Еще в 1973 году Украина (тогда — УССР) ратифицировала Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. С тех пор государство периодически должно отчитываться о соблюдении прав и прогрессе в этих сферах соответствующему комитету ООН. Следующий отчет запланирован на май 2019 года. Но запрос для него правительство получит уже в октябре.
Параллельно с подготовкой отчета локальные общественные организации могут предоставлять комитету альтернативную информацию о состоянии соблюдения в государстве прав и свобод человека. Этим воспользовалась коалиция общественных организаций, которые занимаются правами внутренне перемещенных лиц и жителей временно оккупированных территорий (ВОТ).
ЕСТЬ СТАТУС — БУДУТ ДЕНЬГИ
В первом блоке своего отчета правозащитники фокусируются на назначении и получении пенсий и соцвыплат, обращают внимание на нормы, которые препятствуют этому. Например, дополнительные проверки получателей выплат, императивное условие наличия справки переселенца и обслуживание только одним банком.
Недавно Верховный суд признал, что лишение пенсий на основании результатов таких проверок незаконно. По мнению правозащитников, то же самое можно сказать и о прекращении выплат по «спискам СБУ» людям, которые якобы вернулись на оккупированные территории. Суммы помощи чрезвычайно низкие, особенно для работоспособных лиц, и не пересчитываются в соответствии с инфляцией или изменениями прожиточного минимума.
Статус внутренне перемещенного лица не в состоянии обеспечить базовые гражданские права, например, право голоса на местных выборах. Немало активных людей на новом месте запускают социально важные проекты, но без возможности избирать местную власть интеграция не будет полной. Это же касается жилья. Есть лишь несколько национальных программ по частичной оплате жилья или уплате ипотеки. Однако переселенцы принимают в них участие на общих условиях. Да и финансирования на всех желающих не хватает. Фонд временного или социального жилья в Украине не сформирован. Некоторые семьи еще в начале АТО селили в общежития, социальные гостиницы и модульные городки, но в дальнейшем приемлемой альтернативы не нашлось.
Болезненный вопрос для перемещенных лиц — имущество. По законодательству Украины, право собственности сохраняется, а все акты самопровозглашенных республик признаются недействительными. Однако на практике эти нормы вовсе не гарантируют сохранения имущества. Поэтому кое-кто вынужден бросить все нажитое на произвол судьбы, а те, кто хочет вывезти свои вещи, сталкиваются с новой преградой — ограничения на ввоз-вывоз, установленные действующими таможенными и налоговыми правилами. Компенсация за потерянное во время антитеррористической операции имущество предусмотрена лишь статьей 19 Закона Украины «О борьбе с терроризмом». Но механизм и порядок компенсации отсутствуют, поэтому заявитель не сможет получить средства даже с позитивным судебным решением. К тому же законодательство Украины возлагает полную ответственность за возмещение всех убытков на Россию — государство, которое осуществляет оккупацию. А там выплачивать компенсации точно не спешат.
НЕЗАМЕТНЫЕ
Второй и третий разделы отчета посвящены соответственно тем, кто остался на оккупированных территориях, и людям, которые побывали в плену.
Официально пассажирское транспортное сообщение и торговля между Украиной и оккупированными территориями прекращены, внедрен особый порядок въезда и выезда. Документы, выданные властью так называемых «ДНР» и «ЛНР», а также оккупационной администрацией Крыма в Украине не признаются. Получить украинское свидетельство о рождении или смерти, которые произошли на оккупированной территории, можно лишь через суд, ведь административной процедуры не существует. Недействительны и аттестаты и дипломы, выданные на временно оккупированных территориях. Через образовательные центры «Крым-Украина» и «Донбасс-Украина» поступает в несколько раз меньше людей, чем позволяют квоты. Еще одна существенная проблема — отсутствие украинского языка, литературы и истории в программах тамошних школ, что снижает конкурентоспособность поступающих из оккупированных территорий.
Правозащитники отмечают: самый простой способ реализовать свои права для жителей оккупированных территорий — получить справку ВПЛ. Если говорить о пенсионерах, то справка с подконтрольной территории помогает лишь тем, кто из ОРДЛО. Крымчане должны привозить в отделения Пенсионного фонда документ уполномоченного органа РФ о неназначении «их» пенсии и декларации об отсутствии гражданства РФ. А пенсию начислят лишь после пересылки личного дела из Крыма через Россию. Такие требования могут нести опасность для лица, поскольку во время запроса на пенсионное дело раскрываются все персональные данные. Все перечисленное приводит к несоответствию официальной статистики и реального количества людей, которые выехали и нуждаются в помощи.
Лица, освобожденные из плена, не имеют закрепленного законом права на определение юридического статуса, лишены медицинской и психологической помощи, гарантий восстановления на работе и получения компенсаций. В январе постановление правительства определило порядок выплаты одноразового пособия бывшим пленным. Но на нее имеют право лишь освобожденные 27 декабря 2017 года и 24 января 2018 года. Люди, лишенные личной свободы при тех же обстоятельствах, но освобожденные в другое время, остаются ни с чем. Медицинская помощь предоставляется таким людям на общих основаниях. Программы социальной и психологической реабилитации не разработаны, информации о квалифицированных специалистах нет.
Если для урегулирования статуса пленных хотя бы написаны и поданы в парламент два законопроекта, то об их семьях там не вспоминается. А эти люди также нуждаются не меньше в социальной и психологической помощи.
* * *
В конце отчета правозащитники предлагают Комитету по экономическим, социальным и культурным правам ООН перечень вопросов, которые уместно было бы задать правительству во время отчетности. Они касаются финансовых аспектов, устранения дискриминационных норм и обязательств, доступа к высшему образованию и разным видам помощи, пересмотра разного рода ограничений.
Добавляются и рекомендации, которые комитет мог бы внести в заключительные замечания для Украины. Например, речь идет об отделении статуса ВПО от выплат, которые не связаны с внутренним перемещением, изменении подходов к начислению адресной помощи, отмене проверок местожительства, разработке механизмов оценки нанесенного имуществу вреда и его компенсации, принятии закона об экономической деятельности на временно оккупированных территориях и т.п.