Инициативу «Спроси женщину» запустили в рамках кампании против проявлений сексизма в СМИ относительно женщин «Повага». Цель — увеличить присутствие женщин в медиа, особенно как экспертов по темам политики, экономики, создания государства и др. Сейчас база данных только формируется, можно лишь добавлять контакты специалисток. На сайте кампании «Повага» создали кнопку «Спроси женщину» — если ее нажать, откроется форма, где нужно указать данные женщины-эксперта. Эту информацию получат разработчики проекта. Данные попадут в открытый доступ только после согласования с женщиной-экспертом. Пользоваться базой данных, вероятно, можно будет с начала следующего года. Будет работать кнопка связи с экспертом — то есть, посторонние люди не получат личных контактов того, кто в базе данных. При этом база будет в свободном доступе.
Контакты экспертов начали собирать в сентябре. Как рассказывает координатор проекта Ирина Славинская, сегодня там полторы сотни кандидатур женщин-экспертов. Они представляют различные отрасли: борьба с коррупцией, экология, медиа, право, государственное управление, архитектура, энергетика, мода, образование и наука.
Виктория ПОДГОРНАЯ, директор Международного института стратегической политики, попавшая в базу данных:
— Программа «Спроси женщину» — большой шаг вперед, чтобы формировать женское лидерство в Украине. Еще с 1990-х годов занимаюсь проблемой гендерного равенства в Украине. С тех времен есть определенный прогресс. И новая база данных позволит увидеть женщин-профессионалов, которые могут показать себя в разных сферах. Роли украинок, которые даже попадают в ВР или на телевидение, часто жестко сужены. В лучшем случае они занимаются коммуникациями и маркетингом. Стратегические вопросы, экономика, государственное строительство — это мужская парафия. Это связано со стереотипом, что женщины должны выполнять обслуживающую роль. В современном мире это ненормально, потому что женщины являются потенциалом развития. Реформы без женщин невозможно представить.
Я занимаюсь стратегическими вопросами развития политических партий, имею большой опыт. Но в моей сфере не всегда нормально воспринимают женщин-стратегов. Часто приходится прорываться через стереотипы, которые существуют в среде, — как у мужчин, так и у женщин. Феномен, который возник в Украине во время Майдана и российской агрессии, это то, что женщины оказались реальными партнерами мужчин в волонтерской деятельности и на фронте. СМИ обращают внимание на таких женщин, но этого недостаточно, чтобы показать равное партнерство.