своем пути она смывает такие небольшие и беззащитные перед напором денежных мешков исторические места. К столетнему юбилею киевского фуникулера запланировано провести его реконструкцию. Об этом сообщил директор фуникулера Степан Кохан на встрече руководства столичной горадминистрации со швейцарской делегацией во главе с госсекретарем экономики этой страны Давидом Зицом. Он выразил готовность содействовать проведению реконструкции фуникулера, а также принять участие в праздновании его юбилея. Оказалось, что еще при строительстве фуникулерной трассы киевские мастера использовали швейцарское оборудование. Гости сообщили, что фуникулер, аналогичный киевскому, функционирует в Берне. Только он перевозит ежедневно пассажиров намного меньше. И при этом, надо полагать, ему ничего не угрожает. Остается надеяться, что власти Киева действительно спасут юбиляра, который верно служит киевлянам вот уже второй век.

Наталья ЯРОШ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ