В начале января заведующий отделом птиц Киевского зоопарка Богдан Швайка написал на своей странице в соцсети Facebook, что в зверинце не хватает денег на корма для животных, на зарплату и спецодежду для работников, а котельная работает в аварийном режиме. А уже через несколько дней получил приказ о своем увольнении, хотя в это время находился на больничном. На запрос «Дня», на каких основаниях был уволен Швайка, и.о. директора учреждения Ирина Хоменко ответила, что работник нарушал трудовую дисциплину, по поводу чего проведено восемь служебных расследований, а также отказывался вести журнал наблюдения за птицами, которых в придачу еще и не докормил, чтобы выращивать для собственных потребностей домашних индюков и кур.
Богдан Швайка все отрицает и говорит, что у него есть документы, которые опровергают такую клевету. И добавляет: «Меня уже нет в зоопарке, а корма опять не привозят в надлежащем количестве. Например, привезли мяса на четыре килограмма меньше, чем нужно, об этом мне рассказали работники отдела, а на главной кормокухне постоянно чего-то не досчитываются».
Репутация у зоопарка уже давно не идеальная. Зоозащитники прозвали его карцером для животных, ведь из одного из лучших в Украине он превратился в один из худших в Европе. Его уже исключили из Евроазиатской региональной ассоциации зоопарков и аквариумов, хотя на сайте столичного зоопарка сказано, что он и до сих пор является его членом.
Теперь зоопарком займется санэпидемстанция и Контрольно-ревизионное управление. Об этом заявил и.о. председателя КГГА Анатолий Голубченко, который на прошлой неделе побывал здесь с проверкой. В очередной раз будут назначать нового директора, поскольку нынешний Евгений Кирилюк не справился со своими обязанностями, сказал Голубченко. За последний год не был выполнен ни один проекта для улучшения жизни животных, хотя средства на это была выделены — 16 миллионов гривен.
«ЗООПАРК ВСЕ ВРЕМЯ НАХОДИТСЯ В СТРАШНОМ СНЕ, ИМЯ КОТОРОМУ КОРРУПЦИЯ»
Однако изменится ли что-то существенно после назначения нового директора? Зоозащитники сомневаются. «Частая смена директоров не в интересах зоопарка, — добавляет Богдан Швайка, который работает здесь более 20 лет. — С каждым годом он становится грязнее и аварийнее. Речь идет об отмывании денег, что всем понятно, но об этом молчат. Например, летом были закуплены на полтора миллиона гривен биотуалеты, так за эти деньги можно было сделать 5—6 обычных, а работникам даже не выдавали мыло, чтобы руки помыть. А в отделе кадров проверка УБЭП нашла 20 «мертвых душ», которые получают зарплаты. Громкий скандал был вокруг контрабандных фламинго. Прокуратура этим занялась, но никого не наказали, потому что факт преступления не выявили. Но фламинго не разводятся в Украине, ни один зоопарк этим не занимается, а их привезли к нам около полутора десятков».
Анжелика Комарова, которая работает в зоопарке начальником пресс-службы, нарекает, что за три года работы ее так и не допустили к документации. «Это должно показаться вам странным, ведь человек на такой должности должен знать все о зоопарке, — замечает Анжелика. — В течение последнего года принимались бессмысленные решения, мы обратились к руководителям города с заявлением о нарушении ряда моментов коллективного договора. Но руководство зоопарка не реагирует на критику. Зоопарк все время находится в страшном сне, имя которому коррупция. Почему-то каждый директор отсюда уходил с новыми квартирами и машинами».
«Последние три года ничего хорошего в зоопарке не происходит. Никому не понятно, зачем было делать ремонт директорского кабинета на 300 тысяч гривен. Если возникают проблемы с поставкой качественных кормов, то их не считают нужным решать. Например, на январские праздники нам привезли комбикорм для кроликов, хотя в отдел птиц нужны корма для уток и гусей», — говорит Богдан Швайка, который работает здесь около 20 лет.
Сегодня права работников зоопарка защищает сразу два профсоюза. Как сообщили нам в пресс-службе, большинство работающих (260 человек из 320) являются членами основного профсоюза, а «Швайка вместе с начальником научно-просветительского отдела Григорьвым зарегистрировали альтернативный профсоюз «Защита труда» (количество членов — четыре человека) с целью сделать невозможным увольнение нарушителей трудовой дисциплины».
Так это или нет, мы спросили у председателя «Защиты труда» Олега Верника. Он считает, что в любом случае, прежде чем увольнять работника, который является членом профсоюза, нужно подать соответствующую просьбу его руководству. «Мы такую просьбу получили после появления приказа об увольнении. На что подготовили обоснованный отказ. Если профком отказывает предоставить согласие на увольнение работника, то его не имеют права увольнять, — продолжает Верник. — Поскольку Богдан является членом профсоюза и заместителем председателя нашего профсоюзного комитета, то это еще одно законное основание, которое не дает право его увольнять. Мы не спустим это с рук, будем обращаться в прокуратуру, к общественности и СМИ, чтобы эту ситуацию освещать».
ПТИЦ КОРМЯТ КОРМОМ ДЛЯ... КРОЛЕЙ
Об испорченной репутации зоопарка говорят как наши, так и иностранные специалисты. Большинство вольеров пустые, стоят лишь таблички с надписями тех животных, которые когда-то здесь были. Отдел приматов, который раньше славился большим количеством видов, тоже полупустой. Зато посетителей развлекают разные аттракционы, палатки со сладостями и детские площадки...
«Последние три года ничего хорошего в зоопарке не происходит, — говорит Богдан Швайка. — Никому не понятно, зачем было делать ремонт директорского кабинета на 300 тысяч гривен. Если поднимаются вопросы по поставке качественных кормов, то эти проблемы не считают нужным решать. Например, на январские праздники нам привезли комбикорм для кролей, хотя в отделе птиц нужны корма для уток и гусей».
Активистка ГО «Давай вместе» Татьяна Андрийшина добавляет, что некачественные корма стали уже нормой для зоопарка. «Во время последнего визита общественных активистов и СМИ в зверинец, нам удалось попасть на склад, чего не ожидала дирекция. Там были комбикорма для птиц, я взяла в руки овес, и по нему было видно, что он некачественный: берешь зернышко, а оно пустое... В холодильнике с фруктами мы нашли гнилые мандарины. Работницы объяснили, что это случайно, будто фрукты потом отсортировывают. Но у животных чувствительный кишечно-желудочный тракт, они же не скажут, что у них от тех гнилых фруктов живот болит».
У руководства зоопарка на эти факты тоже нашлись объяснения: «Мы внимательно следим за качеством кормов, у нас есть своя кормокухня и кормовая база, где мы выращиваем, например, кроликов для хищных животных. Если продукт оказывается испорченным, его ни в коем случае не дают животным, а возвращают поставщику для замены», — сообщили нам в пресс-службе.
СЛОНУ ХОРАСУ НУЖЕН ПСИХОЛОГ
Так же опровергают в зоопарке и то, что слон Хорас болен стереотипией, о чем неоднократно заявляли зоозащитники (речь идет о монотонном повторении одних и тех же движений в течение нескольких часов). «Проявления стереотипного поведения занимают лишь 23% его времени, а в целом Хорас игривый, контактный и никаких жалоб на его здоровье от работников не поступает», — говорит пресс-служба. И добавляет, что состояние здоровья слона летом проверял кандидат ветеринарной медицины из Сум Дмитрий Бережный. «Тема стереотипного поведения у Хораса не стоит внимания. В действительности стереотипия — это не заболевание, а всего только симптом, который может быть или абсолютной нормой, или патологией. Это проблема психологического характера, а не физического», — сказал тогда ветеринар.
Однако Анжелика Комарова убеждена, что слон действительно болен. Чтобы у него не развивалась стереотипия, его нужно чем-то развлекать, а с самим животным должны работать специалисты — киперы. Это как психологи для животных. В случае с Хорасом таких специалистов нет. «Как-то дирекция вызывала журналистов в первой половине дня, чтобы показать, что со слоном все в порядке. В то время у слона было хорошее настроение, а когда пресса ушла, слон опять был в своем танце. А слон — это коллективное существо, которое любит общение, если он живет в зоопарке, то это общение ему может заменить человек».
Ныне таких специалистов готовят в харьковском зоопарке, и, чтобы киперы приехали к Хорасу, нужно лишь послать им официальное приглашение. Но пока еще переговорами занимается не дирекция зоопарка, а активисты. Татьяна Андрийшина рассказывает, что харьковские специалисты готовы помочь, потому что если слона не лечить, то скоро у него будут проблемы с ногами, и чем старше будет Хорас, тем тяжелее будет его лечить.
Как выход из сложившейся ситуации, зоозащитники предлагают создать общественный совет, который бы контролировал деятельность зверинца. В Департаменте городского благоустройства и сохранения природной среды при КГГА пообещали с этим помочь.