Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Стандарты среднего образования

Как приблизить украинский вариант к европейскому
23 февраля, 2010 - 19:24

В середине 90-х годов после длительных и достаточно эмоциональных дискуссий полномочных представителей государств Европейского Союза и Северной Америки, которые были заинтересованы в упорядочивании обменов абитуриентами и студентами, был сформирован «мировой стандарт среднего образования». За обладателями «стандартных аттестатов» признавалось право вступления в любой высокорейтинговый университет мира. Вот нормативно обязательные параметры «стандарта среднего образования»:

I. Продолжительность не менее 12 лет дневного образования с 10-месячным учебным годом.

ІІ. Не менее трех лет должна длиться заключительная стадия профильной учебы, во время которой ученики старшей СШ или лицея очень глубоко изучают небольшую группу тех предметов, которые отвечают профилю запроектированного высшего образования.

Критерии I—II выполняются во всех государствах ЕС, не выполняются в США и, к сожалению, практически неизвестны и не выполняются в Украине. Поэтому для вступления на 1-й курс австрийских или других университетов молодые украинцы должны предварительно закончить два или три курса наших вузов.

В момент высших образовательных достижений СССР действовала «сталинская 10-летка», в которой дети и подростки учились по субботам, завершали учебные годы в конце июня, сдавая так называемые «переводные экзамены». До получения аттестата «доживала» приблизительно 1/5 поступивших в первый класс — самые способные и мотивированные. Университеты и институты получали «качественных» абитуриентов и сразу же начинали изложение серьезных дисциплин. Несложное вычисление дало нам такой результат: астрономическая продолжительность составляла 10 000 (десять тысяч!) астрономических часов, что на 2500 а.ч. превышает соответствующий показатель того 12-летнего среднего образования, которое предусмотрено нашим современным образовательным законодательством.

Можно мечтать о восстановлении улучшенного варианта «сталинской 10-летки», но осуществить его невозможно, ведь по тогдашним нормативам нужно учить не 1/5, а все 100% учеников.

Астрономическая продолжительность современных 12—13—14-летних вариантов европейского среднего образования лежит в достаточно широких пределах — от 9000 до 12800 а.ч., а профильного 3—4—5-летнего обучения — от 2700 до 5400 а.ч. Соответствующие показатели для Украины настолько неприемлемы, что мы их приводить не будем, ведь профильная учеба у нас практически отсутствует, учебные годы в среднем 7-месячные, а о «переводных» экзаменах и серьезной диагностике все давно забыли.

Новейшие (после 2000 года) открытия ряда наук, которые на молекулярном уровне изучают мозговую деятельность, объясняют большое количество тех явлений, которые имеют отношение к продолжительности, содержанию и методам учебы в школах. К сожалению, подобные эффекту «профессионализации» мозга фундаментальные процессы остаются полностью неизвестными для всех тех, кто пытается повлиять на немедленный переход среднего образования Украины к 10-летнего сроку учебы с сохранением самых продолжительных в мире летних каникул и тотальной «недогрузки» мозга детей и подростков. Более детальные объяснения указанных научных достижений требуют, конечно, отдельных статей.

Страны Европейского Союза не признают украинские аттестаты о среднем образовании. Если мы перейдем на 10-летний срок учебы, они будут приравнивать наши университетские дипломы к аттестатам собственного «стандартного» среднего образования.

Константин КОРСАК, доктор философских наук, директор Киевского института образовательной политики
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ