В Окружном административном суде города Киева рассматривается производство о запрете добычи бериллия на территории Полесского заповедника. Иск подан от Киевского эколого-культурного центра и ОО «ЭкоПраво-Киев». Администрация заповедника обратилась к экологам за помощью, те в ответ подготовили исковое заявление, по которому суд начал рассмотрение административного дела.
Если ближе к фактам — на территории Полесского природного заповедника, то есть объекта природно-заповедного фонда, где законодательство запрещает добычу полезных ископаемых, планируется добывать бериллий. Позицию заповедника при этом не спрашивали, даже не ставили в известность. ООО «Пержанская рудная компания» просто направила администрации учреждения официальное письмо, что в ближайшее время будут проводиться топогеодезические работы, а дальше — «добыча полезных ископаемых Пержанского месторождения бериллия шахтным способом на глубине от 60 до 400 метров».
«Любые попытки добычи полезных ископаемых на территории заповедника, независимо от глубины и способов добычи, являются недопустимыми, поскольку это однозначно приведет к катастрофическим негативных последствий, — говорится в письме заповедника в КЭКЦ. — На сегодняшний день не разработана серьезная экспертная оценка влияния разработки этого месторождения на территорию природных экосистем не только заповедника, но и всего региона. Никто до сих пор не проводил в данном регионе серьезных исследований по изучению биоразнообразия растительного и животного мира, ландшафтов. Не изучались вопросы влияния изменений климата на особенности гидрологического режима. Ведь в последние годы в данном регионе наблюдаются катастрофические изменения в природных ландшафтах — высыхание сосновых лесов, высыхание болот, исчезновение болотной растительности, зарастание болот лесом, обмеление рек Уборти, Перги, Болотницы».
«ЗАКОН ЗАПРЕЩАЕТ ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ В ОБЪЕКТАХ ПЗФ»
Несмотря на это, на руках у ООО «Пержанская рудная компания» уже есть разрешение от Государственной службы геологии и недр, выданное на основе согласованного профильным ведомством отчета об оценке воздействия на окружающую среду. Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов завизировало отчет из ОВД еще в прошлом году. Экологи-юристы считают, что ведомство этим нарушило природоохранное законодательство.
«По закону о природно-заповедном фонде четко предусмотрено, что на территории природных заповедников запрещается разработка полезных ископаемых. То есть на территории Полесского заповедника любая разработка полезных ископаемых невозможна, — объясняет юрист ОО «ЭкоПраво-Киев» Галина Левина. — Здесь даже нет места для дискуссии — целесообразно / нецелесообразно и как влияет. С юридической точки зрения это запрет. Но учитывая, что есть интерес к осуществлению разработки, происходят манипуляции толкования: что же мы имеем в виду под термином «территория» и распространяется ли это определение и запрет именно на недра. А добыча бериллия предполагается не на поверхности, а шахтным способом».
«Если прибегнуть к определениям нашего законодательства, то термин «территория» охватывает в том числе и недра. Закон говорит о запрете добычи любых полезных ископаемых независимо от того, где они находятся — на поверхности или под землей, — продолжила юрист. — К сожалению, Госгеонедра уже выдала специальное разрешение на пользование недрами. В соответствии с определенными географическими координатами территория заповедника местами накладывается на места разработки бериллия. Перед тем как выдать разрешение должна была быть процедура ОВД. Такую оценку делало Министерство окружающей среды. И в соответствии с предоставленным заключением не было предусмотрено никаких запретов, условий или ограничений по разработке территории именно в заповеднике. Нет четкого ограничения и четкого экологического условия, что на территории заповедника такая деятельность не может осуществляться, и территорию разработки надо уменьшить, по крайней мере исключить из нее участки, которые пересекаются с Полесским заповедником».
ОЧЕВИДНОЕ НАРУШЕНИЕ
Сейчас «Пержанская рудная компания» продолжает собирать другие, предусмотренные законом, разрешения на добычу бериллия. На упреки экологов в обществе уверяют, что месторождение будет разрабатываться подземным способом без повреждения верхнего слоя заповедника, впрочем, экологи ставят это под сомнение. Изначально история с разработкой бериллиевого месторождения вызывает немало вопросов и замечаний.
Ранее в МБО «Экология-Право-Человек» жаловалась на низкое качество отчета по ОВД и отсутствие в нем некоторых обязательных компонентов. В частности, не были проведены никакие исследования текущего состояния флоры и фауны на участках, где планируется строить обогатительный комбинат и две шахты. Собственно, на отсутствие качественных исследований жаловались и в заповеднике.
А год назад Главное управление Национальной полиции в Житомирской области инициировало досудебное расследование в уголовном производстве по злоупотреблениям должностными лицами Госгеонедр. «Злоупотребляя своим служебным положением, действуя умышленно, с целью получения неправомерной выгоды для юридического лица в нарушение требований законодательства, должностные лица назначили аукцион по продаже специального разрешения на пользование недрами с целью добычи бериллиевых руд Пержанского месторождения, которое расположено на территории Олевского района Житомирской области, что повлекло тяжкие последствия охраняемым законом правам, свободам и интересам государства в виде негативного влияния на объект природно-заповедного фонда — Полесский природный заказник общегосударственного значения», — объясняли в МБО «Экология-Право-Человек».
Также в организации напомнили, что с 2018 года «Пержанская рудная компания» участвовала в судебном процессе в качестве третьей стороны на стороне Житомирского облсовета, отрицая иск прокуратуры о незаконности согласования добычи бериллия в пределах Полесского природного заповедника. Экологи считают, что это как раз доказывает — компания хорошо осознавала, что территория месторождения частично находится в пределах заповедных территорий, на которых добыча запрещена, но все равно решила приобрести соответствующее специальное разрешение.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ВРЕД ДЛЯ ЗАПОВЕДНИКА
Глушец, тетерева, черный аист, серая сова, бородатая сова, журавли — пока эти птицы живут на территории древнего заповедника, так же, как редкие лоси и рыси. Природоохранный объект был создан еще в 1968 году именно для того, чтобы сохранить, по словам экологов, раритетные виды флоры и фауны. До сих пор заповедник считается одним из старейших и самых ценных территорий среди существующих объектов ПЗФ (о его ценности неоднократно рассказывала на страницах «Дня» автор Людмила Ступчук). Поэтому позиция природоохранного сообщества единодушна — посягать на целостность заповедника нельзя.
«Мы понимаем, что это месторождение имеет мировое значение по масштабам, мы понимаем интерес государства к тому, чтобы разрабатывать его и получить деньги. Но оно находится на природоохранной территории высокого значения, — отмечает координатор проектов Украинского общества охраны птиц Ольга ЯРЕМЧЕНКО. — Территория вокруг заповедника — это объект Изумрудной сети, эти объекты создаются в рамках выполнения Бернской конвенции по охране биоразнообразия. Это значит, что страна берет на себя обязательства обеспечивать сохранность окружающей среды. Но участок, где планируется разработка месторождения, полностью перекрывают объекты Изумрудной сети. Это значит, что мы их потеряем».
По словам пани Ольги, также под угрозой окажется ядро экологического коридора Житомирской области, то есть миграционные пути птиц. «Нам доказывают, что эти разработки не будут вредить окружающей среде, однако это проанализировали наши эксперты по экологии. Так вот, их вывод — разработки приведут к снижению уровня грунтовых вод. А он и так понизился до критического минимума. Кроме того, эти разработки приведут к загрязнению подземных вод, потому что здесь планируется строить обогатительный комбинат, на берегу реки Уборть, которая является притоком Припяти, — комментирует Ольга Яремченко. — Нам гарантируют, что будут очищающие системы, но мы знаем, как у нас обычно такое очищение проводится. Еще проблема в том, что в 11 километрах от заповедника находится граница с Беларусью. Поэтому негативное влияние на окружающую среду будет и на территории Беларуси. Река Уборть протекает и там. Это опасно не только для природной среды и биоразнообразия, но и для людей, потому что получим массу проблем для здоровья».
Природозащитник отмечает, что Полесский заповедник, несмотря на современные экологические вызовы, все равно сохранил уникальные уголки, например, массив черничных лесов, где сосредоточено много краснокнижных животных. Изюминкой Полесья считают болотные системы в комплексе с лесами, которые стали уникальной природной средой для большого количества животных. Задача власти и общественности — сохранить этот раритетный уголок природы.
«В Полесский заповедник приезжали даже экологи из Франции, чтобы инициировать создание здесь объектов мирового наследия. Пока эти участки еще живы, но уровень воды и так снижается, в перспективе мы их можем потерять. Существование таких животных, как рысь, лось, очень тесно связано с состоянием природной среды, в частности с наличием лесов и болот, — говорит Ольга. — Если уровень грунтовых вод падает, то болота начинают зарастать лесом. Потеряем биосистему и редкое биоразнообразие. Не всё нужно превращать в деньги, есть ресурсы, которые нам дают жизнь и перспективу существования вообще».
В то время когда страны Европы пытаются делать ставки на максимальное сохранение биоразнообразия и защиту окружающей среды, когда международные ученые считают в триллионах долларов убытки от пандемии и связывают появление новых вирусов с нынешним состоянием природной среды, Украина, грубо говоря, готова срубить сук, на котором держится часть экологической безопасности государства.